Первые исследования HR-аналитики как отдельного направления провели в 1980–90-х. Их авторы предлагали посмотреть на то, как HR влияет на бизнес, через набор метрик и их калькуляцию. Одна из таких публикаций опиралась на опыт почти трёх тысяч компаний и предсказывала произошедшее вскоре усиление роли HR-направления.
HR-аналитика — это набор знаний и навыков, которые позволяют решать задачи бизнеса через работу с HR-данными. Например, если в компании растёт текучесть кадров, то найти причину поможет HR-аналитика. Когда падает вовлечённость и эффективность персонала, HR-аналитика подскажет решение.
В крупных компаниях HR-анализом могут заниматься отдельные специалисты или целые департаменты. В небольших и средних компаниях — HR-менеджеры. В малом бизнесе — сам директор или владелец.
Спектр применения HR-анализа почти безграничен. Он позволяет описывать текущие процессы, которые происходят с персоналом в компании, прогнозировать события и их влияние на результаты бизнеса. HR-аналитика помогает решать задачи во всех основных направлениях управления персоналом:
● организационно-штатном сопровождении,
● подборе и адаптации,
● компенсациях и льготах,
● обучении и развитии,
● управлении эффективностью.
HR-аналитика хорошо решает ту часть задач HR, которая связана с цифрами, но не может решить за HR-специалиста ту часть его работы, которая связана с людьми.
Освоить навыки HR-аналитики можно на совместном курсе Яндекс Практикума и hh.ru «HR-аналитика». Студенты учатся тестировать гипотезы, строить дашборды и презентовать результаты HR-анализа. Можно пройти бесплатную вводную часть, чтобы понять, подходит ли курс.
Задачи HR-аналитика могут различаться в зависимости от компании, но их можно разделить на три направления:
1. Регулярная отчётность по персоналу. Обычно это типовые отчёты или дашборды, которые собираются из различных информационных систем и направляются менеджменту. Это то, что можно назвать операционной работой HR-специалиста, его рутиной.
2. Анализ кейсов и ad hoc запросов. Если в компании или направлении возникли сложные задачи или проблемы с персоналом, HR-аналитику придётся отвечать на уникальные запросы и выступать в роли Шерлока Холмса: опрашивать свидетелей, анализировать факты, чтобы в результате найти «убийцу» ― причины события или процесса — и предложить варианты решения задачи. Это непростая, но интересная и творческая работа.
3. Проектная работа. Часто это кросс-функциональное взаимодействие на разных проектах, куда приглашают представителя HR-направления в компании. Например, участие в автоматизации процессов или в крупных организационных изменениях.
Евгений Кириёк
Один опытный HR-аналитик однажды пошутил, что если взять любой HR-показатель и разделить его на любой другой HR-показатель, то обязательно получится какая-нибудь метрика.
HR-аналитик получает данные из разных источников, вот три основных:
1. Корпоративные информационные системы. Основной источник большей части данных ― корпоративные информационные системы: ERP, ATS, HRMS и другие. Почти вся информация, необходимая аналитику для работы, находится в них, и нужно уметь правильно её извлечь.
2. Ресурсы по поиску кандидатов. Подробные данные о процессе найма можно получить и на ресурсах по поиску кандидатов. Например, на hh.ru есть бесплатная система аналитики — дашборды и отчёты по эффективности. Они показывают, как менеджеры компании работают с вакансиями или контактами, кто из сотрудников перегружен, где можно скорректировать затраты. Ещё с их помощью можно решить, какую зарплату указать в вакансии, и сравнить её с вакансией конкурентов. Так можно менять стоимость найма и увеличивать количество откликов.
3. Опросы и исследования. Помогут, если не хватает сведений. Это ещё один важный источник данных в арсенале HR-аналитика.
Специализированные программы для HR-аналитики не обязательны. Все задачи решаются с помощью общих инструментов работы с данными и анализа. ПО, которое используют HR-аналитики, варьируется от компании к компании, но его можно разделить на категории:
● Базы и источники данных ― системы и модули, в которых хранятся данные для анализа. В зависимости от компании это может быть таблица в Excel или полноценное озеро данных.
● Средства анализа, то есть инструменты. Для большинства компаний это Excel, но могут быть, например, SPSS или другие подобные программы.
● Средства визуализации для отображения и демонстрации результатов работы, подготовки отчётности и дашбордов. Например, Microsoft PowerPoint, Miro, BI-инструменты.
Показатели эффективности HR-службы бывают разными и зависят от конкретного направления. Для подбора, например, HR-метрики могут быть такими:
● срок подбора,
● стоимость подбора,
● текучесть в первые три месяца после найма,
● оценка эффективности по новым сотрудникам.
Для обучения и развития персонала показатели будут совсем другими:
● обученность,
● NPS (индекс потребительской лояльности) тренингов,
● ROI (окупаемость инвестиций).
Единых правил для всех направлений нет, поэтому срок и процедура оценки могут сильно различаться.
Специализированные программы для HR-аналитики не обязательны. Все задачи решаются с помощью общих инструментов работы с данными и анализа. ПО, которое используют HR-аналитики, варьируется от компании к компании, но его можно разделить на категории:
● Базы и источники данных ― системы и модули, в которых хранятся данные для анализа. В зависимости от компании это может быть таблица в Excel или полноценное озеро данных.
● Средства анализа, то есть инструменты. Для большинства компаний это Excel, но могут быть, например, SPSS или другие подобные программы.
● Средства визуализации для отображения и демонстрации результатов работы, подготовки отчётности и дашбордов. Например, Microsoft PowerPoint, Miro, BI-инструменты.
Показатели эффективности HR-службы бывают разными и зависят от конкретного направления. Для подбора, например, HR-метрики могут быть такими:
● срок подбора,
● стоимость подбора,
● текучесть в первые три месяца после найма,
● оценка эффективности по новым сотрудникам.
Для обучения и развития персонала показатели будут совсем другими:
● обученность,
● NPS (индекс потребительской лояльности) тренингов,
● ROI (окупаемость инвестиций).
Единых правил для всех направлений нет, поэтому срок и процедура оценки могут сильно различаться.
Евгений Кириёк
Высший пилотаж — это когда HR-аналитик владеет R или Python и знает SQL для работы с базами данных.
По данным hh.ru, средняя зарплата HR-аналитика в России составляет около 70 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге специалисты получают 120 000 рублей.
Часто в HR-аналитику приходят из любого другого направления HR, например по программам корпоративного обучения. Специалисты углубляют и систематизируют знания, чтобы лучше понимать, как считать эффективность и на какие метрики обращать внимание, и развивают технические навыки: владение Excel, BI-инструментами, работу со статистикой.
Евгений Кириёк
HR-аналитика, как и любая другая дисциплина в работе с данными, — это системная и последовательная работа. Для начала можно почитать статьи в открытых источниках или найти книгу по этой теме. Если интерес и желание укрепятся — пройти подходящий курс, затем переходить к практике.
Читать также: