Скачать

Как без принуждения мотивировать сотрудников обучаться

О чём этот кейс

  • Как устроено обучение в бэк-офисе «ВкусВилла»
  • Как сделать так, чтобы сотрудники сами записывались на образовательные программы
  • Как «ВкусВилл» использует продуктовый подход в обучении

О компании

«ВкусВилл» — бренд полезных продуктов для здорового питания, сеть магазинов и сервис бесплатной доставки. У компании более 2200 магазинов и дарксторов и более 26 тысяч сотрудников, без учёта курьеров и партнёров.

90+

сотрудников пользуются продуктами Практикума

Подобрать обучение

Кейсом поделилась

Александра Горбунова
лидер команды обучения офиса во «ВкусВилле»

Практикум регулярно обновляет свои образовательные программы, адаптируя их к актуальным рыночным трендам и бизнес-задачам. Поэтому, если сотрудник идёт обучаться в Практикум, мы уверены в качестве знаний и навыков, которые он получит.

Если любите смотреть, а не читать
Нет времени читать целиком? Слушайте запись вебинара Александры Горбуновой, на котором она рассказала, как без принуждения мотивировать сотрудников обучаться.

Вокруг какой цели вы строите развитие команды?

Мы живём по принципам клиентократии — все процессы ориентированы на потребности клиента. Новые команды формируются, когда появляется конкретный запрос или проблема, требующая решения.

В компании нет классической иерархии. В центре — покупатель, вокруг него команды, отвечающие за ключевые и поддерживающие обещания. Например, HR-команда не взаимодействует с клиентами напрямую, но обеспечивает процессы, важные для работы других команд.

При этом у нас нет KPI, а эффективность измеряется метриками, которые отражают реальную пользу для клиента.

Как такая горизонтальность влияет на обучение сотрудников?

Во «ВкусВилле» нет HR-директора, который централизованно управляет структурой HR-департамента.

Вместо этого HR-команды формируются органически, исходя из потребностей бизнеса. Например, когда стало очевидно, что продавцам необходимо обучение для качественного взаимодействия с клиентами, появилась команда обучения. Аналогично возникли команды, обучающие курьеров, кураторов доставки и сотрудников горячей линии.

Обучение в бэк-офисе охватывает широкий спектр специалистов: технологов, аналитиков, дизайнеров, бренд-стратегов, разработчиков мобильных приложений и другие команды — от B2B до аптек и микромаркетов. Все они работают в разных форматах: в офисе, удалённо или гибридно.

Главное — в офисе нет обязательных программ обучения. Вместо жёсткой структуры мы ориентируемся на вовлечение: если у сотрудника есть запрос и потребность в развитии, мы помогаем.

Какие боли для вас закрывает Яндекс Практикум?

Коллегам часто не хватает времени и знаний для самостоятельного поиска курсов и экспертизы. Тут подключается HR.

Например, у команды есть запрос на глубокое изучение EPR для аналитиков. Мы знаем, что такие курсы есть в Яндекс Практикуме. Поэтому формулируем конкретный запрос, какое обучение нужно и на сколько человек, — и отправляем через платформу Грейд. Партнёры подбирают подходящее обучение и выдают все доступы.

Сотрудникам остаётся только начать обучение. После мы отслеживаем его результаты и фидбэк.

Расскажите про внутреннее обучение — какие продукты запускаете?

Самый удачный кейс — это книжные клубы.

Во «ВкусВилле» книжная культура развита настолько, что сотрудники говорят словами из книг «Принцип „чёрного ящика“», «Стратегия голубого океана» и, конечно, «Антихрупкость». Чтобы глубже погрузить команду в эти идеи, мы запустили формат книжных клубов.

Два раза в квартал собираемся очно, заранее выбираем книги и готовим встречи в интерактивном формате. Не просто читаем, а проводим фасилитационные сессии по 4–6 часов, на которых сотрудники обсуждают, задают вопросы и находят способы применить идеи из книг в работе.

Важно, что каждый клуб — это возможность для кросс-функционального общения, когда офисные работники знакомятся с коллегами из магазинов, складов и распределительных центров.

Формат стал настолько популярен, что на каждый книжный клуб приходит около 20% новых людей. А команды простят сделать кастомные встречи под свой запрос. Например, B2B-направление попросило провести обсуждение книги «Клиенты на всю жизнь», чтобы лучше понимать потребности клиентов.

Участник книжного клуба записывает идеи и заметки в сервисе Miro

Добавляем интерактив, чтобы никто не заскучал

Второй успешный проект — «Школа фасилитаторов». У команды была потребность уметь кросс-функционально договариваться и эффективно проводить встречи, планировать задачи и проводить ретро.

Мы разработали модульную очную программу с сертификацией, ориентированную на практическое обучение, в рамках которой дали сотрудникам базовые и простые инструменты фасилитации для решения повседневных задач.

Спикер «ВкусВилла» выступает перед зрителями у доски

Только дружелюбная атмосфера и нетворк

Сотрудники, прошедшие обучение, начали активно использовать полученные инструменты внутри своих команд. Они отмечают, что работа стала более эффективной. Мы наблюдали снижение количества «мелких» запросов на фасилитацию встреч, так как теперь у нас есть внутренние эксперты. Программа открыла новую «профессию» для сотрудников, желающих развиваться в компании или разнообразить свою текущую сферу деятельности.

А ещё группа на следующий поток начинает собираться за три месяца до старта, даже без официального анонса. Это свидетельствует о высоком интересе и ценности программы для команды.

Курсы Практикума не только нравятся сотрудникам, но и решают задачи бизнеса

Оставьте заявку, подберём обучение специально для вашей компании

Оставить заявку

А были неудачные запуски?

Да, мы хотели перенести формат книжных клубов в онлайн, чтобы ребята не из Москвы тоже были в контексте. Решили запустить подкаст «Люди, которые читают» в формате MVP и протестировать гипотезу: удобно ли сотрудникам слушать обсуждения книг, будет ли спрос.

За четыре месяца мы записали несколько эпизодов. Но ожидаемых просмотров не достигли, а конверсия уникальных просмотров падала на 20% с каждым новым выпуском.

Это дало нам ценные инсайты. Мы поняли, что в будущем нужно пересобрать подкаст, а пока — сэкономить ресурсы и сфокусироваться на других проектах.

Какие метрики отслеживаете для оценки эффективности обучения?

Ключевая метрика — вовлечённость. Каждый месяц анализируем, сколько сотрудников приняли участие в обучении, а раз в квартал оцениваем прирост.

Сейчас наша цель — увеличение вовлечённых на 10% каждый квартал.

Каждое образовательное решение имеет свои показатели: количество завершённых курсов, оценки участников, обратную связь. Мы фиксируем, какие курсы наиболее востребованы, и адаптируем программу.

Участники мероприятия «ВкусВилла» в конференц-зале

Мнения сотрудников для нас самое ценное

Пока нет возможности детально отслеживать весь путь обучения каждого сотрудника из-за ограничений платформы. Но планируем развивать аналитику, чтобы предлагать более релевантные программы.

Как вы всё это придумали с командой?

Я стремлюсь к тому, чтобы не быть сапожником без сапог. Мы учим сотрудников фасилитации, учим проводить ретро, планировать. Так давайте тоже будем этим заниматься?

Ежеквартально мы проводим фасилитационные сессии, подводим итоги, планируем следующий период.

Еженедельно команда синхронизируется и подбирает формат встреч под себя. Так у нас появился бэклог задач и проектов в Miro, где фиксируются ключевые направления работы, а также метрики, которые помогают анализировать эффективность.

Поделитесь внутренними правилами команды, по которым вы строите систему обучения.

​ ​Все проекты и продукты мы запускаем не интуитивно, а отталкиваясь от запросов, кастдевов и опросов. Совместно обсуждаем, что можно сделать, рассматриваем идеи, дорабатываем их, проводим исследования. Сотрудник не всегда точно знает, какое обучение ему нужно, но у него есть потребность, которую мы помогаем закрыть.

Каждый месяц анализируем вовлечённость, оцениваем, что вызывает отклик, а что нет. Если что-то не работает, смело отказываемся от этого, даже если идея нам нравится.

Фидбэк — наш главный ориентир. После каждого мероприятия мы собираем отзывы, анализируем их и вносим соответствующие корректировки в программы. Развиваем направления, на которые есть спрос, и переделываем то, что получает негативную обратную связь.

Ключевое — по пунктам:

  • «ВкусВилл» строит работу по принципам клиентократии — все процессы ориентированы на потребности клиента.
  • Обучение строится из запроса сотрудников, без «обязаловки».
  • HR’ы применяют продуктовый подход при запуске программ — тестируют гипотезы и ориентируются на цифры.
  • Ключевая метрика эффективности — прирост вовлечённых в обучение.

Другие кейсы

Оставьте заявку, и мы подберём подходящую программу обучения

Mon Jun 09 2025 02:17:58 GMT+0300 (Moscow Standard Time)