Дизайн  •  13 января  2023  •  5 мин чтения

Что такое дизайн-система и как её создать

Дизайн-система — это философия бренда. Однако не каждый бизнес в ней нуждается. Разбираемся, в чём преимущества системы, когда приходит время её создавать и, главное, как.

Что такое дизайн-система

Дизайн-система — это структура, которая включает визуальные компоненты, библиотеку кода и гайдлайны по использованию.

Часто начинающие дизайнеры допускают ошибку и упрощают понятие, подразумевая под дизайн-системой только UI-кит — документ, в котором собраны графические элементы интерфейса, типографика и цвета.

Дизайн-система состоит из трёх уровней:

UI-кит — визуальный язык продукта, под который создаётся дизайн-система. Это цвета, шрифты, иконки, кнопки, буллиты, тумблеры, слайдеры, изображения, анимация. Элементы бывают разными и зависят от специфики цифрового продукта. Все они помогают создать видимую часть интерфейса, с которой взаимодействует пользователь.

В гайде компании «Контур», которая занимается разработкой программного обеспечения, собраны все элементы, которые могут понадобиться для проектирования приложений и сайтов
В UI-ките «Контура» представлены разные состояния элементов

Фреймворк — библиотека кода, которая написана под каждый из этих элементов, а также плагины для анимации, теги и метки для навигации.

Библиотека на React наиболее точно воплощает требования из «Контур.Гайдов» в компонентах

Гайдлайны — набор шаблонов и правил использования элементов, которые упорядочивают процесс работы. Благодаря гайдлайнам к простым задачам не привлекают дизайнера, а сразу подключают разработчика.

В гайдлайне «Контура» прописаны принципы, правила и частные случаи использования цветов, типографики, модульных сеток, UI-элементов
Например, в гайдлайне прописывают параметры всплывающего окна на сайте: отступы от текста, расположение и величину заголовка и основного текста, место для кнопки, как будет выглядеть окно при меньшем или большем количестве текста.

Виды дизайн‑систем

Единой классификации не существует, но специалисты выделяют два вида дизайн-систем — с открытым и закрытым кодом.

В системах с открытым кодом любая компания может использовать материалы и адаптировать их для своих проектов — менять цвета кнопок, шрифты, иконки. Например, в системах Ant Design, Human Interface Guidelines, Material Design.

В дизайн-системе Ant Design можно выбрать необходимый элемент и скопировать исходный код
Код открывается через программы StackBlitz, CodePen, CodeSandbox и доступен на языках TypeScript и JavaScript

Дизайн-системы с закрытым кодом обычно создаются для конкретной компании или продукта. Это или полностью закрытые материалы, доступные только сотрудникам, или открытые частично.

В дизайн-системе «Сбербанк Онлайн» для общего доступа показаны несколько интерактивных элементов, иконки для скачивания, правила из гайдлайна. Исходного кода нет, ссылки в Figma могут открыть только сотрудники

Анна Грязева
Дизайнеру, особенно начинающему, не стоит создавать дизайн-систему или UI-кит с нуля. Можно поискать готовые элементы в открытом доступе и адаптировать их для своего проекта. Проектирование компонентов занимает много времени и требует навыков для решения такой задачи. Для дизайнера и потом для разработчика будет проще воспользоваться готовыми материалами.

Материал по теме:
Дизайн-мышление: пять шагов, которые помогут создать успешный продукт

Зачем нужна дизайн-система

Дизайн-системы используются для больших проектов с нагруженными интерфейсами, обилием элементов и пользовательских сценариев. Они помогают оптимизировать работу команды на этапах исследования, дизайна и разработки.

Например, дизайн-системы можно увидеть у банков, которые создают и развивают много сервисов в рамках одной экосистемы: приложение для частных клиентов, приложение для бизнеса, приложение для инвестиций, официальный сайт.

Системы создают общую визуальную картину бренда и передают его ценности, которые понятны каждому сотруднику и клиенту. Некоторые дизайнеры считают, что дизайн-система — это не просто структура и библиотека полезных материалов, но и целая философия.

Преимущества и недостатки

У дизайн-системы есть свои плюсы и минусы, которые нужно учесть перед тем, как принимать решение, стоит ли компании её создавать.

Преимущества

Автоматизация работы. Готовые компоненты и шаблоны позволяют дизайнерам и разработчикам оперативно создавать страницы сайтов и приложений.

Централизация знаний. Когда в компанию приходит новый дизайнер или разработчик, ему не нужно рассказывать, какие элементы используются и по каким принципам строится проект. Это уже зафиксировано в дизайн-системе, с которой просто нужно ознакомиться. В этом есть и польза для бизнеса — процесс работы и создания новых макетов не останавливается.

Консистентность продуктов. Дизайн-система поддерживает единый стиль каждой страницы сайта или приложения. Дизайнерам и разработчикам в команде будет понятно использование элементов, а пользователям будет проще взаимодействовать с сервисом.

Синхронизация работы. Благодаря дизайн-системе не нужно писать большое техническое задание, достаточно сослаться на конкретный пункт из гайдлайна.

Внимание к User Experience. С готовой дизайн-системой у дизайнера больше времени, чтобы подумать над логикой интерфейса и опытом пользователей.

Недостатки

Дороговизна. Создание дизайн-системы требует больших финансовых вложений. Над её созданием работает целая команда из разработчиков, дизайнеров, продакт-менеджеров, маркетологов.

Отсутствие мобильности. Если понадобится полностью изменить фирменный стиль компании, то каждое решение должно отразиться в дизайн-системе — новые элементы, новая библиотека кода, новые правила. Для ребрендинга задействуется много ресурсов.

Работа по шаблону. Творчества и креатива будет меньше. Если дизайнеру нравится усердно создавать каждый элемент и придумывать что-то особенное для внешнего вида продукта, то, скорее всего, работать в рамках дизайн-системы и её чётких законов будет некомфортно. Если дизайнеру, наоборот, нравится заниматься логикой продукта, алгоритмами и пользовательскими сценариями, то проблем не возникнет.

Как создать дизайн-систему

Разработка дизайн-систем строится по принципам атомарного дизайна. Атомарный дизайн — методика, которая включает в себя пять уровней проектирования элементов: атомы, молекулы, организмы, шаблоны и страницы.
Начинать проектирование дизайн-системы нужно с самого простого и потом постепенно усложнять

Структура дизайн-системы:

Атомы — самые маленькие компоненты: кнопки, иконки, поле ввода, шрифты.

Молекулы — соединение нескольких простых элементов: две кнопки, заголовок и строка ввода, плашка уведомления, чекбокс и текст.

Организмы — законченные компоненты: шапка сайта, форма авторизации, карточки товаров, баннер уведомления.

Шаблоны — макеты страниц без контента: меню, внешний вид сайта.

Страницы — страницы, заполненные контентом.

Общий алгоритм выглядит следующим образом:

1. Подобрать цветовую гамму, шрифты, задать модульные сетки, выбрать анимацию, изображения и звуки.

2. Создать базовые элементы интерфейса.

3. Спроектировать комбинации элементов и макеты.

4. Оформить список элементов вместе с правилами. В гайдлайне прописать, что за элемент, где используется, какие задачи решает.

Обычно дизайн-системы не создаются с нуля, а строятся на основе уже наработанного материала: UI-китов, гайдлайнов или брендбуков.

Совет эксперта

Анна Грязева
Дизайн-систему стоит проектировать только в том случае, когда команда почувствовала в этом необходимость. Например, в проекте появилось больше сценариев и элементов, изменилось поведение пользователей, расширилась команда дизайнеров и разработчиков. На этапе небольшого стартапа достаточно иметь UI-кит.

Статью подготовили:

Анна Грязева
Яндекс Практикум
Наставник на факультете дизайна интерфейсов, продуктовый дизайнер в Relive
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Oct 17 2024 17:07:18 GMT+0300 (Moscow Standard Time)