Компания «1С» разрабатывает продукты, которые используют в бизнесе для автоматизации процессов. Например, с помощью программ на платформе «1С:Предприятие» можно упростить:
● бухгалтерский учет,
● управление взаимоотношениями с клиентами,
● логистику,
● закупки,
● создание и контроль проектов.
Платформа «1С:Предприятие» позволяет использовать типовые или нетиповые решения — в зависимости от сферы, размера бизнеса и задач. Эти решения поддерживают два варианта работы:
1. Файловый. Администратор 1С размещает базу данных решения 1С на компьютере конечного пользователя или в сетевой папке. На ПК устанавливается клиентское приложение. С его помощью бухгалтер, менеджер по продажам или руководитель подключаются и работают с системой. Способ подходит для компаний, где нет большого объема данных, а 1С используют максимум пять сотрудников.
Все данные хранятся в файловой базе системы «1С:Предприятие»
2. Клиент-серверный. Способ оптимален для компаний с большим количеством пользователей и массивным объёмом данных, которые надо обрабатывать. Администратор устанавливает дополнительные компоненты платформы «1С:Предприятие»:
● Клиентское приложение. Это программа, которая работает на ПК каждого пользователя и позволяет ему интерактивно взаимодействовать с системой.
● Один или несколько серверов 1С. Через них пользователи подключаются к информационной базе.
● Систему управления базами данных. Например, MS SQL или PostgreSQL — в них хранится информационная база.
В клиент-серверном варианте данные хранятся на сервере СУБД, а кластер серверов — посредник между пользователем и базой данных
Файловую версию системы можно установить самостоятельно, а для запуска клиент-серверного варианта потребуется помощь администратора.
Система 1С состоит из двух главных элементов:
1. Платформа. Это программа, которая позволяет работать и разрабатывать решения 1С. Платформу создаёт компания «1С», и разработчики решений не могут её менять.
2. Конфигурация. То есть различные решения для бизнеса. Их создают разработчики с помощью платформы 1С.
Типовая конфигурация — это «коробка» для работы с бизнес-процессами, которые используют чаще всего. У типовой конфигурации — минимальный функционал: например, для сдачи бухгалтерской отчётности или выгрузки счетов-фактур. Если компании нужны дополнительные функции, разработчики могут создать новые решения или доработать типовые.
Чтобы установить типовую конфигурацию, нужно скачать шаблон с официального сайта компании «1С», затем выполнить копирование файлов шаблона в указанный каталог и с помощью мастера установки создать конкретную информационную базу. На витрине приложений 1С каждый пользователь может просмотреть демо-версии и ознакомиться с функционалом типового решения.
Например, в салоне красоты используют типовую конфигурацию на базе программы «1С:Предприятие». Через какое-то время появилась необходимость автоматически отправлять клиентам сообщения с напоминанием о записи. Для этого приглашают разработчика, который автоматизирует этот процесс.
Научиться работать с программой можно на курсе «Разработчик 1С». Студенты создают собственные конфигурации на базе «1С:Предприятие 8.3», изучают основы администрирования и тренируются интегрировать программу в другие сервисы.
Чтобы не получать штрафы, компаниям приходится регулярно отслеживать изменения в законодательстве. В решениях 1С этот процесс автоматизирован: типовые конфигурации содержат документы и отчётность в соответствии с актуальными требованиями. Но если программу не обновлять, есть риск, что пользователям придётся формировать необходимые документы вручную.
1С обновляется так же, как приложения в смартфоне: в новых редакциях и версиях исправляют ошибки, добавляют новые возможности, меняют интерфейс.
Например, нужно, чтобы пользователи могли подписывать документы в электронном виде. Для этого:
1. «1С» выпускает обновление платформы с механизмами, которые взаимодействуют со средствами криптографической защиты информации.
2. Разработчики создают конфигурации, в которых можно использовать эти механизмы для работы с электронной подписью.
3. Администратор 1С обновляет конфигурацию и платформу.
4. Пользователи подписывают документы электронной подписью, не выходя из программы 1С.
Чтобы сохранить и обезопасить данные, которые используются в 1С, администратор настраивает доступ к функциям программы в зависимости от потребностей пользователя.
Роль — объект конфигурации, она может соответствовать должности или роду деятельности пользователя. Роли в конфигурациях определяет и настраивает разработчик 1С.
Например, у менеджера по продажам роль — «Работа с Заказом Клиента» с правами доступа «Чтение», «Добавление», «Изменение», «Просмотр». Он может просматривать и добавлять данные, например новые заказы. Но не может изменять информацию, например характеристики продукта.
Управление правами пользователей нужно, чтобы сохранить и обезопасить данные, которые используют в 1С. Например, можно установить ограничения, при которых:
● менеджеры могут просматривать заказы коллег или только свои;
● сотрудники могут заходить в программу только в рабочее время;
● разные пользователи имеют доступ к определённым материалам: бухгалтер может просматривать только финансовые документы, а отдел кадров — кадровые.
Например, в базе для салона красоты нужен справочник с контактами клиентов, а также инструменты для записи на услуги и хранения отзывов. Разработчик определяет объекты и роли к ним: например, у роли «Менеджер» есть право работать со справочником и записывать клиентов на услуги, а «Директор» кроме этого может просматривать обратную связь.
Разберём алгоритм, по которому можно это сделать:
1. Открываем «1С:Предприятие» в режиме «Конфигуратор». С помощью этого режима разработчики создают и изменяют прикладные решения, а администраторы — управляют информационными базами.
2. Выбираем объект «Роли» в дереве объектов конфигурации. Затем нажимаем «+» — «Добавить» на командной панели.
3. Вводим имя новой роли и определяем Синоним — то, как при работе пользователь будет видеть роль в интерфейсе.
4. Переходим к настройке пользователей и назначению ролей. Для этого открываем контекстное меню «Администрирование» → «Пользователи» и кликаем на «Добавить».
5. Определяем имя пользователя в окне «Пользователь» и устанавливаем пароль для авторизации в системе. На закладке «Прочие» устанавливаем доступные пользователю роли — например, «Директор».
Настройка доступа завершена. Теперь, когда директор компании будет входить в систему, у него будут права, которые мы ему назначили.
При администрировании системы 1С необходимо выставить периодичность резервного копирования. То есть создать копию базы данных, в которой содержится информация обо всех операциях, проведённых в системе 1С.
Резервное копирование поможет избежать потери данных, если в систему попадёт вирус. Например, менеджер несколько дней вносит в 1С информацию о клиентах, проводит сверку и исправляет ошибки. Работа почти закончена, но вирус зашифровывает данные без возможности их восстановить.
В 1С есть два вида резервного копирования:
1. Файловый вариант. Здесь достаточно резервного копирования файла базы данных, который хранится на диске, — это файл 1Cv8.1CD.
Файл 1Cv8.1CD либо копируют вручную, либо администратор 1С пишет скрипт, который создаёт копии автоматически и по заданному расписанию
2. Клиент-серверный. В этом случае данные хранятся не в файлах, а на сервере системы управления базами данных. В таком случае резервное копирование выполняется средствами этой системы.
Копировать данные можно с разной периодичностью, например раз в час или раз в месяц, — всё зависит от того, насколько критично для компании потерять данные. Например, если установили периодичность копирования один раз в месяц и система «упала», компания теряет все данные, которые сохранились с момента последнего копирования.
Совет эксперта
Читать также: