Маркетинг • 08 апреля 2025 • 5 мин чтения

Рекламный бриф: что это и как его правильно составить

Рассказываем, зачем нужен бриф в маркетинге, как правильно его составить и каких ошибок стоит избегать. Приводим примеры рекламных брифов и даём советы по работе с ними.

Что такое бриф и зачем он нужен

Бриф в маркетинге и рекламе — это документ, который фиксирует все нюансы подготовки и запуска продвижения. Он представляет собой список вопросов, отвечая на которые заказчик описывает цели маркетингового проекта, необходимые инструменты, требования, ограничения и другие важные моменты. По сути, рекламный бриф — это «дорожная карта» для всех участников проекта, которая помогает соотнести ожидания заказчика с работой исполнителя.

Создание брифа помогает интернет-маркетологу решить ряд задач:

  • чёткое определение целей и задач проекта;
  • предотвращение недопонимания между заказчиком и исполнителем;
  • ускорение процесса принятия решений;
  • минимизация количества правок на поздних этапах;
  • фиксация договорённостей между сторонами.
  • Если в дизайне бриф и техническое задание — это разные документы, то в маркетинге они иногда взаимозаменяемы. При этом в рекламе бриф может иметь большее значение, поскольку описывает смысл продвижения, целевую аудиторию, задачи и инструменты. В этом случае ТЗ составляется не на всю рекламную кампанию, а её отдельные детали, например на креативы, видеоролики или конкретные настройки объявлений. Но часто бриф — это единственный документ от заказчика.

    Научиться брифовать заказчика можно на курсе «Интернет-маркетолог». 7 месяцев занятий позволят с нуля освоить инструменты, которые помогут достигать бизнес-целей клиентов за счёт интернет-продвижения. За время обучения студенты выполняют минимум 13 самостоятельных проектов, которые составляют основу портфолио.

    Структура брифа

    Брифы бывают внутренние и внешние. Первые используются при постановке маркетинговых задач внутри компании и чаще встречаются в крупных организациях. Внешние брифы заполняют заказчики, которые обращаются в рекламное агентство или к фрилансеру. Эти виды брифов различаются по структуре: как правило, внешние — более подробные, а внутренние — более конкретные. Также составляющие могут зависеть от направлений маркетинга, стиля и фреймворков работы команды и других параметров.

    В целом можно выделить общую структуру брифа, которая представляет собой воронку от общего к частному. Она включает следующие составляющие:

    • Информация о продукте и бренде. Здесь указывается объект рекламы, то есть продукт или акция, к которым требуется привлечь внимание, — например, новая линейка шампуней или новогодняя распродажа. Сюда же входит описание преимуществ и УТП.
    • Цели и задачи проекта. В этот блок брифа входит описание того, чего заказчик хочет добиться с помощью рекламы. Это могут быть рост продаж, увеличение конверсии или сбор контактов.
    • Целевая аудитория. Описание пола, возраста, интересов и стиля жизни потенциальных потребителей.
    • Инструменты. Блок брифа, включающий конкретные рекламные каналы и активности, например настройка CRM-коммуникации, медийная реклама и контекстные объявления в РСЯ.
    • Критерии оценки результатов и KPI. Как правило, это измеримые количественные показатели маркетинга, например число заказов, кликов по рекламе, объём трафика на сайт или определённый рост числа подписчиков в соцсетях.
    • Сроки проекта. Здесь указывается период работ. Допустим, для рекламной кампании это может быть несколько недель, а договор на абонентское маркетинговое обслуживание, например на услуги SMM и SEO, обычно заключается на срок 6–12 месяцев.

    Дополнительными составляющими рекламного брифа для внешних заказчиков могут быть поля, в которых необходимо прописать бюджет проекта и реквизиты сторон.

    Вопросы в рекламном брифе стоит сгруппировать в логичные блоки: так заказчику будет удобнее его заполнять, а исполнителю — обрабатывать полученные данные

    Как правильно составить бриф

    Есть множество форматов и инструментов, которые можно использовать для создания брифа в маркетинге и рекламе. Универсальный вариант для внешних клиентов — это онлайн-формы, например Яндекс Формы или Google Forms. Они позволяют создавать, оформлять и быстро корректировать опросники, а также собирать ответы в удобных таблицах. Для внутренних брифов можно использовать функционал сервисов для управления проектами, например Яндекс Трекер или Asana. Они позволяют не только сформировать бриф с обязательными и дополнительными вопросами, но и отслеживать прогресс его заполнения коллегами.

    Владислав Бочаров
    При создании брифа нужно учитывать удобство как заказчика, так и самого интернет-маркетолога, которому предстоит работать с документом. Например, важно выбирать кросс-платформенные инструменты, с помощью которых удобно отвечать на вопросы с компьютера, планшета или смартфона. Исходя из этого бриф в формате документа MS Word уже рудимент, потому что он не даёт возможности многопользовательского взаимодействия в онлайне. Несколько сотрудников заказчика не могут одновременно заполнять один бриф, им придётся ждать своей очереди на редактирование и пересылать друг другу файл. Это неудобно.
    Что касается содержания брифа, то при его создании также нужно учитывать специфику услуг, которые оказывает исполнитель. Например, можно сформировать отдельные документы для разных маркетинговых направлений: допустим, один бриф на SMM, другой на SEO, третий — на рекламу. Или можно сделать универсальный документ, в котором открываются дополнительные вопросы в зависимости от выбранной услуги. Такой функционал можно реализовать, например, в Tilda

    Рекламное агентство Elama разместило на собственном сайте бриф, в котором вопросы зависят от выбранной услуги. Удобно, если данные потенциального заказчика, которые он указал в брифе на сайте, сразу попадают в CRM-систему

    Примеры заполненных брифов

    Разберём несколько примеров маркетинговых брифов с ответами заказчиков.

    Комплексное продвижение

    Если заказчик не имеет предпочтений по конкретным каналам продвижения, а рекламное агентство или интернет-маркетолог оказывают широкий спектр услуг, бриф должен содержать подробную информацию о целевой аудитории. Это позволит исполнителю подобрать оптимальные инструменты маркетинга.

    Бриф на комплексный маркетинг также должен включать описание текущих рекламных активностей заказчика

    Разработка сайта

    Для создания сайта часто нужны как бриф, так и техническое задание. Бриф описывает будущий проект с точки зрения маркетинга: например, какой образ компании он должен формировать. А техническое задание создаётся непосредственно для разработчиков.

    В брифе на разработку сайта полезно спросить у заказчика, как он и его клиенты будут использовать ресурс

    Ошибки при составлении брифа

    Рассмотрим проблемы, которые могут сделать рекламный бриф неэффективным.

    • Отсутствие структуры. Если в брифе вопросы на разные темы идут не по порядку, времени на ответы понадобится больше. Вопросы из одной сферы лучше группировать в один блок: это позволит заказчику быстрее на них ответить.
    • Общие вопросы. Например, ответ на вопрос «Расскажите о вашей компании» может быть менее информативным и полезным для интернет-маркетолога, чем ответ на вопрос «Опишите ценности компании и УТП проекта».
    • Требование развёрнутых письменных ответов. Если заказчику в ответ на каждый вопрос приходится много писать, к середине брифа он устанет и начнёт отвечать односложно. Часть вопросов можно упростить, дав возможность выбрать ответ из нескольких вариантов.
    • Профессиональные детали. Речь о вопросах на темы, в которых заказчик может оказаться некомпетентен. Например, при заказе баннерной рекламы нет смысла спрашивать у клиента о местах размещения или форматах. Он может не разбираться в вопросе и дать случайный ответ, а это ограничит возможности исполнителя.
    • Отсутствие информации о целевой аудитории. Интернет-маркетолог может быть сколь угодно опытным специалистом, но он всё равно не знает аудиторию проекта лучше, чем его владелец. Поэтому в брифе обязательно нужно просить заказчика подробно описать целевых потребителей, чтобы информация была подкреплена конкретными данными.

    Советы по работе с брифом

    Есть несколько моментов, которые стоит учесть при работе с брифом.

    Во-первых, созданием структуры документа должен заниматься профессионал — это именно тот специалист, который потом будет по нему работать, а не секретарь или ассистент. Например, бриф на рекламу в соцсетях должен формировать специалист по таргетированной рекламе, а бриф на продвижение сайта — SEO-специалист.

    Во-вторых, не все брифы заполняются заказчиком. Нередко крупные клиенты или владельцы бизнеса предпочитают обсуждать все нюансы на встрече или по телефону. В этом случае интернет-маркетолог может устно задать все вопросы, записать ответы и согласовать их с заказчиком.

    Наконец, все договорённости должны быть зафиксированы, желательно делать это не в мессенджерах, где историю переписки можно удалить в одностороннем порядке, а, например, в почте. В идеале бриф должен быть оформлен как приложение к договору и подписан заказчиком и исполнителем. Это позволит избежать проблем при приёмке результатов продвижения.

    Пример договора, в котором бриф является неотъемлемым юридическим документом

    Совет эксперта

    Владислав Бочаров
    Идеальный бриф в маркетинге невозможно сформировать с первого раза, поэтому интернет-маркетологу нужно быть готовым, что первую версию придётся дорабатывать. Это неизбежно произойдёт после коммуникации с разными клиентами и работы над разными проектами. Например, спустя какое-то время специалист поймёт, что одни вопросы необходимо добавить, а другие, наоборот, лишние. Именно в процессе работы с заказчиками можно сформировать эффективный рекламный бриф.
    Статью подготовили:
    Владислав Бочаров
    Яндекс Практикум
    Наставник курса «Интернет‑маркетолог»
    Женя Соловьёва
    Яндекс Практикум
    Редактор
    Анастасия Павлова
    Яндекс Практикум
    Иллюстратор

    Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

    Поделиться
    Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
    Mon Apr 14 2025 10:59:20 GMT+0300 (Moscow Standard Time)