Адаптация на новой работе: как влиться в коллектив и погрузиться в задачи быстро и без напряжения
Адаптация на новой работе: как влиться в коллектив и погрузиться в задачи быстро и без напряжения
Вместе с коучем IT-руководителей и команд Юлией Аравиной разбираемся в нюансах процесса адаптации, уточняем сроки и даём рекомендации по её успешному прохождению.
Важно учитывать, что в зависимости от компании процесс адаптации может отличаться, а в небольших компаниях его вообще может не быть. Прошедший отбор сотрудник просто зачисляется в штат, выходит и начинает работать, пытаясь самостоятельно разобраться в новых реалиях и структурировать их.
Рассмотрим на верхнем уровне стандартный вариант процесса адаптации и разберём, что происходит в первые дни на новой работе. Как правило, так процесс проходит в крупных компаниях.
Этап 1. Обычно адаптация сотрудника начинается ещё до его трудоустройства: ему присылают важную вводную информацию: во сколько и когда ему нужно прийти, кто его встретит.
Этап 2. В первый день нового сотрудника обычно встречают рекрутер, наставник или бадди, то есть специалист, который впоследствии будет его сопровождать в процессе адаптации. Первым делом нужно прочитать и подписать кадровые документы, в том числе инструктаж по технике безопасности. Задача сотрудника на этом этапе — пройти все формальные процедуры.
Этап 3. После оформления документов обычно организуется встреча с руководителем или — в зависимости от величины команды — с его заместителем. Как вариант, руководитель станет его наставником и будет сопровождать на протяжении всего испытательного срока. Также это может быть наставник-эксперт, передающий знания.
Этап 4. Новому сотруднику показывают его рабочее место, выдают необходимую технику и сообщают логины и пароли. Это могут сделать рекрутер, руководитель, наставник или бадди, но чаще этим занимается системный администратор.
Этап 5. Затем следует знакомство с командой. Если команда распределённая, это будет зум-встреча, если офлайн-, то физическое знакомство.
Этап 6. Сотруднику выдают план того, что важно прочитать, чтобы узнать больше о ценностях и принципах работы компании, ключевых задачах, продуктах и организационной структуре, а также знакомят его с базой данных. В этот же момент предоставляют план стажировки, в котором прописано, что ему нужно сделать, например, в первый день, в первые три дня, в первую неделю.
Как правило, человеку нужно несколько дней на то, чтобы прочитать всю вводную информацию, в этот период его не нагружают. Только затем начинается погружение в рабочие задачи.
В компаниях с качественно построенным процессом адаптации у сотрудника к этому моменту уже заведена корпоративная почта, а в его календарь поставлены встречи, например с командой, с руководителем или с внутренними заказчиками. То есть у новичка уже есть предсказуемое расписание встреч, он встроен в команду.
Этап 7. Непосредственный руководитель, даже если он не выступает наставником, встречается с новым сотрудником хотя бы раз в неделю или раз в две-три недели, чтобы узнать, как идёт процесс адаптации, и проконтролировать результаты работы.
Также контакт с новым сотрудником может поддерживать hr-специалист. В этом случае он тоже узнаёт, всё ли у него идёт в порядке и есть ли какие-то сложности с командой и руководителем.
Этап 8. В процессе адаптации сотрудник проходит базовое вводное обучение, а затем постепенно подключается к рабочим задачам. Обычно новичка ставят к более старшему и опытному сотруднику, вместе с которым они могут решать задачу, либо он просто контролирует новичка.
Этап 9. Промежуточные встречи для измерения прогресса сотрудника и понимания, соответствует ли он ожиданиям компании.
Этап 10. Финальная встреча по итогу испытательного срока, после которой принимается решение, будет ли новичок продолжать работу в команде.
Чтобы устроиться на новую работу и успешно строить карьеру, нужно понимать, кем ты хочешь быть. Выявить сильные стороны и определиться с направлением поможет профориентационный тест, разработанный методистами Практикума и МГУ. Пройти его и получить результаты можно бесплатно.
Бадди и наставник — это две разные сущности. Наставник — это опытный член команды, более старший в плане грейда по отношению к пришедшему сотруднику. Он передаёт сотруднику знания, рассказывает про специфику работы компании и продукта, даёт небольшие задания или присоединяет его к своим задачам и отслеживает прогресс.
Главная функция бадди — именно эмоциональная и неформальная поддержка нового сотрудника, разъяснение нюансов повседневных процессов и даже быта в офисе: куда сходить поесть, как получить пропуск на парковку.
В российских реалиях наставник часто выполняет роль бадди, но в крупных компаниях это могут быть два разных человека. Бадди помогает снять нагрузку с наставника, опытного специалиста, время которого, как правило, дорого обходится компании.
Бадди могут стать сотрудники даже из других подразделений. Важнее, чтобы в случае офлайн-работы они находились в нужном офисе и могли в моменте эмоционально поддержать нового сотрудника и упростить знакомство с жизнью офиса: показать, где можно поесть, подсказать, к кому с каким вопросом обращаться и где взять нужную канцелярию.
Сроки прохождения адаптации зависят от нескольких факторов:
● грейд нового сотрудника и должность, на которую он вышел;
● способность самого человека к адаптации в новых условиях;
● то, как в компании выстроены процессы.
В среднем на линейных должностях адаптация длится от 1 до 3 месяцев. Чем выше уровень руководителя, тем дольше длится адаптация. Условно говоря, у среднего менеджмента это может быть полгода, у топ-менеджмента адаптация занимает уже год. Под адаптацией в данном случае понимаем выход на максимальную результативность.
Рекрутеры считают ошибкой найма, если человек ушёл в течение первого года работы. Считается, что что-то было не полностью диагностировано на собеседовании, чего-то не заметили. Следовательно, реальный процесс адаптации длится около года — в отличие от формального процесса, который занимает три месяца.
Благополучие сотрудника в процессе адаптации — это ответственность не только компании, но и самого работника. Процессы в компании могут быть настроены по-разному, в том числе не всегда наиболее оптимальным для новичка образом. Но если сотруднику важно работать в этой компании, его задача — приложить максимальные усилия в процессе адаптации, он сам должен быть в этом заинтересован.
Важно проявлять проактивность. Если, например, человек попал в компанию, в которой отсутствует хорошо выстроенный, прозрачный процесс адаптации, его задача — уменьшить для себя объём неопределённости, создать для себя более понятный процесс работы, сделать прозрачными ожидания руководителя и свои.
Если что-то непонятно, спрашивать у руководителя, возвращаться с конкретными вопросами про испытательный срок: «А какие у меня цели на испытательный срок?», «Как мы поймём, что я их достиг, какие будут промежуточные метрики?»
Ключевая задача нового сотрудника — синхронизироваться в ожиданиях со своим непосредственным руководителем. Все ожидания должны быть письменно зафиксированы — это убережёт от сильного расхождения по итогу испытательного срока.
Ещё один существенный момент: не стоит постоянно отвлекать руководителя и наставника мелкими вопросами. Лучше попробовать разобраться самому — например, более внимательно изучить базу знаний или собрать все вопросы и задать их единовременно в удобное время.
Стоит проявить инициативу и в плане знакомства с командой, самому инициировать знакомства и неформальные встречи, совместные перерывы на кофе или обед.
В процессе адаптации новый сотрудник может испытывать множество разных чувств и эмоций. Важно уметь управлять стрессом и своими эмоциями. Вот с какими негативными эмоциями и ощущениями можно столкнуться — и вот как их преодолеть.
1. Чувство «я не такая (не такой), ничего не успеваю, наверное, я не подхожу на эту должность». Такое переживание в процессе адаптации абсолютно нормально. Когда мы обучаемся чему-то новому (а в новой компании даже знакомые задачи и процессы могут быть устроены и решаться не так, как мы привыкли), мы частично «обнуляемся». Нужно дать себе время, осознать, что учиться — это нормально и прямо сейчас у нас есть на это время.
2. Когнитивная ошибка — сравнивать себя-новичка с собственной пиковой реализацией. Условно говоря, человек уходит с прошлого места работы, отработав 10 лет. Естественно, что он знает все процессы и всех связанных с ними людей и способен быстро решить любую задачу. На новом месте он пока ещё ничего и никого не знает и может начать чувствовать себя некомпетентным.
Нужно учитывать, что, во-первых, это временное чувство, а во-вторых, оно, скорее всего, неправдивое, потому что человек обнуляет свои достижения в прошлом. Здесь важно проводить адекватное сравнение: если сравнивать, то сравнивать с собой, например, в период адаптации на прошлом месте работы, а не на пике. Тогда будет скорее заметна качественная динамика и признаки того, что человек осваивается в новых реалиях.
3. Раздражение от того, что всё либо непонятно, либо делается не так, как привык человек. В этом случае важно не проявлять агрессию, а детально разбираться в системах, процессах и контексте.
4. Ещё один дискомфортный момент в процессе адаптации может быть связан с тем, что специалист пока ещё не чувствует себя частью команды. Это тоже нормально: доверие не строится быстро. Новый человек пока ещё чужой для команды, и даже если она благожелательно относится к новичку, у неё есть своя история до него, локальные шутки, пережитые вместе события и общие воспоминания, частью которых человек пока не является.
Здесь поможет, во-первых, открытый разговор про свои чувства, вплоть до: «Слушайте, ребят, вот сейчас я не понял шутку, можете объяснить?» Во-вторых, собственная инициатива, направленная на узнавание коллег: например, можно предложить провести вечер настольных игр, сходить вместе пообедать или попить кофе, поговорить на общие темы и т. д. Важно самому инициировать эти контакты, а если что-то идёт не так — сообщать руководителю, обсуждать конфликты и искать решение.
Советы для быстрой адаптации
Читать также: