То же самое и с фотографией. Изображение любимой собаки, которое стоит на рабочем столе, — это просто фотография. Если его разместить на листовке с надписью «Пропала собака», фото станет иллюстрацией.
Станислава Манахова
По сути, коммерческая иллюстрация помогает продавать продукт — реальный или цифровой. Бизнесу коммерческая иллюстрация нужна, чтобы отстроиться от конкурентов, создать уникальный образ в сознании потенциальной аудитории.
В коммерческой иллюстрации много направлений, они различаются задачами, которые предстоит решить с помощью изображения, и навыками, которые нужны иллюстратору.
Иллюстрация в IT-проектах и цифровых продуктах
Нужна, чтобы пояснять текст или действия, развлекать пользователей в мобильных приложениях, на сайтах, лендингах, в блогах и соцсетях.
В мобильных приложениях пользователю часто предлагают онбординг ― короткую инструкцию, которая рассказывает, для чего нужно приложение и как им пользоваться. Обычно для этого используют текст, но пользователи, особенно мобильных приложений, не любят читать ― их нужно вводить в курс дела быстро. В этом как раз помогает работа с иллюстрацей.
На лендингах и сайтах у иллюстраций тоже объясняющая функция, но чаще они нужны, чтобы привлечь внимание пользователя. Например, на лендинге, который рассказывает о продукте и его преимуществах, текст визуально разбивают на части небольшими иллюстрациями. Они могут дополнять смысл текста или расставлять акценты, например выделять каждое преимущество. Так пользователь не устанет читать и обратит внимание на важные детали.
Иллюстрация в цифровых медиа
Нужна, чтобы сопровождать текст и управлять вниманием читателей. Например, в статье может быть несколько современных иллюстраций, которые поясняют текст: фото или графики, а ближе к концу такое изображение, чтобы читатель сделал паузу, отдохнул и дочитал материал до конца.
Рекламная иллюстрация
Это любое отрисованное изображение, которое размещают на рекламных носителях: постерах, баннерах, объявлениях. Такую работу с иллюстрацией часто используют при запуске и продвижении рекламных кампаний и спецпроектов, главная задача — привлечь новую аудиторию.
Например, в мобильном приложении появилась новая функция. Команда долго её разрабатывала и хочет рассказать о ней пользователям и потенциальным клиентам. Чтобы охватить как можно больше аудитории, запускают рекламные кампании или спецпроекты онлайн и офлайн.
Важно, чтобы визуальный язык, на котором компания «говорит» с пользователем, был одинаковым на всех носителях и пользователь видел иллюстрации везде: и в цифровом, и в офлайн-пространстве. Например, человек на остановке увидел плакат с иллюстрацией. Подошёл автобус, и он забыл про изображение, а через несколько дней заметил знакомую картинку на баннере в Яндексе или в соцсети, вспомнил, что уже видел её, и кликнул на объявление. Такое возможно, если иллюстрация действительно «зацепила».
Иллюстрация для упаковки
Главная задача такого изображения — отстроиться от конкурентов и быстро и чётко попасть в целевую аудиторию продукта. Чтобы этого добиться, иллюстраторы обычно работают вместе с дизайнерами и маркетологами.
Иллюстрация для обложек подкастов
У многих подкастов похожие темы, поэтому важно отстроиться от конкурентов и показать, почему именно этот — классный и интересный. Задача работы с иллюстрацией в этом случае — выделить подкаст в длинном списке аналогов и зацепить внимание пользователя.
В коммерческой иллюстрации есть и другие направления, например:
● иллюстрация в издательском деле и книжная;
● для полиграфической продукции: открыток, календарей, стикеров, флаеров;
● современная иллюстрация для анимации, моушн- и гейм-дизайна;
● декоративная: для росписи, паттернов текстиля.
Разобраться в том, как изображения помогают решать задачи бизнеса, можно на курсе «Графический дизайнер». Студенты учатся анализировать целевую аудиторию, генерировать идеи, использовать метафоры и сторителлинг — и всё это на практике с поддержкой опытных наставников и ревьюеров.
В сфере коммерческой иллюстрации нет единой классификации, а иллюстратор может зарабатывать не только на изображениях для продукта. Вот несколько направлений, где может реализоваться специалист.
Стоковая иллюстрация
Некоторые иллюстраторы выбирают только это направление и совсем не работают на заказ. Может показаться, что это один из самых простых способов заработка, но это не так. Чтобы работать со стоками, нужно много терпения, усидчивости и дополнительных навыков: знания рекламных технологий, английского языка, использования аналитики.
Иллюстрации для принтшопов
Принтшоп — это площадка, куда иллюстраторы могут загружать свои работы, а пользователи — покупать и печатать их на разных предметах, например футболках, постерах, посуде, чехлах для смартфонов. Для российских иллюстраторов сейчас доступны два ресурса — Pink Bus и vsemayki.ru.
Иллюстрации для концепт-артов
Концепт-арт — это эскиз героев, объектов или локаций для настольных, компьютерных и мобильных игр. Обычно иллюстраторы требуются на весь проект, а значит, специалист будет обеспечен работой в течение нескольких месяцев. Когда художник создаёт концепт-арт, он опирается на сюжет и механику игры. А если это компьютерная или мобильная игра, то и на технические характеристики.
Fashion-иллюстрация
Художники, которые работают в этом направлении, создают изображения для брендинга косметических продуктов, дополнительного мерча вроде буклетов, раскрасок, флаеров, которые кладут при покупке товаров.
Главное преимущество современной иллюстрации в том, что рисовать можно чем угодно и где угодно. Важно, чтобы иллюстратор с помощью выбранной техники мог решить поставленные задачи. Техника — это то, каким способом создают изображение. Вот основные:
● Традиционная графика, когда иллюстрации создают карандашами, тушью, маркерами, сухой пастелью.
● Живописная техника, для которой используют акварель, акрил, гуашь.
● Смешанная техника, когда иллюстратор применяет и графические материалы, и краски. Это одна из самых выразительных техник, так как позволяет работать и с линиями, и с силуэтом.
● Коллаж может быть как аналоговым, так и цифровым.
● Цифровые техники, когда изображения создаются с помощью специальных программ: диджитал-арт, векторная графика, пиксель-арт, 3D-изображения, цифровой коллаж, нейроарт.
Жанр — это суть иллюстрации, то есть то, что на ней изображено. В коммерческой иллюстрации чаще всего используют такие жанры:
● персонажи,
● предметы,
● флора и фауна,
● концептуальные иллюстрации,
● абстракции и фоны,
● элементы графического и веб-дизайна,
● дизайн-проект,
● элементы оформления,
● шрифты, леттеринг, каллиграфия,
● паттерны.
Ещё современную коммерческую иллюстрацию можно разделить по стилям, выделяя компоненты, которые формируют характерные особенности: формат подачи, цвет, композиция, формы визуального повествования, уровень проработки и стилизации.
Каждые направление и жанр включают в себя множество пересечений, ответвлений и стилей, не говоря уже о трендах. Если иллюстратор хочет развиваться в профессии, не стоит ограничивать себя выбором какого-то конкретного направления, жанра, стиля и техники навсегда.
Елена Ларионова
Рисуйте всегда, когда возникает желание, экспериментируйте и совмещайте инструменты, ищите вдохновение во всём. Иллюстратор — это волшебник, который может создавать и менять миры. Не стоит воспринимать коммерческую иллюстрацию на заказ как сухую и скучную, которую нужно просто нарисовать для клиента. Всегда можно найти что-то своё, что зажигает и отзывается именно в вас, — и за что при этом готовы платить заказчики.
Станислава Манахова
Тем, кто начинает свой путь в иллюстрации, важно понимать, что умение рисовать и владение разными техниками и программами — только малая часть того, что необходимо в работе. Любой иллюстраторский проект начинается с анализа задачи, целевой аудитории, понимания, для кого создаётся продукт, на каком языке нужно общаться с пользователем, зрителем или читателем, какие чувства и эмоции должны вызывать изображения.
Читать также: