При правильном использовании методика помогает компании расти и улучшать ключевые показатели, организовывать работу сотрудников и управлять командой.
Specific — конкретная;
Measurable — измеримая;
Achievable — достижимая;
Relevant — значимая;
Time bound — ограниченная во времени.
Разберём требования более детально:
● содержать точный ответ на вопрос «Что делать?» — например, повысить средний чек при заказе через сайт;
● подразумевать один конкретный результат, а не несколько разных: например, повысить средний чек — это одна цель, а повысить средний чек и увеличить продажи — две разные цели.
● Укладываться в реалистичные сроки. Невозможно удвоить показатели целого отдела за две недели, если раньше на это уходило три месяца.
● Опираться на объективные показатели: например, предыдущий опыт или средние цифры по рынку. Бессмысленно ставить отделу продаж план в три раза больше, чем в предыдущем месяце, если до этого их показатели росли примерно на 20–30% в месяц.
Если поставить нереалистичную цель, есть риск не только не добиться нужных результатов, но и демотивировать команду — в следующий раз у сотрудников будет меньше стимулов, чтобы стараться.
Занижать цели тоже не стоит. Они должны быть амбициозными, чтобы компания росла, а команда развивала свои навыки.
Методика SMART больше ориентирована на постановку бизнес-целей для всей команды. Она опирается на объективную реальность и мотивацию сотрудников, чтобы использовать их для пользы компании.
Обе системы можно использовать параллельно: например, раз в квартал расписывать сотрудникам индивидуальные цели по GROW, а затем переходить к планированию рабочих целей по SMART.
1. Провести исследование.
Изучить продукт и компанию, рынок и конкурентов. Найти проблемные места и точки роста — это могут быть продажи или мотивация сотрудников.
2. Сформулировать цели.
Для каждой проблемной точки должна быть одна цель с одним достижимым результатом.
3. Проверить цели на соответствие SMART.
Для этого последовательно задать вопросы:
● Достаточно ли конкретная и точная формулировка? Нет ли у неё двойного значения или расплывчатых определений?
● По каким KPI будет оцениваться результат?
● Реально ли достичь цели в указанные сроки и с имеющимися ресурсами?
● Как достижение этой цели поможет бизнесу? Соответствует ли она стратегии компании?
4. Назначить исполнителей.
Даже если цель ставится для всей команды, нужно обязательно выделить тех, кто будет отвечать за каждый этап и отчитываться о результатах. Иначе сотрудники будут перекладывать ответственность друг на друга.
5. Установить сроки и точки контроля.
Помимо финального срока, у больших задач могут быть промежуточные даты, чтобы проверять, как продвигается работа. Это позволит вовремя корректировать сроки, ресурсы или даже саму задачу, если вводные поменяются.
6. Зафиксировать договорённости.
После того как цель поставлена, нужно записать её и обозначить срок с помощью любого рабочего органайзера — например: Trello, Google Calendar или Jira.
Критерии SMART помогают снять возражения и ответить на все вопросы при постановке целей.
● Простота.
Достаточно научиться один раз, чтобы пользоваться методикой постоянно.
● Удобство в применении.
Система постановки задач SMART помогает воплощать глобальные цели на практике: разбивать их на отдельные задачи и последовательно выполнять. Всегда можно вернуться на предыдущий этап, чтобы сотрудник точно понял, что от него требуется и как это сделать.
● Лёгкость в отслеживании результата.
Всё благодаря точным формулировкам, понятным KPI и срокам.
● Помощь в управлении командой.
Распределять задачи, мотивировать, добиваться поставленных целей по система СМАРТ и расти.
● Повышение мотивации.
Команда чётко понимает, в каком направлении движется, какие ожидания, как добиться результатов.
Единственный минус SMART — это человеческий фактор: если упустить хотя бы одну составляющую из пяти, ничего не выйдет.
Эту проблему можно решить, задав нужные вопросы в открытой форме.
Например, отделу техподдержки поставили цель: сделать так, чтобы клиенты чаще оставляли хорошие отзывы. Но никаких ощутимых преимуществ сотрудники за это не получают. В результате отзывов больше не стало. Тогда сотрудникам пообещали премию за каждые 100 положительных откликов. Они стали больше стараться, проявлять заботу о клиентах и просить их оставлять отзывы на сайте и в соцсетях.
Например, цель — запустить сайт интернет-магазина. Над ним работает команда из 15 человек, и руководитель команды утверждает, что они уложатся в пару месяцев. Его задача — трезво оценить ситуацию: в процессе кто-то может заболеть или уйти с проекта, тестировщики отловят слишком много ошибок или придётся добавить целый раздел. Лучше добавить минимум пару недель, чтобы точно уложиться в срок.
❌ Нет | ✅ Да |
---|---|
Улучшить результаты продаж. | Сделать так, чтобы сотрудники к концу года заключали на 50% больше договоров с новыми клиентами благодаря новым скриптам для продаж. |
Изменить отношение сотрудников к работе. | Провести опрос и выяснить, каких стимулов не хватает сотрудникам, поменять систему мотивации и сравнить результаты через три месяца. |
За три недели создать отдел из 50 IT-специалистов. | За полгода провести анализ рынка, выделить ресурсы для поиска и найма персонала, разработать систему мотивации для новых сотрудников, вырастить собственных специалистов с помощью образовательной среды. |
❌ Нет | ✅ Да |
---|---|
Купить квартиру в Москве. | Купить квартиру за 10 млн рублей, в районе СЗАО и уложиться в 3 месяца. |
Заняться здоровьем. | Каждые полгода проходить проверку у терапевта и трёх специалистов, выполняя их рекомендации по результатам. |
Похудеть на 30 кг за две недели. | Похудеть на 15 кг за полгода, проконсультировавшись с диетологом и добавив три тренировки в неделю. |
Читать также: