Гайдлайн — это руководство по использованию фирменного стиля, которое содержит инструкцию о том, как работать с элементами дизайна. Гайдлайн входит в структуру брендбука — маркетингового документа компании с информацией о миссии, стратегии продвижения, описанием конкурентов, платформой бренда, исследованиями аудитории и рынка. То есть гайдлайн — это один из разделов брендбука, посвящённый визуальному стилю.
Гайдлайн интерфейса — это совокупность правил создания мобильного приложения или сайта. Гайдлайн для цифрового продукта выполняет такие же функции, как и для печатного, но отличается содержанием. Он включает в себя UI-кит — библиотеку компонентов интерфейса — и принципы работы с элементами.
Обычно цифровые продукты являются частью большой экосистемы бренда, поэтому отдельно для них брендбуки не составляют, а вот гайдлайны обязательны. Например, для крупного бренда, у которого есть печатная продукция, сайты и мобильные приложения, будет составлен единый гайдлайн фирменного стиля для печати и веба, а также разработан гайд для мобильных интерфейсов.
Основная задача гайдлайна — сохранить единый стиль в дизайне и целостное восприятие бренда. Чтобы между сотрудниками не возникало непонимания, разрабатывают стандарты. К гайдам обращаются медиа и партнёры — в рамках коллаборации.
С помощью этого документа передаются ценности бренда. Внешний вид — первое, на что обращает внимание клиент. Например, использование зелёного цвета в гастрономии связывают с экологичностью и натуральным составом.
Гайдлайн ускоряет рабочие процессы. Дизайнеры не создают дизайн с нуля, а используют готовые элементы и шаблоны. Для цифровых продуктов задачи сразу ставят разработчикам. Изменить размер, цвет, анимацию элементов они могут самостоятельно. У UX-дизайнеров появляется больше времени, чтобы продумать поведение пользователей, разработать новые сценарии и функции для интерфейсов.
На курсе «Графический дизайнер» студенты учатся разбираться в цвете, композиции и типографике, делать анимации. Узнать о профессии больше можно из бесплатной вводной части курса.
Цветовая гамма. Основные и акцентные оттенки в цветовых моделях: HEX, RGB, CMYK и Pantone. HEX и RGB важны для цифровой версии; CMYK и Pantone — для печатной. Цвета бренда на печати могут отличаться из-за технических возможностей полиграфии, поэтому это тоже важно отразить в гайдлайне.
Типографика. Основной и дополнительный шрифты, варианты начертаний, ситуации для использования шрифтов, кегль и интерлиньяж для печатной и цифровой версий, кернинг, трекинг, наклон. В электронных материалах важно, чтобы использовались веб-шрифты, которые прогружаются вместе с интерфейсом. Для рассылок используют упрощённые версии из базового штифтового набора — об этом нужно упомянуть в гайде.
Компоненты. В гайдлайне для компонентов прописываются их названия, расположение, ситуации, когда они используются, размеры, наличие анимации, работа с клавиатурой, дизайн, расшифровываются состояния взаимодействия с ними — основное (по умолчанию) и дополнительные.
Адаптивный дизайн. Композиция расположения элементов для компьютера, планшета и телефона. Обычно в гайде размещаются макеты с вёрсткой, уточняются размеры компонентов в зависимости от ширины экрана, модульная сетка, возможности группировки блоков.
Пользовательские сценарии. Для больших нагруженных интерфейсов дизайнеры составляют упрощённую CJM (от англ. Customer Journey Map), где фиксируют все этапы взаимодействия с приложением.
Некоторые крупные компании в создании цифровых продуктов используют целые дизайн-системы. Системы состоят из UI-кита, шаблонов страниц, гайдлайна, фреймворков, кода для компонентов.
В гайдах больших брендов прописываются особенности оформления интерьеров и экстерьеров, документации, электронных писем, соцсетей, рекламных баннеров, сувенирной продукции, униформы сотрудников, правила мерчандайзинга.
Интерьеры и экстерьеры. Правила оформления внешнего и внутреннего вида помещения, табличек, вывесок, особенности крепления, размеры и материалы для навигационных элементов.
Документация и электронные письма. Шаблоны с готовой вёрсткой или прототипы. Обязательно прописать размеры шрифтов, логотипа, отступов для цифровых материалов.
Рекламная и сувенирная продукция. Для рекламы — особенности дизайна с учётом государственных стандартов расположения логотипов, обязательных элементов и подписей, плашек. Для сувениров и мерча — варианты для разных носителей: печатной, бумажной, текстильной продукции.
Униформа. Примеры внешнего вида костюмов, правила для бейджей и шевронов с именами сотрудников.
Разработка гайдлайна строится на трёх принципах:
● Простота — внешний вид гайда, его структура и описание должны быть понятны всем членам команды. В основе лежит использование простых слов, схем, графиков.
● Наглядность — каждая ситуация должна быть проиллюстрирована корректным и некорректным вариантом применения элемента гайдлайна. Это поможет избежать двусмысленности.
● Детализация — для всех ситуаций прописываются чёткие технические параметры и система измерения: см, мм, пункты, пиксели. А также как можно подробнее описываются состояния взаимодействия с компонентами и правила сочетаемости элементов между собой.
Алевтина Гринмирис
Для гайдлайна бренда или конкретного цифрового продукта лучше сразу задавать ограничения и фиксировать дизайнерские решения. Гайдлайн — гибкий документ, который меняется вместе с продуктом, его всегда можно дополнить или переписать.
Читать также: