Менеджмент • 10 августа 2023 • 5 мин чтения

На «ты» или на «вы»? Что такое деловой этикет и как его соблюдать

В любой компании есть правила общения — деловой этикет. Рассказываем, зачем он нужен и каким принципам необходимо следовать, чтобы сохранить работу и хорошие отношения с коллегами.

Что такое деловой этикет

Деловой этикет — это набор предписаний, на которых строится общение сотрудников друг с другом, а также с руководителями, клиентами и партнёрами. Главное правило — уважать чужие границы.

Нормы делового этикета в коллективе могут пересекаться с правилами конкретной компании. Чаще всего о них рассказывают во время онбординга или на корпоративных тренингах. В некоторых коллективах несмотря на то, что правила не описаны, им следуют негласно.

Анастасия Кузьминкова, эксперт по гибким навыкам
Деловой этикет — как средняя температура по больнице. Основные принципы соблюдаются в большинстве компаний и могут корректироваться в зависимости от отрасли. Например, если в IT-компаниях в основном общаются на «ты», то в фармакологических — на «вы» и по имени-отчеству.

Зачем нужен деловой этикет

Принципы делового этикета в профессиональной деятельности помогают создать доверительную атмосферу в компании, эффективно проводить переговоры, выходить из конфликтов и поддерживать свой авторитет в глазах коллег. В коллективе, где есть этикет делового общения, люди чувствуют себя безопаснее.
Анастасия Кузьминкова
Деловой этикет соблюдают, чтобы сохранить эффективную рабочую коммуникацию. Без этих правил наступит хаос: люди не смогут выполнять свои роли в компании, достигать целей, быть продуктивными. Начнутся конфликты на пустом месте. Деловой этикет не ограничивает свободу, а даёт возможность высказать уважение к коллегам и выстроить деловые отношения.

Деловой этикет: основные правила

Правила делового этикета регулируют общение на трех уровнях: физическом, вербальном и психологическом.

Нарушение правил делового этикета: примеры

Требования этикета в деловом общении могут нарушаться неосознанно, особенно если коллеги сами часто так себя ведут. В этом случае нарушение правил может казаться нормой. Вот несколько примеров, как не нужно делать:

Надевать в офис одежду, которая выглядит неуместно. В каждой компании свой дресс-код. Но по правилам делового этикета в офис нельзя надевать прозрачные и откровенные наряды, короткие юбки и топы, шорты.

Анастасия Кузьминкова
Соблюдение дресс-кода не означает, что нужно себя прятать. Это проявление уважения к коллегам, ведь вызывающий наряд может негативно повлиять на их работу.

Выключать камеру во время онлайн-встреч. Это нормально, если на встрече все договорились работать без камер. Нарушение правил делового этикета — когда один сотрудник выключил камеру без предупреждения и объяснения причины.

Опаздывать на встречу. На нерабочие встречи можно опоздать на 15 минут, а на рабочие — максимум на 5. Это касается и встреч по видеосвязи. Если опоздание неизбежно, стоит как можно раньше об этом предупредить по нормам делового общения.

Принципы и рекомендации

Правила делового этикета строятся на основе его принципов. Вот они:

1. Вежливость и уважение. Учитывать интересы других людей, вежливо и уважительно общаться с коллегами, клиентами и партнёрами.
2. Эмпатия. Ставить себя на место клиента или коллеги, чтобы лучше понять их и найти с ними общий язык.
3. Пунктуальность. Соблюдать сроки сдачи рабочих заданий и вовремя приходить на встречи.
4. Ответственность. Соблюдать все обязательства и выполнять работу на должном уровне.
5. Открытость и честность. Быть честным и открытым в деловых отношениях, делиться информацией и не использовать должность для личной выгоды.
6. Толерантность. Не осуждать коллег за национальность, вероисповедание или убеждения, давать каждому возможность высказаться и учитывать разные точки зрения перед принятием решений.
7. Умение признавать ошибки. Понять, в чем не прав, и исправить это.

Принципы делового этикета, принятые в разных странах, могут отличаться друг от друга, поэтому лучше изучить местные нормы,особенности делового общения и корпоративную культуру перед началом сотрудничества.

Анастасия Кузьминкова
В западных компаниях более развита толерантность. Например, там отмечают национальные праздники, уважают и принимают особенности разных культур. В Голландии развит принцип открытости и честности. Руководители работают с сотрудниками на равных, просят обратную связь и ждут, что они укажут им на их ошибки. В странах Азии, наоборот, соблюдают субординацию и придерживаются четких правил иерархии. Многие российские компании вдохновляются опытом западных стран, и стремятся к открытости. Например, Яндекс в своих ценностях указывает честность и прозрачность.

Совет эксперта

Анастасия Кузьминкова
Если правила делового этикета по отношению к сотруднику регулярно нарушаются, необходимо оценить, можно ли как-то повлиять на ситуацию. Например, поговорить тет-а-тет с коллегой, который нарушает правила: обозначить границы, объяснить ситуацию и свои эмоции, предложить варианты решения проблемы. То же самое можно сделать и в общем чате, но не переходя на личности. Сначала стоит попробовать договориться напрямую, если не получится — призвать на помощь HR.
Статью подготовили:
Анастасия Кузьминкова
Телеграм-канал Soft Skills club
Автор, эксперт по гибким навыкам
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Oct 15 2024 09:26:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)