Цветовое пространство отвечает за то, каким образом цвета отображаются на экране или на печатной продукции: оно помогает избежать ситуаций, когда на разных носителях цвета выглядят по-разному, и минимизировать искажения цвета при печати. Цветовое пространство — это модель кодировки цвета или, если говорить проще, — палитра разных оттенков, где каждый цвет имеет определённые координаты, как точка на карте.
Например, синий цвет каждый видит по-своему, и если просто поставить дизайнеру задачу сделать синий интерфейс, цепочка правок вроде «давайте посветлее — потеплее — поярче» будет бесконечной. Но если заказчик задаст конкретные координаты подходящего цветового пространства, дизайнер выполнит интерфейс в нужном оттенке.
RGB — это аддитивная модель, то есть цвета создаются за счёт добавления одного к другому: красного — red, зелёного — green, и синего — blue. Например, сочетание красного и зелёного даёт жёлтый цвет, а синего и красного — фиолетовый.
Цветовое пространство CMYK чаще всего используется для печати. При нанесении, например, на бумагу часть цветов в пространстве RGB может поблёкнуть, поэтому макеты для печати сразу создаются в CMYK.
Если макет в RGB человек может посмотреть на мониторе, а в CMYK, например, на бумаге, то LAB нельзя увидеть и потрогать: это цветовое пространство, которое не существует физически. LAB используется только для преобразования цвета, то есть для перевода макета из RGB в CMYK или наоборот. LAB также подходит для деликатной цветовой коррекции, например, если на фотографии нужно аккуратно убрать красноту кожи. После коррекции файл переводится в RGB или CMYK.
Например, если изменить только один параметр, насыщенность, можно получить растяжку цвета от ярко- до бледно-зелёного, при этом тон останется таким же. Чтобы получить тот же результат в RGB, придётся корректировать насыщенность наугад. HSV также полезен в иллюстрации, к примеру, если не хватает тонального контраста. Это особенно важно при создании иллюстраций в фирменных цветах компании.
Выбор цветового пространства зависит от того, где будет использован макет:
● На цифровых носителях. Для онлайн-публикации макета на сайте, в социальных сетях или на цифровых баннерах лучше всего подойдёт цветовое пространство RGB.
● В печати. При подготовке печатного макета используют CMYK: с его помощью создают дизайны буклетов, макеты футболок с логотипом, верстают газеты, книги, журналы и т. д.
● Для цветовой коррекции подходит LAB: он помогает провести точечную коррекцию и подготовить RGB-файлы для печати.
● Фирменный стиль. В ситуациях, когда макет должен быть создан строго в цветах брендбука, пригодится цветовое пространство HSV: оно поможет быстро и корректно подобрать нужные оттенки.
Рабочее цветовое пространство настраивается в графическом редакторе. В программах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Adobe InDesign можно работать в RGB и в CMYK, а вот в Figma используется только RGB. Рассмотрим, как настраивать каждую из моделей:
● RGB настраивается в зависимости от профиля цветового пространства монитора, самые популярные профили — sRGB и Adobe RGB.
sRGB — стандартизированное цветовое пространство, разработанное компаниями HP и Microsoft для унифицированного отображения цветов на разных экранах, подходит для большинства стандартных мониторов. | Adobe RGB — более поздний альтернативный стандарт, который охватывает больше оттенков цветов и корректнее отображает цветовое пространство CMYK. Подходит для работы с печатными макетами и фотографиями и для профессиональных мониторов: обычные экраны не смогут отобразить всю палитру оттенков. |
---|
● CMYK. Как настроить это цветовое пространство — вопрос сложный: в большинстве типографий при подготовке макета к печати цветовой профиль сбрасывается, даже если он уже был создан в CMYK. Это связано с тем, что у разных типографий свои настройки цвета и разные печатные машины. Это одна из причин, по которым типографии, прежде чем печатать макет, присылают его на согласование заказчику. Иногда полезно перед печатью большого тиража сделать цветопробу — напечатать один вариант макета, чтобы убедиться, что цвета отображаются верно.
Часто дизайнер не знает, где будет печататься макет, поэтому не может учесть требования конкретной типографии. Однако если заранее уточнить тип будущего носителя, то можно будет выбрать один из профилей графического редактора: большинство цифровых типографий используют стандартный профиль Coated FOGRA39. Если все макеты печатаются в одной и той же типографии, можно запросить у неё индивидуальный профиль и применить его к макету, однако при печати этого же макета в другой типографии цвета могут отображаться иначе.
Бывает, что иллюстрация изначально создавалась, например, для сайта и была сделана в RGB, но заказчик решил использовать её в бумажном каталоге. В этом случае цветовое пространство придётся преобразовать в CMYK. Самый эффективный способ это сделать — открыть макет в Adobe Photoshop или Adobe Illustrator, изменить профиль на CMYK, провести дополнительную цветокоррекцию через LAB, чтобы макет точно отображался, как задумано, и только после этого перевести его обратно в CMYK для печати.
Читать также: