Менеджмент  •  17 июля  2023  •  5 мин чтения

Как избежать банкротства и увеличить прибыль компании с помощью анализа финансового цикла

Объясняем, зачем финансовому менеджеру контролировать срок годности товара, следить за командой клиента и считать календарные дни.

Что такое финансовый цикл

Финансовый цикл (ФЦ) — это период между оттоком денег на закупку сырья для производства продукции и их притоком после продажи готового продукта.

При этом ФЦ начинается с момента перевода денег поставщику материалов, а не с момента поступления этих материалов на производство. Это важно, потому что поставка может быть как по предоплате, так и по постоплате с отсрочкой на несколько месяцев.

Например, финансовый жизненный цикл для производителя мебели начнётся, когда он переведёт деньги поставщикам за ткань для обивки диванов. А закончится, когда на его счёт поступят деньги за продажу готовой мебели в магазин или конечному потребителю (если он реализует свои товары сам).

В этом случае этапы финансового цикла компании будут такими.

В зависимости от специфики компании этапов финансового цикла может больше или меньше

Зачем считать финансовый цикл

Это нужно, чтобы понимать, сколько времени уходит на оборот денег и как оптимизировать этот процесс, чтобы он занимал меньше времени, а прибыль росла.

Вот три основные задачи, которые можно решить с помощью расчёта финансового цикла:

1. Оптимизировать процессы закупок, производства и продаж
Понимая, сколько длится ФЦ и сколько времени уходит на каждый его этап, финансовый менеджер может определить «слабые места» и точки роста. Например, узнать, почему часто не хватает средств на закупку комплектующих, или увидеть возможность снизить расходы на хранение товаров.

2. Снизить риски падения дохода
Чем длиннее ФЦ, тем дольше деньги находятся в обороте, а значит, нужно больше вложений, чтобы поддерживать производственный процесс. Для этого могут потребоваться кредиты, которые нужно возвращать с процентами, — это дополнительные расходы. Придётся либо смириться со снижением прибыли, либо повысить цену на готовую продукцию. Но и тут есть риск, что дорогой товар будет неконкурентоспособен. Этих проблем можно избежать, если рассчитать и проанализировать финансовый цикл предприятия заранее.

3. Планировать стратегически
Рассмотрим на примере. Руководство автодилера решило нарастить продажи, увеличив объёмы закупки автомобилей для шоурумов, ― чем больше машин в наличии, тем больше выбор для потенциальных покупателей и выше вероятность покупки. Но они не учли, что с ростом количества машин растут и расходы на их хранение и финансирование запасов в виде процентов по кредитам, которые нужны для покупки автомобилей.

Сначала машины продавались хорошо, но со временем начали устаревать, а для закупки новых моделей нужно было место на складе, поэтому пришлось распродавать машины с большими скидками. В итоге прибыль даже ушла в минус. Эти эффекты можно было просчитать ещё на этапе анализа финансового цикла и сформулировать более чёткие цели для отдела продаж и в целом для топ-менеджмента, чем простое увеличение продаж и наращивание доли рынка.

Кроме того, расчёт ФЦ помогает решить множество менее глобальных, но таких же важных для компании задач, которые напрямую влияют на прибыль бизнеса. Узнать, что это за задачи, и научиться самостоятельно их решать с помощью анализа финансового цикла можно на курсе «Финансовый менеджмент».

Расчёт финансового цикла

Определить продолжительность финансового цикла можно по формуле.
Финансовый цикл исчисляется в днях
Рассмотрим на примере. Закупленное у поставщиков сырьё 20 дней лежит на складе, потом его передают на производство, которое занимает 30 дней. Готовая продукция лежит на складе ещё 20 дней, а потом отправляется к клиентам. Итого период оборота запасов ― 70 дней. Оплата от покупателей приходит через 30 дней после поставки готовых товаров. При этом поставку материалов компания оплачивает с отсрочкой 20 дней.

В этом случае расчёт финансового цикла выглядит так:

((20 + 30 + 20) + 30) — 20 = 80 дней

У компаний, которые продают товары или услуги по предоплате, может быть отрицательный финансовый цикл. Например, в строительном бизнесе генеральный подрядчик выставляет клиенту счёт на сумму, которую потратит в следующем месяце. В этом случае дебиторская задолженность равна нулю и оплата клиента считается кредиторской задолженностью, потому что компания должна поставить товары или услуги заказчику, от которого получена предоплата.

Допустим, что заказчик вносит предоплату за 60 дней до начала строительных работ. Тогда расчёт финансового цикла выглядит так:

(30 + 0) — 60 = -30

Как выполнить анализ финансового цикла

Для начала необходимо проанализировать ФЦ в целом по компании, изучить его в динамике и поискать возможности для оптимизации.
Общий анализ финансового цикла

Важно обратить внимание на все показатели финансового цикла:

Запасы
Чем больше товаров на складе, тем выше затраты на их хранение. Сырьё и готовая продукция могут иметь ограниченный срок годности, потерять актуальность и кондицию, и это важно учитывать на производственном этапе. Потом такие товары приходится продавать с большой уценкой или списывать в убыток. Конечно, подобные риски можно застраховать, но это дополнительные расходы на содержание запасов. Финансовому менеджеру важно проанализировать ФЦ и определить оптимальный объём запасов, который будет выгоден бизнесу.

● Дебиторская задолженность
Полезно оценить возможность сокращения отсрочек оплаты от покупателей. Например, мебельный завод поставляет свою продукцию магазину, который просит отсрочку оплаты на 2—3 месяца, чтобы успеть продать мебель конечному потребителю.

За это время у клиента могут измениться реквизиты или команда, и в случае просрочек разбираться с историей счетов будет намного сложнее. Сроки оплаты могут затянуться, а это увеличит финансовый цикл. И если руководство завода к этому не готово, придётся привлекать кредитное финансирование, без которого производственный процесс без оплаты от клиентов может остановиться.

Есть кредитный риск, что магазин за это время успеет обанкротиться и поставка так и не будет оплачена. Поэтому важно предварительно оценивать кредитоспособность и надёжность заказчиков и отслеживать своевременную оплату от клиентов. Это ключевой аспект управления бизнесом с точки зрения финансового цикла, он существенно влияет на прибыльность.

● Кредиторская задолженность
Чем позже компания оплачивает закупку сырья, тем короче разрыв между платежом и возвратом денег за реализованную продукцию и меньше длительность финансового цикла. Компании важно контролировать оплату поставщикам точно в срок. Иначе из-за просрочки платежей поставки сырья могут быть остановлены, что приведёт к нарушению производственного цикла и потере прибыли.

Полезно оценить выгоду от схем ускоренной оплаты. Поставщики часто дают скидки, если компания оплачивает продукцию быстрее. Эту разницу в цене нужно проанализировать в годовом выражении: возможно, дешевле будет взять кредит под небольшой процент для быстрой покупки сырья по выгодной цене, чем оплачивать его с отсрочкой по более высокой цене.

На первый взгляд может показаться, что анализировать финансовый цикл проще, если он отрицательный: дебиторской задолженности нет, компания работает по предоплате, деньги всегда есть. Но не каждый бизнес может функционировать по такой схеме. К тому же с отрицательным ФЦ не всё так просто. Например, при слишком длинном отрицательном цикле возникает риск ликвидности.

Говоря простыми словами, в последний месяц работ аванса за следующий уже не будет и может получиться, что нужно выполнить работы, которые были оплачены, — например, закупить сырьё, а денег на это уже нет
Финансовому менеджеру нужно заранее позаботиться о подушке безопасности и постоянно поддерживать на положительном уровне сформировавшийся остаток средств на балансе компании, чтобы обеспечивать ликвидность. Здесь важно управлять денежным остатком и следить за тем, где он размещается, потому что деньги должны приносить доход, а не лежать без дела.

Пример грамотного анализа финансового цикла — компания Toyota. На производстве используют систему Just-in-Time, её суть в автоматизации и точном планировании поставок материалов и комплектующих. Всё поступающее сырьё в тот же день отправляется на производство, а готовые автомобили сразу уходят к заказчикам. Это помогает минимизировать затраты, связанные с запасами, и увеличить прибыль.

Детальный анализ финансового цикла
Мало оценивать ФЦ в целом, важно разложить его на драйверы более низкого уровня. Их можно и нужно детализировать, потому что затягивание цикла или риски ликвидности не возникают из ниоткуда, причина ― в отношениях с конкретными поставщиками и клиентами. Важно понимать, кто пропустил платёж, по какой продукции, — так можно понять, что влияет на коэффициенты оборачиваемости, которые удлиняют финансовый цикл.

Например, оборачиваемость дебиторской задолженности можно анализировать в разрезе клиентских групп, конкретных клиентов, продуктов или географических зон. Аналогично можно разбить на сектора кредиторскую задолженность и приоритизировать выплаты, используя защитные статьи, которые в любом случае нужно заплатить: налоги, зарплату сотрудникам, оплату ключевым поставщикам.

В части оборота запасов полезно проанализировать каждый этап финансового цикла и посмотреть, где есть задержки и как их можно сократить. Возможно, стоит автоматизировать производство, чтобы сократить его длительность, или заказывать сырьё и комплектующие чаще, чтобы сократить расходы на их хранение. Можно спланировать логистику и планы отгрузки готового товара клиентам так, чтобы не хранить больших запасов готового товара.

Стратегический анализ финансового цикла

Ещё один важный этап анализа — сравнение с конкурентами. Если производитель получает оплату от клиента через 60 дней после отгрузки товара, а конкуренты — через 30 дней, возможно, есть смысл уменьшить отсрочку, таким образом сократив ФЦ.

Однако и длинный финансовый цикл может быть конкурентным преимуществом на рынке. К примеру, у компании, производящей нефтехимические реагенты для бурения, хранились большие запасы, что, на первый взгляд, финансово неэффективно. Однако с точки зрения стратегии это было оправданно. В этой сфере обычно объявляют краткосрочный тендер на оказание нефтесервисных услуг. Не имея на складах широкого выбора химреагентов для бурения, компания не сможет участвовать и выигрывать эти тендеры. В этом случае большие запасы позволяли получать высокую выручку и держать долю рынка. Поэтому ФЦ важно оценивать не только с финансовой точки зрения, но и со стратегической.

Таким образом, анализ финансового цикла напрямую влияет на прибыльность бизнеса и стратегическое планирование продаж и производства, позволяя грамотно управлять запасами и отсрочками платежей так, чтобы это было выгодно компании. Также управление финансовым циклом позволяет минимизировать риски ликвидности, исключив ситуации, когда компания должна произвести продукцию, но у неё недостаточно денег на закупку сырья или обеспечение производственного процесса.

Совет эксперта

Павел Львутин
Полезно готовить детальные отчёты аналитики финансового цикла ежемесячно, а иногда и два раза в месяц, чтобы вовремя увидеть риски, которые могут привести к потере прибыли. У финансового менеджера есть возможность увидеть картину в целом и разложить её на детали. Благодаря этому он может генерировать идеи, как можно оптимизировать конкретный этап финансового цикла для повышения прибыли компании. С оформленным предложением он уже может обратиться к производственному менеджменту или в отдел продаж, чтобы заложить в бюджет планы по улучшению, которые будут выработаны по результатам анализа ФЦ.
Статью подготовили:
Павел Львутин
ЛУКОЙЛ-Технологии
Бизнес-эксперт
Женя Соловьева
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Mon Jul 15 2024 21:14:03 GMT+0300 (Moscow Standard Time)