Карьера • 28 марта 2024 • 5 мин чтения

Как геймификация помогает в обучении

Можно стараться ради кубка или игровой валюты, а в результате освоить новый навык и получить крепкие знания. Рассказываем, чем хороша геймификация и где её применяют.

Что такое геймификация

Геймификация в образовании — это применение игровых методик и элементов в процессе обучения. Можно добавить в курс единичный элемент игры или построить весь курс на основе геймификации. Типичные инструменты геймификации — характерные персонажи, аналогичные компьютерным играм уровни, кубки и другие награды.

Цель геймификации — сделать обучение увлекательнее и интереснее для учащихся, повысить мотивацию и уровень вовлечённости. Также геймификация позволяет преодолеть восприятие процесса как сложного, перевести фокус в плоскость игры и получения удовольствия вместо преодоления трудностей.

Платформа для изучения иностранных языков вручает лестные звания своим студентам: «Мудрец», «Энтузиаст». Источник: duolingo

Геймификация не поможет заинтересовать в учёбе, если направление выбрано ошибочно. Определить, какая специальность подходит, можно с помощью профориентационного теста. Его разработали методисты из Практикума и МГУ — тест научно обоснован. Время прохождения — от 30 минут. Пройти тестирование можно бесплатно, достаточно зарегистрироваться на платформе.

Бесплатный тест на профориентацию

Тестирование разработано специалистами в области образования. Вы получите подробный анализ ответов: как и с чем вам больше нравится работать, какие области и профессия вам подойдет.

Виды и инструменты геймификации

Геймификацию можно классифицировать по разным признакам. Первый вариант — по количеству вовлечённых участников: с помощью геймификации можно создать групповые или индивидуальные игры, причём каждый из этих видов по-своему способствует достижению образовательных результатов.

Другой вариант классификации — по уровню погружения в игровую среду:

частичное погружение — например, есть игровой персонаж, за которым студенты наблюдают и которому помогают добиваться своих целей в процессе обучения;
полное погружение — курс полностью базируется в игровой реальности и ведётся от лица выдуманных персонажей. Студенты как будто бы играют, но в то же время учатся. Например, такова структура платформы Duolingo.

Вне зависимости от типа геймификации используют следующие инструменты:

Сторителлинг — один из самых распространённых инструментов. В процессе переквалификации сторителлинг помогает проживать жизнь специалиста, которым студент хочет стать. Например, мы говорим: «Это Иван, он фронтенд-разработчик, и сегодня у него обычный рабочий день. Давайте посмотрим, какие задачи перед ними стоят и что ему нужно сделать». Студент погружается в контекст, помогает герою и сам проживает реальные задачи специалиста.
Достижения или ачивки — определённые уровни, чтобы достичь которых, студенту нужно приложить усилия: пройти урок, выполнить задание и т.д.
Разделение по уровням — постепенное движение от начального уровня к верхним, аналог прохождения игры по левелам.
Рейтинги — соревнование за высокие позиции в лиге.
Визуализация результата — виртуальная медаль, звание, кубок, лента героя, другие элементы визуального представления достигнутого результата. Часто вручение таких наград сопровождается кнопкой «Рассказать друзьям», то есть мотивирует поделиться своим успехом.
Виртуальная валюта — алмазы, коины, монетки и другие выдуманные способы что-то приобрести в игровом мире.
Миссии — особые задания, за выполнение которых ждёт награда.
Характерные персонажи или маскоты — сопровождают студента во всём процессе обучения, например, знаменитая зелёная сова в Duolingo, Лев из LinguaLeo или условный фронтенд-разработчик Иван в курсах Практикума. Такой персонаж помогает студенту и мотивирует его учиться дальше, хотя, конечно, с совой всё не так однозначно. У некоторых взрослых подобные персонажи могут вызвать сопротивление: не всех устраивает постоянный контроль совы.

Задание по программированию для 2 класса на онлайн-платформе. Источник: uchi.ru

Для чего используют геймификацию

Геймификация помогает повысить мотивацию и получить удовольствие от учёбы. Люди часто играют в игры, чтобы убежать от реальности и погрузиться в виртуальный мир. В обучении геймификация помогает получить удовольствие не только от результата, но и от процесса обучения. Студенты на основе предыдущего опыта часто воспринимают обучение как тяжёлый или даже болезненный процесс, как преодоление. Геймификация помогает изменить это представление, превратить процесс учёбы в увлекательный и интересный путь. Условно, студент учится не через боль, а через удовольствие. В процессе игры, достижения новых уровней и получения наград вырабатывается дофамин, гормон удовольствия. Соответственно, чем выше дофамин от получения результата в моменте, тем больше удовольствия от учёбы получает студент. Мозг перестаёт фокусироваться на затраченных усилиях, ведь мы просто играем и получаем удовольствие.

Геймификация снимает напряжение и страх. Когда студент знает, что на уроке его ждёт фронтенд-разработчик, которому нужно помочь, он переключается в другую реальность. Стресс от переобучения и изменения собственной жизни уходит на второй план, на первый выходит выдуманный мир, который представляет собой на самом деле настоящие будни специалиста. Меняется точка зрения и фокус восприятия, это тоже помогает достичь результата. Например, обучение ведётся от лица персонажа, и студенту нужно помочь фронтенд-разработчику совершить какое-то действие. В этом случае меньше страх ошибки, ведь действие совершает не сам учащийся, а вымышленный персонаж. Оценивают тоже его, а студент просто помогает этому условному Ване, поэтому можно расслабиться и получать удовольствие.

Геймификация помогает преодолеть прокрастинацию. Если используется формат сторителлинга и персонаж идёт по какому-то определённому пути, студенту интересно, что ждёт героя дальше. Этот интерес помогает побороть прокрастинацию: «Я хочу учиться, чтобы узнать, что будет дальше». Игровая динамика уничтожает прокрастинацию, хочется заниматься всё больше.

Когда человек учился в университете, процесс скорее всего был выстроен однообразно и монотонно: лекции, семинары. Геймификация обучения подразумевает каждый раз новую ситуацию, в которую попадает персонаж. И даже если сегодня у Ивана что-то не получилось, завтра он сможет справиться с другой задачей. Динамика помогает не потерять интерес.

Плюсы и минусы геймификации

Плюсы

✅ Повышает мотивацию и уровень вовлечённости учащихся. Смещает фокус с восприятия процесса как сложного на игру ради удовольствия и тем самым упрощает понимание материала. Студенту кажется, что он играет, но тем не менее он осваивает материал, не фокусируясь на образовательных результатах, но в то же время достигая их.

✅ Неограниченная сфера применения: используют в образовании, онбординге, онлайн-торговле, банковских продуктах и т.д.

✅ Позволяет быстро визуализировать результат обучения и поделиться им с друзьями.

Минусы

❌Сопротивление серьёзно настроенных взрослых людей. Например, человек в 50+ меняет профессию, уверен, что это сложно, и противится формату геймификации. Ему кажется, что вместо учёбы он играет в игрушку, и это может раздражать. Чтобы преодолеть этот минус, нужно подсветить ценность игры в обучении, подготовить студентов к такому формату.

❌Если при проектировании курса была ошибочно выстроена технология геймификации, например, невозможно повысить рейтинг или открыть новое задание, пользователь быстро теряет интерес.

Сферы применения и примеры использования геймификации

С точки зрения методики геймификацию можно применять практически в любых сферах и курсах, от маркетинга и дизайна до программирования. Изучение иностранных языков, внутреннее обучение сотрудников, онбординг или школа наставников — геймификация будет одинаково уместна. Например, элементы геймификации можно добавить в курс для будущих менторов: добавляем персонажа Василия, который иногда ошибается. Студентам на протяжении всего обучения, в каждом модуле нужно будет смотреть, что Василий сделал не так, и помогать ему лучше справиться с задачей.

Когда человек приходит менять профессию, он не представляет, как выглядит типичный день специалиста. Геймификация позволяет погрузить студента в контекст, на уровне игры показать работу специалиста изнутри. С помощью геймификации мы можем создать курс, который имитирует погружение в реальную жизнь того же фронтенд-разработчика Ивана.

Геймифицировать можно любую сферу жизни, курс, сервис или продукт. В нашей повседневной жизни много примеров геймификации: трекеры привычек, спортивные приложения для отслеживания тренировок, например Strava. Пользователи соревнуются, кто быстрее пробежит определённую дистанцию или преодолеет сложный участок на велосипеде. Часто именно желание получить кубок и стать царём горы мотивирует отправится на тренировку.

Сервис записи тренировок вручает лавровый венок и объявляет легендой участника с наибольшим количеством попыток. Источник: strava (открывается с VPN)

Маркетплейсы используют элементы геймификации, чтобы мотивировать пользователей совершать покупки: это достижение уровней и выполнение заданий ради получения награды — перехода на новый уровень или звания.

Бесконечный цикл маркетинга: сделайте заказ, чтобы получить скидку на следующий. Источник: market.yandex
В приложении «Додо-пиццы» пользователи выполняют миссии и зарабатывают игровую валюту, которую можно обменять на позиции из меню. Источник: dodopizza

Геймификацию используют даже в столь серьёзных вещах, как банковские продукты. Источник: tinkoff

В приложении онлайн-банка Тинькофф много игровых моментов: например, клиентам по итогам их трат или написанных отзывов на покупки вручают шутливые титулы и предлагают поделиться ими с друзьями.

Часто игровые методики используют для формирования экологического сознания. Например, «ВкусВилл» предлагает сдавать пластиковые крышки, чтобы получить бонусы, которые можно потратить на новые покупки.

За полгода покупатели сдали 7 200 000 крышечек и заработали 2 520 000 бонусов. Источник: vkusvill

Совет эксперта

Наталья Куликова

Осознанное применение геймификации в личных целях может помочь человеку улучшить качество жизни. Маленькие действия и получаемые в процессе игры постоянные дозы дофамина приводят к большому результату.

Чтобы с большей пользой для себя использовать геймификацию в обучении и в жизни, нужно знать, что мы воспринимаем как поощрение, понимать, что для нас источник положительных эмоций. Для начала стоит выписать 10–15 действий или вещей, которые доставляют радость и удовольствие в жизни.

Например, я знаю, что у меня проблемы с дисциплиной, но я хочу улучшить свою жизнь. Я выбираю один пункт из списка удовольствий и назначаю его наградой за работу — у меня это будет отдых за городом. Скажем, мне надо каждую неделю проходить на курсах три урока и сдавать одну домашнюю работу. Если я всё это буду выполнять в течение месяца, я поеду отдыхать в загородный отель. Я занимаюсь каждый будний день, чтобы получить поощрение, действие входит в привычку, а в финале я получаю мощную дозу дофамина. Таким способом можно абсолютно любую полезную привычку внедрить в свою жизнь, не только в контексте обучения.

В плане обучения я бы советовала действовать маленькими шагами — например, выделять по полтора часа в день на учёбу, ставить таймер и заниматься, не отвлекаясь на внешние раздражители. Полезно ставить галочки, зачёркивать дни или установить специальное приложение, которое будет засчитывать каждый день. Эти шаги с элементами игры приведут к большому результату — освоению новой профессии.
Статью подготовили:
Наталья Куликова
Яндекс Практикум
Методистка Группы обучения
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Mon Jul 15 2024 21:20:19 GMT+0300 (Moscow Standard Time)