Менеджмент  •  20 августа 2024  •  5 мин чтения

От проекта до продукта: чем занимаются project‑менеджер и product‑менеджер

Любой IT-продукт создаёт команда. За то, чтобы всё работало как задумано, отвечают продакт- и проджект-менеджеры. Выяснили, чем различаются их задачи.

В чём разница между продуктом и проектом

В IT-сфере продуктом называют что-то неосязаемое, что не имеет срока годности и постоянно развивается. Это может быть мобильное приложение, сайт, обучающий курс или отдельный сервис внутри приложения.

Проект — это нечто осязаемое, у чего есть чёткие сроки, бюджет, прописанная цель и ресурсы для реализации. Можно сказать, что продукт состоит из нескольких проектов, при этом любой завершённый проект не означает готовность продукта.

Продукт бесконечен, и, чтобы он работал и был полезен, нужно реализовывать проекты, например доработать раздел FAQ или усовершенствовать поиск
Чтобы цепочка «проект → проект → продукт» работала без сбоев, в команде нужны продукт-менеджер и проджект-менеджер.

Задачи продакта и проджекта

Часто считают, что продакт-менеджер и проджект-менеджер — разные названия одной профессии. На самом деле у продакт-менеджера и проджект-менеджера есть разница в задачах, которые они решают.

Продакт-менеджер — это своего рода генеральный директор или CEO компании. Чаще всего это человек, который придумал продукт и разработал стратегию его развития. Продакт понимает, для кого этот продукт и как он должен выглядеть, чтобы стать прибыльным и востребованным у пользователей.

Екатерина Меркулова, Senior Product
В компании, где я работаю, продакт-менеджер — это «предприниматель». То есть у него есть идея продукта, он защищает её перед «инвесторами», получает деньги и время на реализацию. В запланированный срок менеджер представляет продукт или его часть, а затем снова продолжает работу.

Если продакт-менеджер — «генеральный директор», то проджект — «исполнительный». Его задача — сделать так, чтобы все процессы, необходимые для запуска продукта, работали без сбоев.

Вот чем отличаются задачи продакт-менеджера от проджект-менеджера.

Отличие продакта от проджект-менеджера в том, что он решает более глобальные задачи
Специалистам, которые хотят развиваться в сфере управления в IT, часто не хватает понимания, как устроена разработка продукта. В Практикуме есть бесплатный курс, который поможет в этом разобраться. Сначала можно пройти его, а потом попробовать свои силы в бесплатной вводной части по одному из направлений — продакт или проджект-менеджменте.
Профессиональные навыки

Продакт-менеджер

Знание маркетинга — чтобы ставить задачи команде маркетинга или самому разбираться в анализе рынка, целевой аудитории, конкурентах.
Экспертность в сфере продукта — чтобы понимать, в какие сроки реально закончить тот или иной этап.
Знания основ дизайна и UX — чтобы отвечать на запросы команды и уметь объяснить своё видение.
Умение проводить А/В-тесты — чтобы быстро проверять гипотезы и делать правильные выводы.
Умение собирать и анализировать данные — чтобы оценивать результаты и на их основе вносить изменения в продукт.

Проджект-менеджер

Умение управлять процессами и задачами — чтобы достигать поставленных целей.
Знание методологий и методик управления, например Agile, Waterfall, Scrum.
Умение управлять командой, нанимать и увольнять сотрудников, решать конфликтные ситуации.
Навыки риск-менеджмента — чтобы предвидеть потенциальные ошибки, уметь их избегать и, если всё-таки допустили, признавать и исправлять.
Умение планировать — свою работу и работу команды. Для этого нужно владеть соответствующими инструментами, например диаграммой Ганта, матрицей Эйзенхауэра, канбан-доской.

Гибкие навыки

Лидерские качества — без них специалисты не смогут вести команду к результату, «зажигать» и мотивировать её.
Навыки коммуникации — необходимы, чтобы доносить до команды и инвесторов свою точку зрения, находить оптимальные решения.
Эмпатия — нужна, чтобы слышать других и принимать решения в интересах продукта и команды, а не своих собственных.

Критерии эффективности работы продакт- и проджект-менеджера

Чтобы в процессе работы над продуктом все понимали, что всё идёт хорошо, нужно оценивать эффективность работы менеджера продукта и менеджера проекта.

Продакт отвечает за продукт в целом, поэтому его KPI будет совпадать с метриками, по которым оценивается продукт, например:
● количество продаж,
● количество активных пользователей,
● коэффициент удержания пользователя (Customer Retention Rate),
● жизненный цикл пользователя (LTV),
● общая прибыль от продукта.

Главный показатель эффективности проджект-менеджера — всё, что поручил продакт, сделано вовремя, в надлежащем качестве и в рамках бюджета. Например, продакт-менеджер поставил задачу: через месяц запустить в приложении раздел FAQ, чтобы разгрузить службу поддержки. Проджект вовремя реализовал проект и, значит, выполнил свой KPI. Но в этой ситуации может оказаться, что не выполнил свой KPI продакт — потому что не разобрался в процессах и запустил не тот проект.

Кто важнее в команде: продакт или проджект

Этим вопросом обычно задаются собственники бизнеса, когда решают, какого специалиста нанять в первую очередь. Выбор зависит от целей бизнеса на конкретном этапе. Например, компания планирует увеличить прибыль и для этого разрабатывает собственное мобильное приложение. В этом случае в первую очередь нужен продакт-менеджер: он рассчитает экономические параметры, проанализирует конкурентов, проведёт интервью с пользователями. Когда процесс работы над продуктом разобьют на этапы — проекты, подключают проджект-менеджера. При этом специалисты не заменяют друг друга, а работают параллельно, поэтому нельзя считать кого-то более или менее важным.

Бывает, что в команде не всегда есть и продакт, и проджект. Например, в стартапах эти роли часто совмещает один человек — тот, кто придумал продукт. Если в компании не применяют продуктовый подход, то и продакт-менеджера там обычно нет. А вот проджекты нужны бизнесу и с продуктовым, и с проектным подходом. К тому же эти специалисты востребованы не только в IT, но и в строительстве, авиации, производстве.

Совет эксперта

Екатерина Меркулова
Тем, кому нравится работать с абстрактными задачами, больше подойдёт работа продакт-менеджера. А если неизвестность не очень привлекает и больше важны порядок и структурность, стоит присмотреться к профессии проджект-менеджера. Софтскилы, особенно навыки коммуникации, нужны обоим специалистам, потому что во время работы придётся очень много общаться: с командой, заказчиками, инвесторами.

Статью подготовили:
Екатерина Меркулова
Яндекс Практикум
Senior Product, специализация — запуск новых цифровых продуктов
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Aug 20 2024 12:10:29 GMT+0300 (Moscow Standard Time)