Бенчмаркинг (от англ. benchmark — эталон, проверочная точка) — это метод анализа, который помогает найти лучшие практики в отрасли, оценить, сравнить и затем применить их. Анализируют и прямых конкурентов, и компании из других сфер бизнеса — всех, у кого можно найти идеи и эффективные решения.
Бенчмаркинг помогает исследовать и сравнивать:
● Товары, услуги, характеристики и функции продукта;
● Метрики: например, выручку, количество пользователей приложения, глубину просмотра;
● Процессы в компании: например, адаптацию новых сотрудников;
● Рекламные кампании, медиапродвижение;
● Позиционирование бренда;
● Стратегии: например, по выходу на новый рынок;
● Бизнес-модели.
Метод используют на разных стадиях жизненного цикла проекта: при сборе требований, планировании, реализации, контроле. Особенно часто к бенчмаркингу обращаются на старте разработки продукта.
Например, продуктовый супермаркет хочет создать собственное приложение по доставке товаров, и нужно разработать интерфейс. Компания применяет метод бенчмаркинга: смотрит, как это уже реализовано у других магазинов, а также изучает опыт ресторанов, маркетплейсов, сервисов по доставке готовой еды.
Проводить сравнительный анализ могут дизайнеры, тестировщики, SEO-специалисты, маркетологи. Но чаще всего бенчмаркинг применяют в своей работе бизнес-аналитики — это специалисты, которые собирают, обрабатывают и анализируют информацию, связанную с работой разных отделов и направлений компании.
Освоить профессию бизнес-аналитика можно с нуля с помощью онлайн-курса. Студентов учат исследовать потребности пользователей, внедрять новые идеи, структурировать задачи для команды разработчиков, просчитывать эффект от изменений в деньгах и влиять на бизнес-процессы в компании.
Бенчмаркинг помогает создать конкурентоспособный продукт или улучшить показатели компании. Цель анализа должна быть связана с главной целью бизнеса: например, увеличение выручки или выход на рынок другой страны. Аналитики находят эффективные решения у конкурентов или в смежных отраслях, изучают чужой опыт и решают, как его интегрировать.
Вот какие задачи необходимо решить для достижения целей бенчмаркинга. Они же — этапы анализа:
● Определить, какой продукт, процесс или функцию в компании нужно сравнить;
● Найти конкурентов и компании из других сфер для сравнения;
● Определить критерии сравнения;
● Проанализировать опыт компаний, сравнить практики;
● Выделить лидеров рынка, эталонные кейсы;
● Изучить ресурсы собственной компании, сильные и слабые стороны;
● Решить, как использовать лучшие практики с учётом возможностей компании.
В идеале бенчмаркинг должен заканчиваться планом действий — как внедрить лучшие практики и достигнуть эталона
Бенчмаркинг классифицируют по объектам и по показателям, которые сравнивают. Например, он может быть внутренним и внешним.
Внутренний бенчмаркинг — это сравнение отделов, направлений бизнеса, показателей внутри одной компании. Так можно анализировать производительность команд разработки сайта. Или пользовательскую удовлетворённость внутри одного продукта, но на разных страницах — к примеру, в «Корзине» и в «Каталоге» интернет-магазина.
Внешний бенчмаркинг — это сравнение с другими компаниями или внешними объектами. Можно исследовать прямых конкурентов, представителей смежных отраслей, лучшие решения в целом на рынке — локальном и мировом. Например, бренд одежды хочет создать сайт с возможностью выбора и оплаты товара. Для этого он изучает сайты похожих брендов, магазинов, которые продают товары онлайн в других сферах, а также анализирует опыт маркетплейсов.
Ещё бенчмарк-анализ может быть функциональным (практическим) и сравнительным:
Функциональный (практический) анализ — сравнение отдельных функций других компаний с такими же функциями внутри собственной компании. Это может быть, например, доставка продукции с разных складов до потребителя.
Сравнительный анализ — изучение стратегических решений, которые принимали другие компании. Например, что делали конкуренты в условиях кризиса или как работали с репутацией после неудачной рекламной кампании.
Бенчмаркинг применяют многие компании. Но тем, кто хочет использовать его впервые, стоит разобраться в основных плюсах и минусах. Вот они.
Бенчмарк-анализ можно использовать в разных сферах: в IT, ритейле, финансах, медицине, производстве. Этот метод применяют частные и государственные компании, с его помощью исследуют компании в целом, подразделения, процессы, продукты и даже отдельные элементы — например, каталоги товаров в интернет-магазине.
Совет эксперта
Читать также: