Совершение онлайн-покупок сегодня доступно со смартфона, который каждый носит в кармане. Всего несколько кликов — и вот вы уже выбрали товар и даже оплатили его. В этом вся суть электронной коммерции. Но в неё входит не только покупка чашек, одежды, игрушек и диванов, но и покупка ПО, приложений в App Store, страховых полисов, билетов на футбол и много чего ещё. Объясняем, что такое e-commerce, простым языком: разбираем на примерах.
В рынок e-commerce входят:
Онлайн-продажи возможны благодаря системам электронной торговли: например, переход на реализацию через интернет-магазин позволяет продавцам расширить географию продаж, не открывая новых филиалов. Для малого бизнеса самый простой способ создания e-commerce-сегмента в продажах — предлагать товары через маркетплейсы. Благодаря этому можно продавать товары по всей стране, не заботясь о логистике. Клиент оставляет заявку на сайте, она поступает на сервер и фиксируется в базе. Если покупка не состоялась, клиенту можно спустя время напомнить о товарах в корзине. Если состоялась — предложить подписаться на рассылку, порекомендовать акционные товары или предложить скидку на новый заказ. Так можно простимулировать покупателя вернуться за новой покупкой.
E-commerce можно классифицировать в зависимости от объекта продажи:
А можно разделить онлайн-коммерцию в интернете по конечным потребителям. Тогда виды электронной коммерции будут такими:
А ещё онлайн-покупка в интернете существенно расширяет выбор и снимает барьеры для людей с ограничениями. Например, для слабовидящего человека дойти в ближайший супермаркет и выбрать там продукты для ужина может стать серьёзной проблемой. Вся информация на упаковках текстовая и графическая. А переходы не везде оборудованы указателями для людей с ограничениями зрения. Онлайн-заказ позволяет изучить характеристики продуктов без визуальной информации и выбрать то, что нужно. А ещё его обычно могут доставить прямо домой.
Цифровая электронная торговля строится по такому принципу:
Это примерный алгоритм e-commerce, но он подходит не только для физических товаров, но и для электронных товаров и услуг. Единственный нюанс в том, что товар не доставляют, а открывают доступ для скачивания или высылают ключ доступа на электронную почту. Или же присылают дату и время контакта со специалистом, услуги которого вы оплатили.
Преимущества электронной коммерции:
Недостатки электронной коммерции:
Сфера электронной торговли очень широка. Это и небольшие онлайн-магазины в инстаграме*, фейсбуке и вконтакте с несколькими десятками продаж в месяц, и огромные международные платформы-маркетплейсы, и стриминговые сервисы вроде Netflix, и даже перешедшая на интернет-продажи локальная деревообрабатывающая фабрика. А ещё магазины экосистем Apple и Google и сайты разработчиков, продающих собственное ПО.
Вот несколько примеров самых известных проектов сферы электронной коммерции:
* сервис предоставляется организацией, признанной экстремистской на территории РФ