При этом ФЦ начинается с момента перевода денег поставщику материалов, а не с момента поступления этих материалов на производство. Это важно, потому что поставка может быть как по предоплате, так и по постоплате с отсрочкой на несколько месяцев.
Например, финансовый жизненный цикл для производителя мебели начнётся, когда он переведёт деньги поставщикам за ткань для обивки диванов. А закончится, когда на его счёт поступят деньги за продажу готовой мебели в магазин или конечному потребителю (если он реализует свои товары сам).
В этом случае этапы финансового цикла компании будут такими.
Это нужно, чтобы понимать, сколько времени уходит на оборот денег и как оптимизировать этот процесс, чтобы он занимал меньше времени, а прибыль росла.
Вот три основные задачи, которые можно решить с помощью расчёта финансового цикла:
1. Оптимизировать процессы закупок, производства и продаж
Понимая, сколько длится ФЦ и сколько времени уходит на каждый его этап, финансовый менеджер может определить «слабые места» и точки роста. Например, узнать, почему часто не хватает средств на закупку комплектующих, или увидеть возможность снизить расходы на хранение товаров.
2. Снизить риски падения дохода
Чем длиннее ФЦ, тем дольше деньги находятся в обороте, а значит, нужно больше вложений, чтобы поддерживать производственный процесс. Для этого могут потребоваться кредиты, которые нужно возвращать с процентами, — это дополнительные расходы. Придётся либо смириться со снижением прибыли, либо повысить цену на готовую продукцию. Но и тут есть риск, что дорогой товар будет неконкурентоспособен. Этих проблем можно избежать, если рассчитать и проанализировать финансовый цикл предприятия заранее.
3. Планировать стратегически
Рассмотрим на примере. Руководство автодилера решило нарастить продажи, увеличив объёмы закупки автомобилей для шоурумов, ― чем больше машин в наличии, тем больше выбор для потенциальных покупателей и выше вероятность покупки. Но они не учли, что с ростом количества машин растут и расходы на их хранение и финансирование запасов в виде процентов по кредитам, которые нужны для покупки автомобилей.
Сначала машины продавались хорошо, но со временем начали устаревать, а для закупки новых моделей нужно было место на складе, поэтому пришлось распродавать машины с большими скидками. В итоге прибыль даже ушла в минус. Эти эффекты можно было просчитать ещё на этапе анализа финансового цикла и сформулировать более чёткие цели для отдела продаж и в целом для топ-менеджмента, чем простое увеличение продаж и наращивание доли рынка.
Кроме того, расчёт ФЦ помогает решить множество менее глобальных, но таких же важных для компании задач, которые напрямую влияют на прибыль бизнеса. Узнать, что это за задачи, и научиться самостоятельно их решать с помощью анализа финансового цикла можно на курсе «Финансовый менеджмент».
В этом случае расчёт финансового цикла выглядит так:
((20 + 30 + 20) + 30) — 20 = 80 дней
У компаний, которые продают товары или услуги по предоплате, может быть отрицательный финансовый цикл. Например, в строительном бизнесе генеральный подрядчик выставляет клиенту счёт на сумму, которую потратит в следующем месяце. В этом случае дебиторская задолженность равна нулю и оплата клиента считается кредиторской задолженностью, потому что компания должна поставить товары или услуги заказчику, от которого получена предоплата.
Допустим, что заказчик вносит предоплату за 60 дней до начала строительных работ. Тогда расчёт финансового цикла выглядит так:
(30 + 0) — 60 = -30
Важно обратить внимание на все показатели финансового цикла:
● Запасы
Чем больше товаров на складе, тем выше затраты на их хранение. Сырьё и готовая продукция могут иметь ограниченный срок годности, потерять актуальность и кондицию, и это важно учитывать на производственном этапе. Потом такие товары приходится продавать с большой уценкой или списывать в убыток. Конечно, подобные риски можно застраховать, но это дополнительные расходы на содержание запасов. Финансовому менеджеру важно проанализировать ФЦ и определить оптимальный объём запасов, который будет выгоден бизнесу.
● Дебиторская задолженность
Полезно оценить возможность сокращения отсрочек оплаты от покупателей. Например, мебельный завод поставляет свою продукцию магазину, который просит отсрочку оплаты на 2—3 месяца, чтобы успеть продать мебель конечному потребителю.
За это время у клиента могут измениться реквизиты или команда, и в случае просрочек разбираться с историей счетов будет намного сложнее. Сроки оплаты могут затянуться, а это увеличит финансовый цикл. И если руководство завода к этому не готово, придётся привлекать кредитное финансирование, без которого производственный процесс без оплаты от клиентов может остановиться.
Есть кредитный риск, что магазин за это время успеет обанкротиться и поставка так и не будет оплачена. Поэтому важно предварительно оценивать кредитоспособность и надёжность заказчиков и отслеживать своевременную оплату от клиентов. Это ключевой аспект управления бизнесом с точки зрения финансового цикла, он существенно влияет на прибыльность.
● Кредиторская задолженность
Чем позже компания оплачивает закупку сырья, тем короче разрыв между платежом и возвратом денег за реализованную продукцию и меньше длительность финансового цикла. Компании важно контролировать оплату поставщикам точно в срок. Иначе из-за просрочки платежей поставки сырья могут быть остановлены, что приведёт к нарушению производственного цикла и потере прибыли.
Полезно оценить выгоду от схем ускоренной оплаты. Поставщики часто дают скидки, если компания оплачивает продукцию быстрее. Эту разницу в цене нужно проанализировать в годовом выражении: возможно, дешевле будет взять кредит под небольшой процент для быстрой покупки сырья по выгодной цене, чем оплачивать его с отсрочкой по более высокой цене.
На первый взгляд может показаться, что анализировать финансовый цикл проще, если он отрицательный: дебиторской задолженности нет, компания работает по предоплате, деньги всегда есть. Но не каждый бизнес может функционировать по такой схеме. К тому же с отрицательным ФЦ не всё так просто. Например, при слишком длинном отрицательном цикле возникает риск ликвидности.
Пример грамотного анализа финансового цикла — компания Toyota. На производстве используют систему Just-in-Time, её суть в автоматизации и точном планировании поставок материалов и комплектующих. Всё поступающее сырьё в тот же день отправляется на производство, а готовые автомобили сразу уходят к заказчикам. Это помогает минимизировать затраты, связанные с запасами, и увеличить прибыль.
Например, оборачиваемость дебиторской задолженности можно анализировать в разрезе клиентских групп, конкретных клиентов, продуктов или географических зон. Аналогично можно разбить на сектора кредиторскую задолженность и приоритизировать выплаты, используя защитные статьи, которые в любом случае нужно заплатить: налоги, зарплату сотрудникам, оплату ключевым поставщикам.
В части оборота запасов полезно проанализировать каждый этап финансового цикла и посмотреть, где есть задержки и как их можно сократить. Возможно, стоит автоматизировать производство, чтобы сократить его длительность, или заказывать сырьё и комплектующие чаще, чтобы сократить расходы на их хранение. Можно спланировать логистику и планы отгрузки готового товара клиентам так, чтобы не хранить больших запасов готового товара.
Ещё один важный этап анализа — сравнение с конкурентами. Если производитель получает оплату от клиента через 60 дней после отгрузки товара, а конкуренты — через 30 дней, возможно, есть смысл уменьшить отсрочку, таким образом сократив ФЦ.
Однако и длинный финансовый цикл может быть конкурентным преимуществом на рынке. К примеру, у компании, производящей нефтехимические реагенты для бурения, хранились большие запасы, что, на первый взгляд, финансово неэффективно. Однако с точки зрения стратегии это было оправданно. В этой сфере обычно объявляют краткосрочный тендер на оказание нефтесервисных услуг. Не имея на складах широкого выбора химреагентов для бурения, компания не сможет участвовать и выигрывать эти тендеры. В этом случае большие запасы позволяли получать высокую выручку и держать долю рынка. Поэтому ФЦ важно оценивать не только с финансовой точки зрения, но и со стратегической.
Таким образом, анализ финансового цикла напрямую влияет на прибыльность бизнеса и стратегическое планирование продаж и производства, позволяя грамотно управлять запасами и отсрочками платежей так, чтобы это было выгодно компании. Также управление финансовым циклом позволяет минимизировать риски ликвидности, исключив ситуации, когда компания должна произвести продукцию, но у неё недостаточно денег на закупку сырья или обеспечение производственного процесса.
Читать также: