Рекламный бриф: что это и как его правильно составить
Рекламный бриф: что это и как его правильно составить
Рассказываем, зачем нужен бриф в маркетинге, как правильно его составить и каких ошибок стоит избегать. Приводим примеры рекламных брифов и даём советы по работе с ними.
Бриф в маркетинге и рекламе — это документ, который фиксирует все нюансы подготовки и запуска продвижения. Он представляет собой список вопросов, отвечая на которые заказчик описывает цели маркетингового проекта, необходимые инструменты, требования, ограничения и другие важные моменты. По сути, рекламный бриф — это «дорожная карта» для всех участников проекта, которая помогает соотнести ожидания заказчика с работой исполнителя.
Создание брифа помогает интернет-маркетологу решить ряд задач:
Если в дизайне бриф и техническое задание — это разные документы, то в маркетинге они иногда взаимозаменяемы. При этом в рекламе бриф может иметь большее значение, поскольку описывает смысл продвижения, целевую аудиторию, задачи и инструменты. В этом случае ТЗ составляется не на всю рекламную кампанию, а её отдельные детали, например на креативы, видеоролики или конкретные настройки объявлений. Но часто бриф — это единственный документ от заказчика.
Научиться брифовать заказчика можно на курсе «Интернет-маркетолог». 7 месяцев занятий позволят с нуля освоить инструменты, которые помогут достигать бизнес-целей клиентов за счёт интернет-продвижения. За время обучения студенты выполняют минимум 13 самостоятельных проектов, которые составляют основу портфолио.
Брифы бывают внутренние и внешние. Первые используются при постановке маркетинговых задач внутри компании и чаще встречаются в крупных организациях. Внешние брифы заполняют заказчики, которые обращаются в рекламное агентство или к фрилансеру. Эти виды брифов различаются по структуре: как правило, внешние — более подробные, а внутренние — более конкретные. Также составляющие могут зависеть от направлений маркетинга, стиля и фреймворков работы команды и других параметров.
В целом можно выделить общую структуру брифа, которая представляет собой воронку от общего к частному. Она включает следующие составляющие:
Дополнительными составляющими рекламного брифа для внешних заказчиков могут быть поля, в которых необходимо прописать бюджет проекта и реквизиты сторон.
Есть множество форматов и инструментов, которые можно использовать для создания брифа в маркетинге и рекламе. Универсальный вариант для внешних клиентов — это онлайн-формы, например Яндекс Формы или Google Forms. Они позволяют создавать, оформлять и быстро корректировать опросники, а также собирать ответы в удобных таблицах. Для внутренних брифов можно использовать функционал сервисов для управления проектами, например Яндекс Трекер или Asana. Они позволяют не только сформировать бриф с обязательными и дополнительными вопросами, но и отслеживать прогресс его заполнения коллегами.
Рекламное агентство Elama разместило на собственном сайте бриф, в котором вопросы зависят от выбранной услуги. Удобно, если данные потенциального заказчика, которые он указал в брифе на сайте, сразу попадают в CRM-систему
Разберём несколько примеров маркетинговых брифов с ответами заказчиков.
Комплексное продвижение
Если заказчик не имеет предпочтений по конкретным каналам продвижения, а рекламное агентство или интернет-маркетолог оказывают широкий спектр услуг, бриф должен содержать подробную информацию о целевой аудитории. Это позволит исполнителю подобрать оптимальные инструменты маркетинга.
Разработка сайта
Для создания сайта часто нужны как бриф, так и техническое задание. Бриф описывает будущий проект с точки зрения маркетинга: например, какой образ компании он должен формировать. А техническое задание создаётся непосредственно для разработчиков.
Рассмотрим проблемы, которые могут сделать рекламный бриф неэффективным.
Есть несколько моментов, которые стоит учесть при работе с брифом.
Во-первых, созданием структуры документа должен заниматься профессионал — это именно тот специалист, который потом будет по нему работать, а не секретарь или ассистент. Например, бриф на рекламу в соцсетях должен формировать специалист по таргетированной рекламе, а бриф на продвижение сайта — SEO-специалист.
Во-вторых, не все брифы заполняются заказчиком. Нередко крупные клиенты или владельцы бизнеса предпочитают обсуждать все нюансы на встрече или по телефону. В этом случае интернет-маркетолог может устно задать все вопросы, записать ответы и согласовать их с заказчиком.
Наконец, все договорённости должны быть зафиксированы, желательно делать это не в мессенджерах, где историю переписки можно удалить в одностороннем порядке, а, например, в почте. В идеале бриф должен быть оформлен как приложение к договору и подписан заказчиком и исполнителем. Это позволит избежать проблем при приёмке результатов продвижения.
Пример договора, в котором бриф является неотъемлемым юридическим документом
Совет эксперта
Читать также: