Маркетинг  •  16 декабря 2021  •  5 мин чтения

CRM-системы: что это такое, возможности, функции, задачи. Какие бывают и как их выбирать

Разбираем работу CRM-систем на простых примерах. Рассказываем, для чего нужны системы управления взаимоотношениями с клиентом и советуем, на что обратить внимание при выборе подходящей CRM для бизнеса.

CRM-системы: что это и какие бывают

Customer Relationship Management (CRM) — это система управления взаимоотношениями с клиентом.
Если говорить простыми словами, то это сервис, который собирает данные о клиентах компании и формирует из них профили для дальнейшей работы.
Представьте свою страницу в соцсети: на ней указано ваше имя, возможно, место работы и должность, образование, интересы, репосты из групп и множество другой информации. Всё это формирует ваш профиль. Можно понять, кто вы, что вам интересно и о чём с вами можно поговорить.
Такой же профиль формируется в CRM-системе, только говорит он о взаимоотношениях человека с конкретной компанией. Когда и как он в неё обратился, что хотел купить, кто из менеджеров с ним работал.
Глобально CRM-системы можно разделить на два вида: операционные и маркетинговые.

Операционные

Пригодятся отделам продаж: они хранят ретроспективу действий клиента и визуализируют его движение по воронке продаж: от первого звонка до оплаты.

Такие CRM умеют напоминать менеджерам, что нужно связаться с клиентом, и позволяют держать всю информацию о нём в одном месте.

Маркетинговые

Фиксируют всё то же, что операционные, а также факт отправки маркетинговых коммуникаций и реакции на них, начисления и списания баллов лояльности, взаимодействие клиента с сайтом или приложением: на какие страницы переходил, как долго изучал их, до какого места дошёл.

Это позволяет маркетологам изучать, что именно привлекает или отталкивает клиентов.

Подробнее о работе конкретных сервисов и их выборе мы поговорим ниже. А пока давайте разберёмся, зачем вообще нужны CRM-системы.
Материал по теме:
CRM-маркетолог: помогает бизнесу найти подход к каждому клиенту
Основные характеристики CRM-систем

Основные характеристики CRM-систем

  1. Хранят данные клиентов. Они позволяют собрать всю информацию в одной карточке, структурируют её и выдают в понятном виде. Так при повторном обращении клиента не нужно искать его менеджера или просить подождать на линии, чтобы найти и изучить прошлые договорённости: все данные о предыдущем общении и покупках будут перед глазами.
  2. Фиксируют взаимодействия. Клиент может общаться с компанией разными способами: в чате на сайте, по телефону, в соцсетях, через email. Или сегодня одним способом, а завтра другим. Работа CRM заключается в объединении обращений клиента в одну историю так, чтобы в ней не было пробелов.
  3. Автоматизируют рутину. Когда менеджеры ведут клиентов в Excel, они делают множество однообразной работы: вручную заполняют данные, тратят время на поиск и изучение нужной информации в неудобных таблицах. CRM позволяет сэкономить время на этих процессах и посвятить его общению с клиентом.
  4. Позволяют всё контролировать. Часто CRM нужна для анализа действий не только клиентов, но и сотрудников. Сколько времени они работали, с каким количеством человек общались, соблюдали ли сроки по задачам.
Хорошая CRM-система должна быть понятной и удобной в использовании — это можно оценить с помощью демодоступа или демонстрации сервиса при его покупке. Обычно разработчики CRM предоставляют такую возможность.
Ещё сервис управления взаимоотношениями с клиентом должен быть гибким, то есть подстраиваться под количество и тип задач, которые будут появляться в компании. Вот на какие настройки сервиса важно обратить внимание:
  • сервис должен легко интегрироваться с внешними сервисами для маркетинга и коммуникации с клиентами;
  • если у сервиса есть тарифные планы, то они должны быть адекватными и посильными для компании;
  • в системе CRM должна быть функция управления доступами для сотрудников и возможность посмотреть их действия в системе — самостоятельно или через разработчиков.

Какие задачи решают CRM-системы

С функциями CRM разобрались. Но как понять, поможет ли сервис решить конкретную задачу? Рассмотрим три популярных запроса.

  1. Нужно увеличить конверсию на разных этапах воронки продаж

Представим, что ваша компания занимается установкой межкомнатных дверей. Клиент проходит пять этапов:
Это значит, что есть четыре точки, где вы можете клиента потерять:
Как в этом случае поможет CRM?
Здесь подойдёт операционная система CRM: она оцифрует все этапы сделки и будет назначать срок их прохождения вместе с ответственными — так вы легко найдёте слабые места, сможете их оптимизировать и отладить.
Менеджеры смогут моментально увидеть актуальный календарь замерщиков и установщиков, а значит, смогут подобрать удобное клиенту время здесь и сейчас, без ожиданий и повторных звонков.
CRM-система будет собирать обращения клиентов отовсюду в одно окно, и даже сможет хранить записи звонков — это бесценная база информации для маркетолога.
Результат: конверсия каждого этапа увеличится, когда вы найдёте, а затем устраните или оптимизируете слабые места в работе с клиентом. Без системы CRM вы их просто не увидите.

  1. Нужно снизить отток клиентов и увеличить количество повторных покупок

Возьмём другой пример: онлайн-магазин одежды и обуви для детей от 0 до 14 лет.
Заказы есть, но вы видите, что люди почти не возвращаются за покупкой снова. Хотя они могут покупать у вас на протяжении 14 лет.
Как в этом случае поможет CRM?
Здесь подойдёт маркетинговая CRM: с её помощью вы сможете обработать и сегментировать базу клиентов, а затем простроить с ними реактивирующую коммуникацию.
Реактивирующая коммуникация — это общение с клиентами, которые уже давно ничего не покупали. Но сообщения вроде: «Привет! Ты давно ничего не покупаешь — может, сейчас?» часто бывает недостаточно. Поэтому нужна целая цепочка коммуникаций. В нашем примере она может быть такой:
Дата последней покупки
Что купили
Размер обуви или рост
Сегмент
Что отправляем
20.11.2021
Обувь для девочки
33
Девочки 8+, начальная школа
СМС о старте акций и распродаж;

Подборку вещей для школы на email;

Модные советы для девочек.

05.06.2021
Джинсы для мальчика
164
Мальчики 13+, подростки, средняя школа
Подборку вещей для школы на email;

Модные советы для мальчиков;

СМС о старте акций и распродаж (после следующей покупки).

04.04.2021
Сандали детские
27
4+, детский сад, пол неизвестен
Подборку вещей для садика на email;

СМС о старте акций и распродаж (после следующей покупки);

Модные советы (после покупки, которая позволит определить пол).

27.10.2020
Футболка
92
2+, пол неизвестен
Подборку вещей для садика на email (потому что за год ребёнок мог пойти в сад);

СМС о старте акций и распродаж (после следующей покупки);

Модные советы (после покупки, которая позволит определить пол).

Важно не забывать переводить клиента из одной категории в другую: если сегодня мама купила комбинезон на возраст до полугода, то через несколько месяцев стоит повысить планку и предложить более взрослую одежду — на год.
Результат: если вы будете предугадывать потребности клиентов и оставаться на виду, то не только превратите одноразовые покупки в регулярные, но и сможете прогнозировать, сколько денег принесёт вам клиент в будущем. Затраты на работу CRM-системы для бизнеса быстро окупятся.
Кстати, всё то же самое можно сделать и в офлайн-магазине, если внедрить программу лояльности — это позволит собирать контакты клиентов. И необязательно для магазинов одежды — по такой же схеме можно напоминать о запчастях для автомобилей или товарах для творчества.

  1. Хочется вести продажи и маркетинг осознанно

CRM позволяет делать многое, мы разобрали только базовые задачи бизнеса. Чтобы делать более сложные вещи, компании требуются два специалиста: руководитель или тимлид отдела продаж и CRM-маркетолог.
Задача руководителя отдела продаж — изучить клиентов и текущую коммуникацию с ними по данным из CRM, продумать и проверить новые гипотезы, внедрить успешные.
А кто такой CRM-маркетолог?
CRM-маркетинг — это маркетинг, основанный на клиентских данных. Соответственно, CRM-маркетолог — специалист, который может эти данные интерпретировать и применить на пользу бизнеса.

CRM-маркетолог — профессия молодая, и на рынке трудно найти человека, который действительно хорошо в ней разбирается. Другой способ заполучить в команду CRM-маркетолога — отправить на обучение действующих сотрудников, например интернет-маркетологов или email-маркетологов.

Как выбрать CRM-систему

На рынке несколько десятков разных CRM-систем для бизнеса. Поэтому точно сказать, какую стоит выбрать вам, невозможно.
При выборе ориентируйтесь на:
  • тип CRM — может ли она решить вашу задачу и подходит ли вашему бизнесу;
  • простоту и понятность использования. Попросите пробный период, демодоступ или демонстрацию возможностей CRM-системы, и обязательно предложите попробовать сервис сотрудникам, которые будут им пользоваться;
  • возможность настроить интеграцию с соцсетями, онлайн-консультантами для сайта, колтрекингом, сервисами email- и push-рассылок;
  • гибкость системы и стоимость её обслуживания. Есть сервисы, которые развиваются сами — вы платите только за ежемесячную подписку. А где-то придётся доплатить за доработки специальным людям — например, так часто бывает с 1С.
Вот небольшая памятка, что нужно сделать:
Мы выбрали несколько популярных CRM-систем, чтобы вам было проще начать поиск, выбор и внедрение сервиса в работу компании. Эти системы давно на рынке, они постоянно дорабатываются, и их уже опробовали тысячи компаний.

Операционные

Битрикс 24, amoCRM, 1С в различных конфигурациях, Контур.CRM, Freshoffice, Сделки Mango Office, SBER CRM, Brizo

Маркетинговые

Carrot Quest, Mindbox, Мегаплан, Microsoft Dynamics 365

Отраслевые

  • для бьюти-услуг: YClients;
  • для медцентров: Medesk;
  • для фитнес-клубов: 1С:Фитнес клуб и Fitbase;
  • для интернет-магазинов: Retailcrm;
  • для детских школ: Параплан;
  • для онлайн-курсов: GetCourse;
  • для застройщиков: Расклад.

Советы по выбору и внедрению CRM‑систем

  1. Если у вас небольшая компания и вы только пробуете автоматизировать продажи и маркетинг, не нужно покупать космолёт от мира CRM-систем. Начните с чего-то простого и понятного.
  2. Не сравнивайте системы по наличию тех или иных функций. Смотрите на функции, которые на самом деле вам нужны, и на удобство их использования. Даже самый нафаршированный сервис не окупится, если будет в разы увеличивать время работы своим неудобством.
  3. Задача CRM-системы — упростить работу вашей компании и повысить эффективность бизнеса. Не забудьте проверить, получилось ли.

Статью подготовили:

Виктор Крылов
Яндекс Практикум
Архитектор курса «Специалист по CRM-маркетингу»
Валерия Наторина
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Oct 17 2024 16:51:34 GMT+0300 (Moscow Standard Time)