Под EdTech обычно представляют всё, что связано с онлайн-образованием. Чаще всего это онлайн-курсы, то есть самые первые ассоциации с EdTech — это компании вроде Яндекс Практикума. Пользователь заходит на сайт, проходит курс и выходит с новыми знаниями.
На самом деле понятие EdTech шире. EdTech (от англ. Education technology — технологии образования) — это сфера, связанная с применением технологий для улучшения любых процессов обучения. Вот что включает в себя EdTech:
● адаптацию учебных курсов и программ под разные категории людей;
● платформы по геймификации обучения;
● различные технологии, связанные с машинным обучением и искусственным интеллектом, которые помогают оптимизировать обучающие курсы, материалы или приложения.
EdTech позволяет делать обучение современным, более быстрым и удобным для каждого пользователя. Любой продукт на стыке обучения и IT-технологий будет называться EdTech.
Попробовать методы и тренды онлайн-образования можно, пройдя вводные части курсов по программированию, дизайну и анализу данных Яндекс Практикума. А выбрать подходящее направление для обучения поможет профориентационный тест.
На российском рынке множество категорий EdTech-компаний, некоторые продукты находятся на их стыке. Вот основные категории:
● Онлайн-образование
Компании, которые разрабатывают онлайн-курсы, вебинары и любые другие образовательные ресурсы в различных форматах преимущественно для удалённого онлайн-обучения. Они создают платформы, которые помогают студентам изучать различные предметы и сферы специальности, получать дополнительные хард- и софтскилы в удобное им время.
Такие жизненные курсы тоже относятся к онлайн-образованию. Источник: journal.tinkoff
● Разработка платформ и инструментов
Эта категория включает компании, которые разрабатывают платформы и различные инструменты для государственных и коммерческих образовательных учреждений. Компании работают с LMS (от англ. learning management system — система управления обучением). Примеры LMS — электронный учебник, системы контроля эффективности и оценок и другие форматы управления образованием.
Чтобы студенты могли эффективно использовать незнакомую учебную платформу, в начале каждого курса предусмотрен онбординг. Источник: practicum.yandex
● Разработка образовательного контента
Категория включает компании, которые занимаются разработкой методических материалов, учебников, курсов, уроков или отдельных элементов в этих форматах.
Интерактивные тренажёры — фишка дизайн-задачников агентства «Собака Павлова». Источник: eduhund.ru
● Геймификация процессов
Разработка разных интерактивных форматов: квизов, презентаций, различных онлайн-активностей, которые можно внедрять в учебные программы и курсы.
● Адаптивное обучение
Есть компании, которые адаптируют обучение под потребности разных людей, в том числе с особенностями. Это может быть связано как с индивидуальными запросами учащихся, так и с их физическими или ментальными особенностями. Например, существует адаптивное обучение для инвалидов. Но на российском рынке эта категория пока не очень популярна.
В I квартале 2023 года выручка российских EdTech-компаний увеличилась на 23%. Вот самые быстроразвивающиеся сегменты рынка EdTech и их лидеры:
1. Дополнительное образование (ДПО) — самый крупный и активный сегмент. Это компании, которые разрабатывают обучающие курсы по профессиональному развитию для взрослых. Под дополнительным образованием подразумевается обучение новым навыкам, переквалификация и получение дополнительного образования в рамках основной специальности. Лидеры сегмента ДПО — Яндекс Практикум, Skillbox, «Нетология», GeekBrains, Skillfactory.
Тематика самых востребованных онлайн-курсов в 2022 году и в первом квартале 2023 года.
Источник: EdTech-дайджест за апрель 2023
2. Детское образование. По росту сегмент детского образования не отстаёт от ДПО, при этом, в отличие от ДПО, рынок детского образования не останавливается. Если для ДПО эксперты предсказывают в 2023 году рост рынка на 10—15%, то для детского образования — на 20—30%.
Сегмент сосредоточен на онлайн-обучении школьников: от замены обычных государственных школьных программ до подготовки к экзаменам. Лидеры сегмента — «Фоксфорд» и MAXIMUM Education.
Сегмент подготовки к ЕГЭ — один из ведущих в детском образовании, и спад ему не грозит: он будет востребован, пока существует госэкзамен. Источник: foxford
Особенность сегмента детского образования — в том, что большая часть этого рынка — частные репетиторы и преподаватели, которые готовят к конкретным экзаменам.
3. Языковое образование. Ещё один важный сегмент рынка EdTech — это языковые школы. Среди самых известных — Skyeng и направление английского языка в Практикуме. Эксперты предсказывают рост сегмента в 2023 году на 10—15%.
Новым языкам пока не под силу потеснить лидирующие позиции английского. Источник: practicum.yandex
Методы и тренды на рынке онлайн-образования во многом связаны друг с другом. Часто тренды рождают новые методы — например, активное развитие Telegram способствовало появлению студенческих неформальных комьюнити.
1. Синхронное и асинхронное обучение
Это совмещение общих онлайн-активностей, в которых участвует вся группа, с индивидуальной работой студента в удобном ему темпе. Вебинары при этом рассчитаны не столько на проверку знаний, сколько на то, чтобы закрыть общие вопросы и создать комьюнити.
Прогресс у учащихся, присутствующих на онлайн-вебинаре, может быть разным: это не мешает каждому из них осваивать программу в своём темпе. Источник: mann-ivanov-ferber
2. Геймификация
Игровые элементы, добавленные в программу обучения, повышают вовлечённость, уровень и скорость усвоения информации. За достижения, даже небольшие, студенты получают условные награды.
Приложение для изучения языков мотивирует пользователей при помощи медалей, званий и рекордов.
Источник: duolingo
3. Коллаборативное обучение
Метод тесно связан с идеей комьюнити и подразумевает использование функций для совместной работы с обязательным общением в режиме реального времени. Студенты знают, что у них есть группа и некое общее пространство, где они могут общаться, есть групповые задания. Они знакомятся друг с другом и могут обсудить теорию и задания с сокурсниками.
4. Микрообучение
Большие объёмы информации разбивают на маленькие кусочки — своеобразная реализация популярной идеи «съесть слона по частям». Микрообучение позволяет студентам освоить программу дополнительного образования в условиях нехватки времени.
Людям, которые совмещают обучение с работой на фултайме, удобнее в течение дня посмотреть пять видео по 10 минут, чем одно получасовое. Источник: skillcup
Онлайн-обучение активно реагирует на запросы пользователей и общую ситуацию на рынке труда. Например, появление большого количества выпускников курсов приводит к разработкам программ поддержки трудоустройства и развитию культуры наставничества. Собрали девять основных трендов:
1. Персонализированное обучение
Платформы и приложения стараются адаптировать обучающие программы под потребности пользователя, его уровень подготовки, предпочитаемый формат и стиль обучения. Тренд проявляется в виде индивидуальных рекомендаций и учебного плана, разборов работ и консультаций.
2. Поддержка трудоустройства
Центральный тренд на рынке российского EdTech. Сейчас почти каждая компания отрасли предлагает программы помощи в трудоустройстве. Наставники и hr-специалисты помогают студентам подготовиться к выходу на рынок труда. Поддержка трудоустройства обязательно включает в себя поддержку куратора.
Появление тренда связано с большим количеством джунов, в первую очередь в сфере IT. В рамках подготовки к трудоустройству компании помогают им составить резюме и определить стратегию поиска работы.
Джуны в IT — чаще всего как раз выпускники курсов. Источник: practicum.yandex
На рынке существуют интересные форматы партнёрства с компаниями — например, в Практикуме за это отвечает Центр найма. Компании сами приходят в Практикум с запросом на джунов в какой-то определённой сфере, и сервис онлайн-образования в рамках партнёрских вакансий даёт компаниям посмотреть своих выпускников.
3. Комьюнити
Тренд предлагает наличие синхронных форматов обучения и продвижение идеи о том, что у всех студентов примерно одни и те же цели и интересы. Это возможность создать активное комьюнити, в том числе не только действующих студентов, но и выпускников конкретных курсов.
Тренд на комьюнити реализуется в Яндекс Практикуме: выпускники поддерживают тех, кто ещё учится или ищет свой оффер на этапе трудоустройства. Они часто возвращаются с вакансиями из компаний, куда они устроились после окончания курса.
4. Активное использование телеграма
По данным EdTech-дайджеста за апрель 2023 года, 80% онлайн-школ используют Telegram в том числе для коммуникаций студенческих групп поддержки и в качестве инструмента развития комьюнити. Телеграм предполагает более неформальное общение, в отличие от почты или специальных платформ. Это ещё одно проявление тренда на индивидуальный подход, развитие комьюнити и создание комфортной и экологичной среды обучения.
5. Наставничество
Тренд на наставничество проявляется не только в работе с джунами, но и с состоявшимися специалистами. Менторские услуги часто предлагают на добровольных началах, чтобы помочь начинающим специалистам вкатиться в профессию. Чаще всего наставничество относится к IT-сфере.
Ментором выступает состоявшийся специалист: он подскажет, как использовать полученные знания в работе.
Источник: practicum.yandex
6. Переход к более устойчивым бизнес-моделям
Под этим понимается стремление компании выйти на самообеспечиваемость, то есть жить не за за счёт инвестиций, а сократить размер и количество инвестиций в пользу самоокупаемости. Он может проявляться, например, в появлении платных подписок и дополнительных платных услуг, например карьерных консультаций, повышении цен на курсы.
7. Практика и работа над реальными проектами
На рынок труда уже не первый год выпускается большое количество переквалифицировавшихся специалистов. И он начал им больше противиться: просто пройти курс достаточно для развития своих скилов, но недостаточно для повышения квалификации и переквалификации. Поэтому сейчас существует тренд на практику и практические задания, работу над реальными проектами.
Схема работы Мастерской Практикума. Источник: practicum.yandex
Например, у Практикума есть формат Мастерской. Студенты в рамках подготовки к трудоустройству помогают бизнесу и НКО создавать проекты, то есть набираются опыта работы с реальными заказчиками. Заказчиками обычно выступают некоммерческие организации, для которых силами джунов реализуются качественные проекты. Начинающие специалисты получают кейс в портфолио и опыт работы, а благотворительные НКО — готовые проекты.
8. Развитие искусственного интеллекта
Искусственный интеллект всё плотнее входит в жизнь, и сфера EdTech не исключение. ИИ используют для анализа любых данных, касающихся обучения, от динамики покупок курсов до частных вопросов, например, что не так с воронкой продаж.
ИИ хорошо работает на персонализацию образовательных материалов, составление персональных рекомендаций. Также ИИ помогает проанализировать существующие процессы, от самых частных до масштабных, связанных с большими данными.
9. Выход на зарубежные рынки
Тренд касается не только стран СНГ, но и полноценного продвижения в незнакомых сегментах. Поэтому в EdTech-компаниях, планирующих выход на новые рынки, есть спрос на специалистов по продвижению бизнеса, маркетинговых исследователей, знатоков специфики конкретных регионов.
Новые рынки — это вызов не только для тех, кто выведет компанию и её продукт на новый уровень, но и для тех, кто будет принимать студентов из нового региона со своими культурными особенностями.
Читать также: