В брендбуке обязательно должен быть раздел об использовании элементов идентификации бренда, или гайдлайн (от англ. guideline). В него могут входить визуальные и звуковые решения, рекламные джинглы и даже описания запахов.
В узком смысле брендбук — это руководство по фирменному стилю для сотрудников, партнёров, контрагентов, подрядчиков. В дизайнерской среде со временем брендбуком стали называть гайдлайн.
В статье речь пойдёт о брендбуке в профессиональном значении, которое используют графические дизайнеры. Брендбук помогает избежать спорных ситуаций в духе «я — дизайнер, я так вижу», потому что содержит чёткие правила по использованию базовых графических компонентов. А ещё он поддерживает коммуникацию между коллегами — например дизайнером, маркетологом и бренд-менеджером. Если в компанию приходит новый сотрудник, то благодаря брендбуку легче и нагляднее объяснить задачи, сэкономить время и избежать неловких моментов.
Например, брендбуки различаются по форме: печатные, электронные в формате PDF и цифровые в виде сайтов.
В цифровых брендбуках много интерактивных элементов, при наведении на которые можно посмотреть значение каждого из них или где будет применяться выбранное решение.
Содержание брендбука зависит от двух факторов:
● Узкое или широкое применение.
В узком брендбук — это описание всех визуальных элементов фирменного стиля. В широком применении он содержит маркетинговые составляющие. Расскажем про это ниже.
● Профиль компании и специфика продукта.
Брендбуки онлайн- и офлайн-бизнесов отличаются. У одних в руководстве будут правила мерчандайзинга и оформления стендов, витрин, мерча, баннеров на улице. У других в брендбуке окажутся коды цветов, сетки для лендингов, шаблоны для соцсетей и планы интерфейсов.
Универсальной структуры для разработки брендбуков нет, но есть базовые пункты, без которых нельзя обойтись:
● Позиционирование бренда — миссия, ценности, уникальное торговое предложение, преимущества;
● Портрет целевой аудитории;
● Анализ конкурентов;
● Маркетинговая стратегия бренда;
● Написание названия бренда, его произношение, значения и правила грамматического использования;
● Слоган или девиз;
● Tone of voice бренда;
● Логотип или фирменный знак;
● Типографика;
● Цветовые решения;
● Иллюстрации;
● Примеры использования дизайна на разных носителях.
В брендбук можно включить историю компании, корпоративный этикет, особенности общения с клиентами.
Вариант использования логотипа зависит от носителя, на котором он размещается. Если объект маленький, то параметры логотипа должны подстроиться под него. Иногда дизайнеры предлагают упрощённые версии — все эти варианты тоже должны быть в брендбуке.
К цветовым моделям относят: HEX, RGB, CMYK и Pantone (последние две — для печати). В печатной версии могут быть расхождения по цвету из-за технических возможностей и полиграфических ресурсов, и это тоже надо указать в брендбуке.
Сюда относятся графические иллюстрации, фотографии, паттерны, которые использует бренд, а также стиль, которым он вдохновляется. В этом блоке нужно прописать фоны, сочетание планов и цветовых гамм, требования к форматам, собрать мудборды или коллажи.
Создание брендбука — долгий процесс, который состоит из этапов:
Исследование рынка и аудитории.
На этом этапе изучают конкурентов, их позиционирование и фирменный стиль, анализируют потенциальных покупателей и тренды сферы.
Поиск смыслов.
Создают миссию, уникальное торговое предложение, разрабатывают tone of voice бренда и правила общения с аудиторией.
Разработка фирменного стиля.
Дизайн логотипа, подбор шрифтов и цветовой гаммы, которые будут отражать основные ценности, идеи и предложения бренда.
Вёрстка брендбука.
Когда все элементы фирменного стиля созданы, их нужно собрать в единый документ. Для этого надо решить, в каком формате будет существовать руководство и как будут храниться файлы-шаблоны, — на облачном хранилище или в файле PDF.
Дизайнеру нужно ознакомиться с общим позиционированием, аудиторией и стратегией прежде, чем приступать к работе над брендбуком. Не лишним будет узнать у заказчика, для кого создаётся документ, чтобы сразу определиться с форматом.
Руководство чемпионата — идеальный пример, чтобы показать, как работать с мерчем. В брендбуке предусмотрены все популярные виды товаров, где может размещаться логотип: от кружки и флешки до баннеров и билбордов.
Брендбук ориентирован на потребителей: читать будут иностранцы, поэтому руководство на английском языке. Сначала читателей знакомят со страной, городами проведения, ценностями и идеей, заложенной в фирменный стиль.
Сеть магазинов «Пятёрочка» имеет максимально наполненное руководство, где указано не только оформление основных элементов фирменного стиля, но и особенности мерчандайзинга. Много внимания уделяется внешнему и внутреннему оформлению точек продаж и баннерной рекламе.
В руководстве Американской школы искусств, помимо базовых элементов айдентики, есть оформление рассылок, соцсетей, компьютерной и мобильной версий сайта.
Для текста рассылок выбран упрощённый вариант шрифта, который поддерживается программой для вёрстки писем, а баннеры и логотипы сохраняют основной корпоративный.
Алевтина Гринмирис
Нельзя предвидеть все макеты, которые пригодятся компании, но можно предугадать примерные решения и разработать их оформление. Для этого дизайнеру нужно разбираться в продукте и бизнесе. Например, компании с физическими торговыми точками с большой долей вероятности понадобятся подарочные сертификаты, скидочные карты, билборды, листовки, буклеты и разные варианты упаковок.
Читать также: