Дизайн  •  23 февраля  2023  •  5 мин чтения

Весёлые картинки: что такое иллюстрация и зачем она бизнесу

Даже очень интересную статью о новых функциях приложения скучно читать, если она выглядит как полотно текста. Сделать материал полезным и запоминающимся помогают иллюстрации.

Что такое иллюстрация

Иллюстрация — это любое изображение, которое сопровождает текст или существует отдельно от него. Например, в статьях блога Практикума изображения помогают лучше понять то, о чём идёт речь в тексте, или представить информацию более наглядно. В комиксах, книжках для самых маленьких, принтах на текстиле или рекламных баннерах иллюстрация играет главную роль.

В чём отличия иллюстрации от рисунка и фотографии

Дополнить, объяснить или облегчить текст можно с помощью рисунка, фотографии, графика, диаграммы или инфографики. Например, фрагмент карандашного наброска в энциклопедии, график изменения температуры воздуха в учебнике географии, фотография с места происшествия в криминальной хронике — это иллюстрации, потому что они дополняют или объясняют текст.
Этот эскиз в энциклопедии — иллюстрация, а в Третьяковской галерее — произведение искусства
Если нарисовать тот же набросок и повесить его на стене в квартире, это будет просто рисунок, потому что у изображения нет задачи объяснить что-то, оно становится предметом интерьера.

То же самое и с фотографией. Изображение любимой собаки, которое стоит на рабочем столе, — это просто фотография. Если его разместить на листовке с надписью «Пропала собака», фото станет иллюстрацией.

Ботанические иллюстрации часто становятся предметом интерьера и в то же время не теряют своих функций и особенностей, так же как и детские плакаты с алфавитом, сюжетами сказок или мультфильмов.
Ботанические иллюстрации держатся в трендах дизайна интерьера не первый год. Источник: Iz Ptica Studio

Что такое коммерческая иллюстрация

Коммерческая иллюстрация появилась примерно в конце 18 века. В Европе начали выпускать новостные журналы и модные каталоги одежды, художники оформляли плакаты для театральных представлений, создавали картинки для паттернов на обои. В конце 19 века в коммерческой иллюстрации появилось рекламное направление, но изображения создавали всё ещё художники, а не иллюстраторы: Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Густав Климт, Обри Бёрдслей.
Рекламная иллюстрация детской смеси Nestlé в исполнении Альфонса Мухи, 1897 год
Современная коммерческая иллюстрация помогает компаниям рекламировать продукты, привлекать внимание пользователей, делать тексты понятными. Изображения на этикетках, главной странице сайта, в компьютерных играх, рекламных роликах — примеры коммерческой иллюстрации. Чтобы их создать, нужно не вдохновение, а чёткое ТЗ.
В разделе «Курсы» на сайте креативной редакции «Рыба» изображения привлекают внимание и подсказывают, на какой уровень подготовки рассчитано обучение

Станислава Манахова
По сути, коммерческая иллюстрация помогает продавать продукт — реальный или цифровой. Бизнесу коммерческая иллюстрация нужна, чтобы отстроиться от конкурентов, создать уникальный образ в сознании потенциальной аудитории.

Где нужны иллюстрации: сферы применения

В коммерческой иллюстрации много направлений, они различаются задачами, которые предстоит решить с помощью изображения, и навыками, которые нужны иллюстратору.

Иллюстрация в IT-проектах и цифровых продуктах
Нужна, чтобы пояснять текст или действия, развлекать пользователей в мобильных приложениях, на сайтах, лендингах, в блогах и соцсетях.

В мобильных приложениях пользователю часто предлагают онбординг ― короткую инструкцию, которая рассказывает, для чего нужно приложение и как им пользоваться. Обычно для этого используют текст, но пользователи, особенно мобильных приложений, не любят читать ― их нужно вводить в курс дела быстро. В этом как раз помогает работа с иллюстрацей.

В приложении EWA для онбординга используют текст и иллюстрации: отрисованные изображения и скриншоты экрана

На лендингах и сайтах у иллюстраций тоже объясняющая функция, но чаще они нужны, чтобы привлечь внимание пользователя. Например, на лендинге, который рассказывает о продукте и его преимуществах, текст визуально разбивают на части небольшими иллюстрациями. Они могут дополнять смысл текста или расставлять акценты, например выделять каждое преимущество. Так пользователь не устанет читать и обратит внимание на важные детали.

Иллюстрации на лендинге курса «Коммерческий иллюстратор» не дают читателю заскучать и выделяют главное

Иллюстрация в цифровых медиа
Нужна, чтобы сопровождать текст и управлять вниманием читателей. Например, в статье может быть несколько современных иллюстраций, которые поясняют текст: фото или графики, а ближе к концу такое изображение, чтобы читатель сделал паузу, отдохнул и дочитал материал до конца.

Без иллюстраций читать статью о том, как работать в Jupyter Notebook, было бы сложно

Рекламная иллюстрация
Это любое отрисованное изображение, которое размещают на рекламных носителях: постерах, баннерах, объявлениях. Такую работу с иллюстрацией часто используют при запуске и продвижении рекламных кампаний и спецпроектов, главная задача — привлечь новую аудиторию.

Например, в мобильном приложении появилась новая функция. Команда долго её разрабатывала и хочет рассказать о ней пользователям и потенциальным клиентам. Чтобы охватить как можно больше аудитории, запускают рекламные кампании или спецпроекты онлайн и офлайн.

Важно, чтобы визуальный язык, на котором компания «говорит» с пользователем, был одинаковым на всех носителях и пользователь видел иллюстрации везде: и в цифровом, и в офлайн-пространстве. Например, человек на остановке увидел плакат с иллюстрацией. Подошёл автобус, и он забыл про изображение, а через несколько дней заметил знакомую картинку на баннере в Яндексе или в соцсети, вспомнил, что уже видел её, и кликнул на объявление. Такое возможно, если иллюстрация действительно «зацепила».

Для рекламной кампании сервиса татуировок Inkbox всё иллюстрировали в одном стиле: и сайт, и мерч, и плакаты на улицах города

Иллюстрация для упаковки
Главная задача такого изображения — отстроиться от конкурентов и быстро и чётко попасть в целевую аудиторию продукта. Чтобы этого добиться, иллюстраторы обычно работают вместе с дизайнерами и маркетологами.

Фотографии из соцсетей владельцев винодельни стали иллюстрациями для этикеток и помогли продукту выделиться на полках магазинов
Для упаковки продуктов, косметики и других FMCG часто используют традиционную ручную иллюстрацию

Иллюстрация для обложек подкастов
У многих подкастов похожие темы, поэтому важно отстроиться от конкурентов и показать, почему именно этот — классный и интересный. Задача работы с иллюстрацией в этом случае — выделить подкаст в длинном списке аналогов и зацепить внимание пользователя.

Обложка подкаста «Психология» выделяется за счёт намеренного упрощения изображения, использования ярких и контрастных цветов

В коммерческой иллюстрации есть и другие направления, например:

● иллюстрация в издательском деле и книжная;
● для полиграфической продукции: открыток, календарей, стикеров, флаеров;
современная иллюстрация для анимации, моушн- и гейм-дизайна;
● декоративная: для росписи, паттернов текстиля.

Разобраться в том, как изображения помогают решать задачи бизнеса, можно на курсе «Графический дизайнер». Студенты учатся анализировать целевую аудиторию, генерировать идеи, использовать метафоры и сторителлинг — и всё это на практике с поддержкой опытных наставников и ревьюеров.

Виды иллюстраций

В сфере коммерческой иллюстрации нет единой классификации, а иллюстратор может зарабатывать не только на изображениях для продукта. Вот несколько направлений, где может реализоваться специалист.

Стоковая иллюстрация
Некоторые иллюстраторы выбирают только это направление и совсем не работают на заказ. Может показаться, что это один из самых простых способов заработка, но это не так. Чтобы работать со стоками, нужно много терпения, усидчивости и дополнительных навыков: знания рекламных технологий, английского языка, использования аналитики.

Чтобы создавать конкурентоспособные изображения, иллюстратору приходится тратить часть рабочего времени на анализ запросов, изучение новых стилей и трендов

Иллюстрации для принтшопов
Принтшоп — это площадка, куда иллюстраторы могут загружать свои работы, а пользователи — покупать и печатать их на разных предметах, например футболках, постерах, посуде, чехлах для смартфонов. Для российских иллюстраторов сейчас доступны два ресурса — Pink Bus и vsemayki.ru.

Альбомы студентов, которые учатся на иллюстраторов по принтам, заполнены поисками текстур, смешений и похожи на произведение абстрактного искусства. Источник: studentartguide.com

Иллюстрации для концепт-артов
Концепт-арт — это эскиз героев, объектов или локаций для настольных, компьютерных и мобильных игр. Обычно иллюстраторы требуются на весь проект, а значит, специалист будет обеспечен работой в течение нескольких месяцев. Когда художник создаёт концепт-арт, он опирается на сюжет и механику игры. А если это компьютерная или мобильная игра, то и на технические характеристики.

Иллюстрации для концепта настольной игры Bruegelism. Проект Марии Егоровой на Behance

Fashion-иллюстрация
Художники, которые работают в этом направлении, создают изображения для брендинга косметических продуктов, дополнительного мерча вроде буклетов, раскрасок, флаеров, которые кладут при покупке товаров.

Современная fashion-иллюстрация в исполнении Daniel Egneus

Основные техники и жанры иллюстраций

Главное преимущество современной иллюстрации в том, что рисовать можно чем угодно и где угодно. Важно, чтобы иллюстратор с помощью выбранной техники мог решить поставленные задачи. Техника — это то, каким способом создают изображение. Вот основные:

● Традиционная графика, когда иллюстрации создают карандашами, тушью, маркерами, сухой пастелью.
● Живописная техника, для которой используют акварель, акрил, гуашь.
● Смешанная техника, когда иллюстратор применяет и графические материалы, и краски. Это одна из самых выразительных техник, так как позволяет работать и с линиями, и с силуэтом.
● Коллаж может быть как аналоговым, так и цифровым.
● Цифровые техники, когда изображения создаются с помощью специальных программ: диджитал-арт, векторная графика, пиксель-арт, 3D-изображения, цифровой коллаж, нейроарт.

На сайте Яндекс Практикума используют векторные иллюстрации
Коммерческий иллюстратор Натали Ратковски работает в смешанной технике — использует акрил, гуашь, цветные карандаши, пастель и линер в одном изображении
Популярный детский иллюстратор Адольфо Серра работает в смешанной технике — применяет коллаж и цифру

Жанр — это суть иллюстрации, то есть то, что на ней изображено. В коммерческой иллюстрации чаще всего используют такие жанры:

● персонажи,
● предметы,
● флора и фауна,
● концептуальные иллюстрации,
● абстракции и фоны,
● элементы графического и веб-дизайна,
● дизайн-проект,
● элементы оформления,
● шрифты, леттеринг, каллиграфия,
● паттерны.

Ещё современную коммерческую иллюстрацию можно разделить по стилям, выделяя компоненты, которые формируют характерные особенности: формат подачи, цвет, композиция, формы визуального повествования, уровень проработки и стилизации.

Каждые направление и жанр включают в себя множество пересечений, ответвлений и стилей, не говоря уже о трендах. Если иллюстратор хочет развиваться в профессии, не стоит ограничивать себя выбором какого-то конкретного направления, жанра, стиля и техники навсегда.

Можно сменить траекторию развития и попробовать новое — например, работать в смешанной технике и соединять в коммерческой иллюстрации 3D, фото и коллаж

Совет эксперта

Елена Ларионова
Рисуйте всегда, когда возникает желание, экспериментируйте и совмещайте инструменты, ищите вдохновение во всём. Иллюстратор — это волшебник, который может создавать и менять миры. Не стоит воспринимать коммерческую иллюстрацию на заказ как сухую и скучную, которую нужно просто нарисовать для клиента. Всегда можно найти что-то своё, что зажигает и отзывается именно в вас, — и за что при этом готовы платить заказчики.

Станислава Манахова
Тем, кто начинает свой путь в иллюстрации, важно понимать, что умение рисовать и владение разными техниками и программами — только малая часть того, что необходимо в работе. Любой иллюстраторский проект начинается с анализа задачи, целевой аудитории, понимания, для кого создаётся продукт, на каком языке нужно общаться с пользователем, зрителем или читателем, какие чувства и эмоции должны вызывать изображения.

Статью подготовили:

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Mon Jul 15 2024 21:23:02 GMT+0300 (Moscow Standard Time)