В ответ на угрозы появилась область знаний, которая занимается разработкой и внедрением технологий защиты информационных систем от них, — кибербезопасность. Специалисты по кибербезопасности изучают преступления и угрозы в цифровой среде и разрабатывают способы противостоять им. Например, ищут уязвимости в корпоративных системах и совершенствуют протоколы шифрования персональных данных пользователей.
По прогнозам сервиса Statista.com, мировой объём рынка кибербезопасности продолжит расти и к 2030 году превысит 650 миллиардов долларов
Основные цели кибербезопасности:
✅ Обеспечить безопасность сетей, устройств и ПО
К объектам защиты от киберугроз в глобальных сетях относятся, например, программное обеспечение и базы данных компаний, сетевая архитектура, сайты и приложения, смартфоны, компьютеры, IoT-устройства вроде «умных часов» и ПО для управления ими. Взломав их, злоумышленники могут вывести системы из строя или украсть данные, которые в них хранятся. Например, контакты пользователей, номера банковских карт и даже сведения о здоровье. Данные могут продать или использовать их для кражи или шантажа.
Для компаний кибератаки — это финансовые и репутационные потери. Преступники могут стереть базы данных клиентов или раскрыть их персональные данные в интернете. Могут украсть разработки и продать конкурентам или вывести из строя сетевую архитектуру и остановить работу компании на несколько дней.
Специалисты по кибербезопасности внедряют механизмы защиты на этапе разработки ПО и постоянно анализируют потенциальные уязвимости программ, сетей и устройств.
✅ Защитить информацию
Данные при хранении и передаче в интернете должны быть защищены от несанкционированного доступа. Например, логин и пароль, номер телефона и адрес, которые пользователь вводит при регистрации на сайте, не должны стать доступны киберпреступникам.
Любые изменения данных должны быть санкционированы их владельцем. Например, менять информацию в аккаунте пользователя может только он сам. А добавлять или удалять информацию из базы клиентов компании может только её администратор.
Несмотря на кибератаки, данные должны оставаться доступными: пользователь не должен потерять доступ в аккаунт, а служба поддержки компании — к контактам клиентов из базы.
✅ Обнаружить угрозы и реагировать на инциденты
Инциденты — это действия киберпреступников, которые могут привести к нарушению информационной безопасности или выводу из строя информационных систем. Например, несанкционированный доступ к базам данных может раскрыть конфиденциальную информацию. А большое количество запросов к сайту, превышающее пропускную способность сети, — заблокировать его работу.
К реагированию на инциденты относится, например, сброс паролей подозрительного аккаунта и восстановление резервной копии информационной системы после несанкционированного удаления данных.
✅ Обучать пользователей
Системы могут подвергаться киберугрозам не только из-за внутренних уязвимостей, но и из-за человеческих ошибок. Например, если сотрудник компании подключится к корпоративному ПО через общедоступную Wi-Fi сеть, его логин и пароль могут перехватить злоумышленники. Или если он зайдёт в личную почту с рабочего компьютера и перейдёт по подозрительной ссылке в письме, то подвергнет систему угрозе вирусной атаки.
Чтобы снизить риски нарушений кибербезопасности со стороны сотрудников, нужно обучать их её основам: рассказывать о возможных угрозах, последствиях и способах их избежать.
На курсах Практикума можно не только узнать, как работают современные информационные технологии, но и научиться создавать их самостоятельно. Можно также развить гибкие навыки, которые пригодятся не только в работе. Например, критическое мышление поможет избегать киберугроз и защищать персональную информацию в цифровом пространстве.
Кибербезопасность относится к защите только цифровой информации и в основном от угроз извне — из интернет-сетей.
Угрозы кибербезопасности — это действия злоумышленников, которые они совершают с помощью интернета и программных средств. Перечислим основные виды:
❌ Вредоносное ПО
Программы, которые могут вывести из строя систему на устройстве пользователя, повредить или украсть данные. Киберпреступники создают такое ПО и распространяют в виде файлов, например по электронной почте. Пользователь скачивает файл и устанавливает программу на своё устройство.
Как действует вредоносное ПО:
● Вирусы проникают в системы компьютеров, смартфонов и IoT-устройств и распространяются по ним, копируя свой программный код. Они потребляют ресурсы системы и нарушают её целостность, что приводит к ошибкам, например удалению файлов, нарушению структуры хранения данных или блокировке пользователей. Вирусы также могут использовать ресурсы системы, например, для DDos-атак или майнинга — создания структур, которые обеспечивают работу криптовалютных платформ. Для этого нужно проводить сложные вычисления. Злоумышленник использует мощности устройств своих жертв, а сам получает вознаграждение за майнинг.
● Троянцы, или троянские программы, собирают данные или повреждают их.
● Шпионские программы отслеживают действия пользователя, чтобы использовать эти данные в своих целях. Например, перехватив данные карты и пароли от аккаунтов, преступники могут украсть деньги со счетов.
● Программы-вымогатели зашифровывают данные на устройстве пользователя, а преступники требуют выкуп за их расшифровку.
❌ Фишинг
Пользователь получает электронное письмо с промокодом на скидку от интернет-магазина, на рассылку которого он подписан. По ссылке из письма он попадает на сайт, заходит в личный кабинет, выбирает товары из избранного, оформляет заказ и вводит данные карты. Данные карты получают злоумышленники, потому что письмо и сайт, на который оно привело, скопированы с реального. Такая атака на данные пользователя в интернете называется «фишинг».
В 2022 году количество обнаруженных уникальных фишинговых сайтов превысило миллион. Источник
❌ «Человек посередине»
Суть атак типа «человек посередине» (на англ. Man-in-the-middle, или MITM) в том, что злоумышленник внедряется в подключение или канал связи, например в Wi-Fi-соединение, и перехватывает трафик пользователей.
Например, злоумышленник может перехватывать сообщения, которые пользователь отправляет родным, друзьям и коллегам, и менять их. Или преступник может подключиться к сайту с безопасным соединением и отправить в браузер поддельный сертификат безопасности. Тогда соединение пользователя с сайтом будет небезопасным, а данные перехватит «человек посередине».
❌ «Отказ в обслуживании»
К этому виду угроз относятся, например, DoS и DDoS-атаки. Преступник или преступники отправляют большое количество запросов к системе, например заходят на сайт и регистрируются на мероприятие. Если количество запросов превысит пропускную способность системы, она перестанет работать. Такая атака может вывести из строя сайт, приложение, программное обеспечение компании и повредить инфраструктуру системы.
В компаниях защитой от киберугроз занимаются специалисты по кибербезопасности. Сотрудник на этой позиции должен знать, какие есть угрозы и как устроена работа устройств, сетей и ПО. Кроме этого, специалист по кибербезопасности должен обладать навыками из разных профессиональных областей: разработки, тестирования, юриспруденции, менеджмента и психологии. Это нужно, чтобы он смог подключаться к разным рабочим процессам для обеспечения полноценной кибербезопасности в компании. Например, к таким:
● Разработке и тестированию IT-продуктов
Специалиста по кибербезопасности привлекают уже на этапе разработки продукта, например сайта, приложения или корпоративного ПО. Он анализирует возможные риски и собирает требования для разработчиков — что нужно предусмотреть в продукте, чтобы он был безопасным. Например, протоколы шифрования для веб-страниц сайта.
После разработки специалист по кибербезопасности участвует в тестировании продукта, чтобы выявить потенциальные уязвимости и исправить их.
● Построению архитектуры данных
Архитектура данных — это система хранения, сбора и использования данных в компании. Архитектура включает в том числе инструкции и правила для работы с данными. Специалист по кибербезопасности следит, чтобы она отвечала принципам конфиденциальности, целостности и доступности. Например, распределяет доступы к данным: кто из сотрудников сможет их просматривать, а кто — изменять.
● Управлению рисками
Специалист по кибербезопасности анализирует и оценивает потенциальные риски — ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы продуктов и систем и привести к негативным последствиям. Разрабатывает меры их предотвращения и реагирования, если риски всё-таки наступили. Например, резервное копирование системы, чтобы в случае повреждения данных её можно было восстановить.
Специалист также выявляет риски для конечного пользователя при взаимодействии с технологией компании. Например, риск утечки персональных данных при регистрации на сайте. Чтобы его предотвратить, нужно внедрить криптографические методы защиты информации в интернете.
● Борьбе с киберпреступлениями в правовом поле
Специалист по кибербезопасности должен знать законы в области кибербезопасности и уметь взаимодействовать с правоохранительными органами. Например, чтобы заблокировать сайт для фишинга.
● Коммуникации
На этой позиции приходится много общаться: с командой разработки, с заказчиками, менеджерами и сотрудниками компании. Нужно уметь взаимодействовать с разными людьми для решения разных задач. Например, понятно объяснить требования к будущему продукту или провести инструктаж сотрудников по мерам кибербезопасности при работе с данными и системами.
Противостоять киберугрозам помогают технологии защиты информации, например антивирусные программы, криптографические методы шифрования данных, брандмауэры и программы для выявления подозрительной активности вроде EDR и IDS-систем.
Пользователи могут защитить свои персональные данные от киберугроз в сети интернет, если будут соблюдать правила кибербезопасности. Перечислим основные:
● Использовать разные и сложные пароли для аккаунтов и устройств. Сложными считаются пароли, которые состоят из букв, цифр и знаков препинания. Их тяжело угадать, а подбирать — долго.
● Включить двухфакторную аутентификацию для доступа к аккаунтам.
● Использовать лицензионные антивирусные программы и регулярно запускать сканирование устройства.
● Не переходить по подозрительным ссылкам на веб-страницах и не скачивать файлы из непроверенных интернет-ресурсов, электронных писем или сообщений в мессенджере от незнакомых отправителей.
● Не переходить по ссылкам из SMS-сообщений, которые пришли без запроса. Например, SMS-сообщение со ссылкой для восстановления доступа к аккаунту на сайте или соцсети.
● Проверять адрес отправителя электронного письма, прежде чем переходить по ссылкам из него, чтобы не стать жертвой фишинга.
● Использовать VPN при подключении к Wi-Fi сети в общественных местах вроде кафе и поездов.
● Отключать Bluetooth, когда он не используется. Не принимать запросы на подключение от незнакомых людей.
● Настроить резервное копирование данных, чтобы восстановить их в случае пропажи.
● Не игнорировать доступные обновления систем и браузеров. В них обычно исправляют обнаруженные проблемы кибербезопасности.
Читать также: