Маркетинг • 21 мая 2025 • 5 мин чтения

Трендвотчинг: как предсказывать потребности клиентов

Рассказываем, что такое трендвотчинг, какие существуют методы и инструменты для выявления трендов и как интегрировать их в маркетинг.

Что такое трендвотчинг и как он работает

Трендвотчинг (от англ. trend watching) — это систематическое отслеживание и анализ трендов. Говоря простыми словами, это наблюдение за новыми тенденциями на рынке. Трендвотчинг нужен для того, чтобы быстро адаптировать и внедрять нововведения в бизнес или маркетинговую стратегию.

Главная задача трендвотчинга — выявить изменения в поведении потребителей, технологиях или информационном поле и использовать их как точку роста для ключевых метрик компании: узнаваемости бренда, выручки, эффективности коммуникаций. В маркетинге трендвотчинг помогает быстрее адаптироваться к изменениям, находить новые методы работы, усиливая конкурентное преимущество. Например, телеграм-боты — когда-то просто развлечение — со временем стали рабочим бизнес-инструментом, позволяющим ускорить воронку продаж, снизить нагрузку на операторов и выстроить автоматизированные маркетинговые цепочки. Позже к ним добавились нейросети, что стало новой волной трендов. Сегодня трендвотчинг позволяет компаниям быстрее интегрировать подобные технологии в коммуникации, автоматизацию и клиентский сервис ради роста выручки и эффективности бизнеса.

По данным Naumen, использование чат-ботов в бизнесе растёт ежегодно: в 2024 году чаще всего их используют компании в сфере ретейла и медицины

Научиться использовать тренды в продвижении бизнеса можно на курсе «Интернет-маркетолог». Программа для начинающих сочетает теоретические знания с практическими заданиями и реальными проектами. В процессе обучения можно освоить ключевые инструменты интернет-маркетинга, например Яндекс Директ, Google Analytics, «VK Рекламу», Telegram Ads и Tilda.

Инструменты для выявления трендов

Интернет-маркетологи используют несколько категорий инструментов трендвотчинга.

OSINT (Open Source Intelligence). Простыми словами, это разведка по открытым источникам, которая включает отслеживание информационного потока в СМИ и социальных сетях, что позволяет выявлять зарождающиеся тренды.
Западные маркетинговые блоги. Сайты компаний в сфере маркетинга, где публикуются новшества, решения и тренды в маркетинге.

Сервис email-рассылок MailChimp публикует в своём блоге возможности своих инструментов, примеры ситуативного маркетинга и опыт компаний в разных отраслях

Исследования и отчёты. Анализ исследований в рамках трендвотчинга позволяет увидеть срез рынка и актуальные запросы аудитории, а также генерировать новые идеи для развития.
Отраслевые мероприятия. Участие в специализированных конференциях, где коллеги и конкуренты представляют новые решения, инновации и подходы, которые могут стать актуальными трендами на рынке.
Google Alerts. Настройка уведомлений по ключевым словам для отслеживания упоминаний терминов в СМИ и социальных сетях, что позволяет следить за новыми трендами.
Google Trends и Яндекс Вордстат. Использование этих инструментов трендвотчинга для проверки объёма поисковых запросов по определённым терминам, что помогает подкрепить гипотезы о трендах статистическими данными.

Пример отслеживания тренда на куклы Labubu в Яндекс Вордстате

Глубинные интервью и CustDev. Проведение интервью с представителями целевой аудитории для выявления потребностей, болей и проблем, которые могут стать основой для новых трендов и предложений от компании.

Как предсказывать потребности клиентов

Прежде чем заниматься трендвотчингом и искать новые потребности пользователей, нужно сначала закрыть их базовые ожидания. Для понимания текущих потребностей нужно наладить регулярную обратную связь и проводить исследования аудитории и продукта.

После закрытия базовых потребностей можно переходить к их предсказанию. В этом поможет анализ постоянных болей и формирование гипотез. К примеру, привычный сейчас трекинг статуса заказа появился после того, как компании заметили, что клиенты часто спрашивают, принята ли заявка и когда будет доставлен товар.

Следом можно переходить к предиктивному подходу. Это разработка фич, о которых клиент прямо не просит, но которые усиливают лояльность и доверие. Например, развитием функции отслеживания статуса заказа могут стать фотографии упаковки, которые покажут покупателю, что товар надёжно упакован и готов к отправке.

От тренда к действию: как внедрять инсайты

Внедрение инсайтов, полученных в ходе трендвотчинга, происходит в четыре этапа.

1. Фиксация тренда. Нужно описать инсайт и проанализировать, как его можно применить в конкретном бизнесе.
2. Преобразование тренда в гипотезу. На этом этапе строятся предположения о том, как тренд повлияет на ключевые метрики, например на конверсию, лояльность потребителей или время пребывания на сайте. Для этого учитываются предыдущий опыт маркетинговой команды, кастдев, отчёты, обратная связь и наблюдения. Гипотезы приоритизируются по ожидаемому эффекту и трудозатратам.
3. Тестирование гипотез. Обычно тесты проводятся на ограниченной выборке — сегменте в 10–20% аудитории.

Как правило, тестирование гипотез проводится на основе HADI-циклов, которые включают четыре последовательных этапа: Гипотеза (Hypothesis) → Действие (Action) → Данные (Data) → Инсайт (Insight)

4. Оценка результата и масштабирование. Результаты проверки гипотез оцениваются исходя из влияния на ключевые показатели. Если гипотеза показала прирост метрик, происходит масштабирование тренда на всю аудиторию. Если нет — результат фиксируется и переходит в архив.

Совет эксперта

Владислав Бочаров
Мой персональный инструмент для трендвотчинга — это RSS-фиды с саммаризацией через ИИ. Я настроил себе единое пространство, куда автоматически подтягиваются все обновления с интересующих меня сайтов, а нейросеть делает понятную саммаризацию. Без визуального шума, только сухие заголовки — это позволяет быстро «вымывать золото» из потока информации, не перегружаясь и не теряя ничего важного. Такой метод удобен тем, что я не отвлекаюсь на картинки или оформление, которые часто искажают восприятие, и не боюсь «упустить» новость — всё стабильно сохраняется в одном месте. Кроме того, в RSS-фидах есть возможность сортировать, выделять важный контент и возвращаться к нему в любое время.
Несмотря на то что RSS-фиды кажутся рудиментом, для меня это профессиональный инструмент для трендвотчинга. Telegram, соцсети и профильные конференции не дают такой структурности, фокусировки и уже констатируют тренд, а не помогают поймать его на этапе зарождения.
Статью подготовили:
Владислав Бочаров
Яндекс Практикум
Наставник курса «Интернет‑маркетолог»
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Насколько хорошо вы совмещаете учебу и отдых? Узнайте и получите скидку на курсы.
Wed May 21 2025 18:23:11 GMT+0300 (Moscow Standard Time)