Маркетинг  •  07 апреля 2022  •  5 мин чтения

E-commerce: что это, принцип работы, виды электронной коммерции

Совершение онлайн-покупок сегодня доступно со смартфона, который каждый носит в кармане. Всего несколько кликов — и вот вы уже выбрали товар и даже оплатили его. В этом вся суть электронной коммерции. Но в неё входит не только покупка чашек, одежды, игрушек и диванов, но и покупка ПО, приложений в App Store, страховых полисов, билетов на футбол и много чего ещё. Объясняем, что такое e-commerce, простым языком: разбираем на примерах.

Что такое e-commerce?

Под понятие электронной коммерции подпадают электронные онлайн-сделки: покупки и продажи, денежные переводы. То есть в e-commerce входят все торговые и финансовые транзакции, цепочки бизнес-процессов, которые происходят в онлайн-пространстве. Перевели деньги бабушке на лекарства, пожертвовали на помощь бездомным животным или заказали загранпаспорт через сайт госуслуг в ускоренном режиме — всё это e-commerce. Если совсем упростить, то сюда относятся все площадки, где сделка проводится онлайн.

В рынок e-commerce входят:

  • Онлайн-магазины одежды, продуктов, мебели, бытовой техники и множества других товаров.
  • Международные и локальные маркетплейсы. Например, AliExpress, Amazon, iHerb, Wildberries, Ozon и так далее.
  • Сервисы электронной продажи программного обеспечения, в том числе Google Play, App Store и другие. И даже сайт Microsoft.
  • Всевозможные b2b-сервисы, площадки и платформы для продажи бизнес-услуг и приложений: например, CRM-система вроде Битрикс24 или система налогового и бухучёта, как 1С, Tilda для создания сайтов с помощью no-code-инструментов, системы контроля и учёта рабочего времени. А ещё различные услуги, которые нужны бизнесу. Например, консалтинг или брокерские услуги. Если вы заказываете их онлайн, это электронная коммерция.
  • Финансовые системы и онлайн-банкинг. Онлайн-банкинг и -платежи сейчас поддерживают все банки, а ещё сюда входят финансовые системы электронных денег вроде YooMoney (бывшие Яндекс Деньги) или PayPal и многое другое.
  • Курьерские службы вроде Яндекс Еды, Delivio, СДЭК или почтовая служба DHL.
  • Управление цепочками поставок — логистические и транспортные компании.
  • Интернет-маркетинг и сервисы для него. В том числе оплата рекламных кампаний в Google Ads и Яндекс Директе, а также в соцсетях фейсбук* и инстаграм*.
  • Транспортные услуги, которые заказывают и оплачивают онлайн: Яндекс Такси, Uber, сервисы каршеринга.
  • Электронные страховые услуги.

Принцип работы

Электронная торговля — сфера экономики, которая включает любые виды онлайн-платежей и электронных торговых операций. Преимущество электронной коммерции в интернете заключается в отсутствии ограничений. Продавцы Amazon, eBay и AliExpress распространяют свои товары по всему миру. Как и разработчики, которые размещают приложения в App Store и Google Play. А локальный российский бренд одежды может продавать свою одежду по всей России.

Онлайн-продажи возможны благодаря системам электронной торговли: например, переход на реализацию через интернет-магазин позволяет продавцам расширить географию продаж, не открывая новых филиалов. Для малого бизнеса самый простой способ создания e-commerce-сегмента в продажах — предлагать товары через маркетплейсы. Благодаря этому можно продавать товары по всей стране, не заботясь о логистике. Клиент оставляет заявку на сайте, она поступает на сервер и фиксируется в базе. Если покупка не состоялась, клиенту можно спустя время напомнить о товарах в корзине. Если состоялась — предложить подписаться на рассылку, порекомендовать акционные товары или предложить скидку на новый заказ. Так можно простимулировать покупателя вернуться за новой покупкой.

E-commerce можно классифицировать в зависимости от объекта продажи:

  • физические товары: одежда, обувь, продукты, мебель;
  • цифровые товары: музыка, фильмы, электронные книги, оружие и броня в компьютерной игре, программы;
  • физические услуги: курьерская доставка, перевозка;
  • цифровые услуги: сдача в аренду домена или облачного хранилища, проведение онлайн-курсов, консультаций.

А можно разделить онлайн-коммерцию в интернете по конечным потребителям. Тогда виды электронной коммерции будут такими:

  • B2b — бизнес для бизнеса. Например, компании продают своё программное обеспечение для бухучёта или CRM-системы другим компаниям. Или компании продают онлайн запчасти для строительной техники компаниям, которые эти запчасти используют для ремонта техники.
  • B2c — бизнес для потребителя. Например, онлайн-магазин ASOS продаёт свою одежду через сайт пользователям по всему миру. Или маркетплейс Яндекс Маркет продаёт технику, книги, игрушки и другие товары людям по всей России.
  • C2b — потребитель для бизнеса. Например, разработчик-фрилансер продаёт свои услуги компаниям через биржу. Или независимый консультант проводит аудит бизнеса.
  • C2c — потребитель для потребителя. Например, онлайн-сервисы по поиску репетиторов, бебиситтеров, мастеров по ремонту бытовой техники. То есть обычные люди нанимают таких же обычных людей, чтобы те посидели с их ребёнком, или помогли ему сделать уроки по математике, или починили замок в двери.
  • g2b — правительство для бизнеса. Например, правительство предоставляет сервис для сбора и обработки данных.
  • b2g — бизнес для правительства. Например, компания по разработке ПО выполняет госзаказ по созданию какого-то электронного сервиса.
  • c2g — потребитель для правительства. Это ситуация, когда потребитель заказывает и оплачивает госуслуги онлайн — например, регистрацию договора аренды или оформление загранпаспорта.
Материал по теме:
CRM-системы: что это такое, возможности, функции, задачи. Какие бывают и как их выбирать

Как работает электронная коммерция?

Системы электронной коммерции упрощают процесс покупки для клиентов: достаточно оплатить покупку онлайн с помощью банковской карты или перевода — и товар доставят клиенту на дом или, если это покупка электронного товара, вышлют доступ по электронной почте. Это гораздо быстрее и проще, чем поход в магазин.

А ещё онлайн-покупка в интернете существенно расширяет выбор и снимает барьеры для людей с ограничениями. Например, для слабовидящего человека дойти в ближайший супермаркет и выбрать там продукты для ужина может стать серьёзной проблемой. Вся информация на упаковках текстовая и графическая. А переходы не везде оборудованы указателями для людей с ограничениями зрения. Онлайн-заказ позволяет изучить характеристики продуктов без визуальной информации и выбрать то, что нужно. А ещё его обычно могут доставить прямо домой.

Цифровая электронная торговля строится по такому принципу:

  • Клиент выбирает товар или услугу в каталоге, его устройство взаимодействует с браузером.
  • Когда заявка поступает на сервер, её получает менеджер.
  • Менеджер обращается к базе данных, проверяя наличие товаров на складе, и подтверждает заявку. Это может происходить без участия человека — автоматически. В зависимости от настроек системы.
  • Клиент оплачивает заказ с помощью карты. Транзакцию обрабатывает банк или финансовая система. Одобряет или отклоняет её. Если сделка одобрена, заказ поступает в обработку.
  • Дальше заявку передают на склад, откуда заказ отправляют в пункт выдачи или прямо домой покупателю.
  • Сотрудники логистического отдела забирают заказ со склада и доставляют клиенту или в пункт выдачи.
  • Когда заказ доставляют, клиент получает смс-уведомление или письмо на электронную почту.

Это примерный алгоритм e-commerce, но он подходит не только для физических товаров, но и для электронных товаров и услуг. Единственный нюанс в том, что товар не доставляют, а открывают доступ для скачивания или высылают ключ доступа на электронную почту. Или же присылают дату и время контакта со специалистом, услуги которого вы оплатили.

Преимущества и недостатки онлайн-коммерции

Преимущества электронной коммерции:

  • Не нужно арендовать торговую площадь и нанимать продавцов — достаточно склада и онлайн-консультантов. Это часто удешевляет ведение бизнеса и упрощает процессы, позволяет легко и быстро его масштабировать.
  • Меньше число посредников. Продавец может реализовывать товар напрямую с помощью сайта, а не открывать филиалы или искать партнёров. Это снижает расходы на реализацию товара и улучшает качество обслуживания.
  • Даёт прямой доступ к данным о продажах. Можно подключить системы аналитики и коллтрекинга. Прямой доступ к этим данным позволяет вовремя заметить проблемные места и устранить их. Например, увидеть, на какой стадии покупки клиенты чаще всего уходят или какие товары чаще всего возвращают.
  • Расширяет число потенциальных клиентов. Не нужно искать подходящее место для магазина, чтобы чаще попадаться на глаза своей целевой аудитории. Клиент может найти вас по поисковому запросу, перейдя по ссылке из онлайн-рекламы или увидит в маркетплейсе. А если он уйдёт, так и не сделав покупки, интернет-реклама может напомнить ему о вашей компании.

Недостатки электронной коммерции:

  • недоступность товаров и услуг в местах со слабым интернет-покрытием,
  • сложность защиты авторских прав для электронных товаров и услуг,
  • рост конкуренции среди бизнеса.

Примеры электронной коммерции

Сфера электронной торговли очень широка. Это и небольшие онлайн-магазины в инстаграме*, фейсбуке и вконтакте с несколькими десятками продаж в месяц, и огромные международные платформы-маркетплейсы, и стриминговые сервисы вроде Netflix, и даже перешедшая на интернет-продажи локальная деревообрабатывающая фабрика. А ещё магазины экосистем Apple и Google и сайты разработчиков, продающих собственное ПО.

Вот несколько примеров самых известных проектов сферы электронной коммерции:

  • Яндекс Маркет — в прошлом агрегатор интернет-магазинов, а сейчас — b2c-маркетплейс. Больше 17 тысяч продавцов и более 25 тысяч магазинов-партнёров. Свыше 6 млн посетителей ежедневно.
  • Wildberries — ещё один пример успешного e-commerce-проекта в России, также компания работает на рынках Польши, Беларуси, Израиля, Словакии. У b2c-маркетплейса 1,5 млн заказов каждый день.
  • eBay — сервис онлайн-аукционов с 185 млн активных пользователей. Пример не только b2c-, но и c2c-сервиса: здесь можно найти товары от частных продавцов, в том числе редкие и коллекционные вещи.
  • Amazon — крупнейший в мире розничный продавец с собственной службой доставки с дронами и роботами и огромной сетью из складов и сортировочных центров. Пример b2c-платформы на рынке e-commerce.

* сервис предоставляется организацией, признанной экстремистской на территории РФ

Статью подготовили:

Редакция Практикума

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Nov 21 2024 13:46:36 GMT+0300 (Moscow Standard Time)