В конце прошлого века все изменения на сайте вносились вручную, поэтому сайты в большинстве своём были плохо структурированными и перегруженными визуально. Возможностей «поиграть шрифтами и стилями» не было, для экономии времени и денег старались уместить на одной странице как можно больше информации, а привлекали внимание пользователей яркими цветами и мигающими гифками.
Объёмы данных на сайтах начали расти с геометрической скоростью, поэтому возникла необходимость упростить работу с контентом. Так появились CMS — системы управления контентом (англ. Content Management System).
Часто CMS называют «движок» сайта, но это неверно. CMS управляет только контентом, а «движок» — это система, на которой сайт работает. Некоторые системы управления контентом сайта — это два в одном: обеспечивают работу сайта и позволяют редактировать его содержимое. Например, Wordpress или Joomla.
Сайт, который работает на CMS, легко наполнять контентом любого вида, вносить исправления, отвечать на комментарии, подключать дополнительные модули, например, систему электронных платежей или форму обратной связи. В большинстве случаев дополнительные знания по программированию, дизайну или вёрстке не нужны. Применение CMS поможет владельцам сайтов любой сложности работать с контентом быстро и просто.
Все существующие системы управления контентом можно разделить на четыре категории.
Коробочные CMS могут быть платными, как например 1C-Битрикс, или бесплатными как WordPress или Drupal. Выбранную CMS нужно скачать с официального сайта разработчика и установить. Подключение CMS — не всегда простая работа. Нужно выбрать хостинг, который подходит под задачи компании и выбранную CMS, через админ-панель хостинга создать новую базу данных, залить на хостинг файлы движка и при установке CMS соединить её с созданной базой данных.
Некоторые хостинговые компании могут сами установить нужную CMS на сайт. Например, Beget сам установит и проведёт настройку CMS. В этом случае нужно будет только выбрать подходящую систему управления.
Популярные коробочные CMS: Wordpress, Magneto, Joomla, OpenCard, 1C-Битрикс, Drupal, MODx.
Конструкторы условно-бесплатные: можно сделать простой сайт с минимальным функционалом, но за каждое улучшение надо будет платить. Например, создать визитку, где указаны только данные и контакты специалиста — бесплатно, а для лендинга с формой обратной связи или оплатой надо будет покупать дополнительные модули. При создании сайта на конструкторе имеет смысл сразу покупать платный тариф, обычно в него входят все необходимые функции.
Конструкторы используют для несложных сайтов с небольшим количеством страниц, иногда — для интернет-магазинов с небольшим ассортиментом или быстрого тестирования гипотез, например спроса на новый продукт.
Популярные конструкторы: Tilda, Wix, Readymag.
Обычно самописные CMS для сайтов разрабатывают крупные компании, если нужно, чтобы сайт выполнял какую-то нестандартную задачу. Например, Ozon работает на собственной CMS, потому что типовые решения для компании такого уровня не подходят.
Чтобы таких проблем не было, нужна Headless, или «облачная» CMS. Headless CMS ещё называют«безголовой» — у неё нет одной «головы», потому что данная система работает с разными интерфейсами и устройствами и синхронизирует данные между веб-ресурсами. Система находится на серверах разработчика, её можно арендовать, лицензию покупать не нужно.
Что даёт использование CMS для сайта:
● Возможность создавать разные типы контента: тексты, видео, аудио, тесты, интерактивные игры.
● Совместная работа над сайтом — например, корпоративный блог могут вести несколько сотрудников.
● Хранить данные, управлять документами, публиковать материалы.
Основной принцип работы CMS — разделение контента и дизайна. Как правило, дизайн сайта меняют редко, а вот содержимое могут править несколько раз в день. Поэтому в популярных CMS есть специальные шаблоны — пустые заготовки страниц, в которых уже прописан дизайн. В шаблон достаточно внести нужную информацию — и страница в общей стилистике сайта готова. Если понадобится изменить внешний вид страницы или сайта, можно просто взять другой шаблон.
По шаблонам можно менять не только страницы, но и другие модули, например меню, поиск или блог. При создании сайта в CMS достаточно отметить нужные модули, и они загрузятся. Потом выбрать стиль, цвет, начертание или изменить положение на странице — это всё делается без кодов программирования, прямо в панели управления сайтом.
Функционал «движка» зависит от CMS. Например, в 1C-Битрикс есть готовые функции складского учёта и инструменты аналитики, а в Wordpress — нет, и нужно расширять функционал за счёт плагинов, которые не всегда работают корректно.
Есть и расширения для Chrome, например Wappalyzer, с помощью которого можно узнать CMS при просмотре сайта. Если ни один сервис не определил движок — скорее всего, сайт самописный.
Сайт можно сделать на любом движке, но если не учитывать специфику CMS, есть риск потратить много времени и денег на доработку сайта. Например, Wordpress больше подходит для блогов, поэтому при запуске на нём интернет-магазина понадобится устанавливать дополнительные модули для e-commerce. OpenCard же разработан специально для интернет-магазинов, и запустить на нём такой сайт будет проще.
Что ещё нужно учесть при выборе CMS для лендинга или сайта:
● Задачи. Чем они проще, тем более лёгкое решение можно выбирать. Например, если сайт нужен, чтобы продать только один продукт, подойдёт и конструктор. Если нужен корпоративный блог с сотнями статей от разных авторов, надо выбирать коробочное решение или самописную CMS. Если компания работает с разными интерфейсами, Headless CMS будет оптимальным выбором.
● Бюджет. Если бюджет небольшой, подойдут коробочные условно-бесплатные движки, например Drupal или Joomla. Лицензионные платные «коробки» обойдутся дороже. Например, стоимость лицензии 1C-Битрикс для малого бизнеса — 40 900 ₽ в год, за дополнительные модули надо будет доплачивать.
● Удобный интерфейс. Кажется, что это не самое важное, но если с админ-панелью сложно разобраться, а в CMS нет простого и функционального визуального редактора, то на настройку сайта и публикацию материалов будет уходить слишком много времени. Неудобные админки обычно у самописных сайтов, в коробочных решениях они максимально просты и понятны, так как их постоянно улучшают.
● Разделение ролей. Если владелец сайта сам публикует материалы, то оно не так важно. Но когда есть целая команда, разделять роли необходимо. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию, например, сотрудник случайно может удалить страницы сайта или закрыть коллегам доступ к управлению.
● Время. Если времени мало, то самописные CMS не подойдут. В сложных CMS, вроде 1C-Битрикс, нужно разбираться, и даже опытные программисты не смогут запустить сайт быстро. Для быстрого запуска подойдут конструкторы или простые коробочные решения типа Wordpress.
● Развитие. Если в планах у предпринимателя развитие проекта, лучше сразу делать сайт на движке, у которого достаточно функций «на вырост». Например, предприниматель запускает свой первый интернет-магазин товаров для животных, в ассортименте у него пока несколько десятков товаров. Но он планирует за год увеличить ассортимент до 50 000 артикулов, значит, на сайте нужно предусмотреть личные кабинеты для пользователей, блог, систему поиска товаров и прочее.
Не бывает плохих и хороших CMS или идеальных движков. Это просто инструмент для решения задач, связанных с запуском и развитием бизнеса онлайн. Поэтому при выборе надо ориентироваться на характеристики CMS.
В мире несколько десятков CMS, самые популярные в России — WordPress, «1С-Битрикс», Joomla, CMS.S3.
Для интернет-магазинов лучше всего подходят CMS, разработанные для e-commerce. Например, InSales, OpenCart, Magento, 1С-Битрикс.
Для многостраничных сайтов, новостных порталов или блогов выбирают Wordpress, Joomla, Drupal, MODx.
Для лендингов, сайтов-визиток, тестирования спроса, небольших сайтов лучше конструкторы, например Tilda, Redimag, Wix.
Владислав Балабанович
В выборе решения для CMS нужно в первую очередь опираться на свои силы и возможности. Сложные системы, для которых потребуется дорогостоящая поддержка, могут загубить идею. Если начать с простого решения, будет не сложно потом мигрировать на более подходящее.
Читать также: