Проект — это нечто осязаемое, у чего есть чёткие сроки, бюджет, прописанная цель и ресурсы для реализации. Можно сказать, что продукт состоит из нескольких проектов, при этом любой завершённый проект не означает готовность продукта.
Продакт-менеджер — это своего рода генеральный директор или CEO компании. Чаще всего это человек, который придумал продукт и разработал стратегию его развития. Продакт понимает, для кого этот продукт и как он должен выглядеть, чтобы стать прибыльным и востребованным у пользователей.
Екатерина Меркулова, Senior Product
В компании, где я работаю, продакт-менеджер — это «предприниматель». То есть у него есть идея продукта, он защищает её перед «инвесторами», получает деньги и время на реализацию. В запланированный срок менеджер представляет продукт или его часть, а затем снова продолжает работу.
Вот чем отличаются задачи продакт-менеджера от проджект-менеджера.
Чтобы в процессе работы над продуктом все понимали, что всё идёт хорошо, нужно оценивать эффективность работы менеджера продукта и менеджера проекта.
Продакт отвечает за продукт в целом, поэтому его KPI будет совпадать с метриками, по которым оценивается продукт, например:
● количество продаж,
● количество активных пользователей,
● коэффициент удержания пользователя (Customer Retention Rate),
● жизненный цикл пользователя (LTV),
● общая прибыль от продукта.
Главный показатель эффективности проджект-менеджера — всё, что поручил продакт, сделано вовремя, в надлежащем качестве и в рамках бюджета. Например, продакт-менеджер поставил задачу: через месяц запустить в приложении раздел FAQ, чтобы разгрузить службу поддержки. Проджект вовремя реализовал проект и, значит, выполнил свой KPI. Но в этой ситуации может оказаться, что не выполнил свой KPI продакт — потому что не разобрался в процессах и запустил не тот проект.
Бывает, что в команде не всегда есть и продакт, и проджект. Например, в стартапах эти роли часто совмещает один человек — тот, кто придумал продукт. Если в компании не применяют продуктовый подход, то и продакт-менеджера там обычно нет. А вот проджекты нужны бизнесу и с продуктовым, и с проектным подходом. К тому же эти специалисты востребованы не только в IT, но и в строительстве, авиации, производстве.
Екатерина Меркулова
Тем, кому нравится работать с абстрактными задачами, больше подойдёт работа продакт-менеджера. А если неизвестность не очень привлекает и больше важны порядок и структурность, стоит присмотреться к профессии проджект-менеджера. Софтскилы, особенно навыки коммуникации, нужны обоим специалистам, потому что во время работы придётся очень много общаться: с командой, заказчиками, инвесторами.
Читать также: