Главное о бюджетировании: что это, как выстроить процесс и какие бывают бюджеты
Главное о бюджетировании: что это, как выстроить процесс и какие бывают бюджеты
Рассказываем о пользе бюджетирования для компании, видах, этапах и методах бюджетирования, а также о принципах составления бюджетов.
Бюджетирование — это процесс формирования, согласования и утверждения плановых доходов, расходов и других экономических показателей за определённый период с последующим контролем исполнения бюджета. В результате этого процесса составляется набор финансовых планов по доходам и расходам и другим экономическим показателям для каждого функционального подразделения компании. Планы можно детализировать в зависимости от потребностей бизнеса — проще говоря, от того, какие аналитические разрезы необходимо учесть (например, по продуктовым направлениям или клиентским группам). Такие бюджеты называются функциональными и в совокупности формируют бюджет всей компании.
По сути, бюджетирование представляет собой определение максимальных границ, в рамках которых ожидается работа бизнеса в ближайшей перспективе. С одной стороны, лимиты устанавливаются на расходы функциональных подразделений, необходимые для выполнения их задач (то есть их затраты не могут превышать заданный уровень). С другой стороны, обозначаются доходы, которые ожидаются от бизнеса.
Бюджет на уровне компании позволяет увидеть будущую сводную картину по всему бизнесу в виде основных финансовых форм:
● ОПУ — отчёт о прибылях и убытках (вместо него могут также использоваться термины ОДР — отчёт о доходах и расходах или ФинРез — финансовый результат);
● баланс;
● ОДДС — отчёт о движении денежных средств.
Бюджет можно готовить как для организации в целом, так и для её отдельных филиалов, отделов, проектов и процессов. Срок, на который планируется бюджет, выбирается исходя из целей компании и целей анализа. Как правило, бюджет составляется на год с поквартальной или помесячной разбивкой. Однако если бизнес динамичный и план на год не актуален уже через пару месяцев, формируют только квартальный или месячный бюджет.
Бюджетирование помогает компании достичь нескольких целей:
Если в небольших компаниях составление бюджетов лежит на плечах собственника или главного бухгалтера, то в крупных компаниях этим занимаются финансовые менеджеры. Получить эту профессию, освоить процесс бюджетирования и финансовые инструменты поможет курс «Финансовый менеджмент». Он позволит за три месяца разобраться в формировании и анализе отчётности, управлении затратами, себестоимостью, оборотным капиталом и инвестициями.
Для того чтобы бюджетирование было реалистичным и эффективным, необходимо придерживаться следующих принципов:
Бюджетирование может включать разные данные в зависимости от специфики организации. К примеру, с точки зрения горизонтов составления бюджеты можно разделить на три вида:
С точки зрения содержания бюджеты делятся ещё на два вида:
Применительно к видам деятельности бюджеты можно разделить на три типа:
Существует три основных подхода к бюджетированию, которые зависят от структуры управления в компании:
Подход к бюджетированию «сверху вниз» применяется, например, в государственных и производственных организациях, «снизу вверх» — в IT-компаниях, а итеративный — в бизнесе с проектной структурой
Рассмотрим два основных метода составления бюджетов:
Разберёмся, как составить бюджет. Процесс бюджетирования состоит из нескольких этапов:
После согласования бюджета работа финансового менеджера не заканчивается. Его задача — следить за исполнением бюджета, то есть контролировать закупки, договорную деятельность, реальные доходы и расходы в течение периода, на который составлен бюджет. В случае отклонения от плана экономистам или финансовому менеджеру необходимо выяснить причины и совместно с операционными и функциональными менеджерами выработать варианты их устранения. По итогам периода необходимо провести анализ исполнения бюджета. Если фактические показатели отличаются от плановых, то бюджетирование на следующий период ведётся уже с корректировками.
Совет эксперта
Читать также: