Менеджмент • 23 августа 2024 • 5 мин чтения

Что такое когнитивные искажения и как они влияют на принятие решений

Человек видит реальность не такой, какая она есть на самом деле. Причина этого — когнитивные искажения. Рассказываем, какими они бывают и можно ли от них избавиться.

Понятие когнитивных искажений

Когнитивные искажения — это ошибки мышления, которые мешают человеку адекватно воспринимать окружающий мир и принимать решения. Они могут проявляться в различных формах: например, в предвзятости, чрезмерной уверенности, поспешных выводах.

У каждого человека могут возникать когнитивные искажения — независимо от возраста, пола, образования или социального статуса. Важно вовремя замечать и анализировать их: это поможет стать более объективным и рациональным в своих суждениях и действиях.

Причины появления

Когнитивные искажения возникают из-за стремления мозга к упрощению информации.

Юлия Аравина, коуч IT-руководителей и команд, психолог, наставник на курсе «Управление командой» Яндекс Практикума, автор канала «Жить наполненно» и научных работ о когнитивных искажениях, которые возникают при работе в команде
90% времени человек живёт «на автомате». Он не думает, как чистить зубы, как ходить или как есть — это уже отработанные навыки. Так мозг бережёт ресурсы для других энергозатратных ситуаций — например, тех, которые вызывают стресс или сильные эмоции: собеседований с потенциальным работодателем, экзаменов, болезней. Когнитивные искажения — это тоже способ сберечь ресурсы.

Разберём подробнее причины когнитивных искажений.


Стресс


В стрессовых ситуациях мозг переключается в режим выживания. Это приводит к упрощению информации и принятию решений на основе инстинктов

Усталость
Усталость снижает когнитивные способности — например, падает концентрация внимания, ухудшается память. Это делает человека более восприимчивыми к когнитивным искажениям
Эмоции
Сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут искажать восприятие реальности и принятие решений. Например, если человек испытывает тревогу, он может начать преувеличивать опасность ситуации или переоценивать свои возможности справиться с ней
Влияние окружения
Коллектив, семья, друзья могут влиять на мышление человека и его решения. Например, если он окружён людьми, которые постоянно сплетничают, он может принять эти сплетни за правду
Юлия Аравина
Чтобы принять качественное и объективное решение, необходимо делать это не в состоянии стресса. Хотя и в спокойном состоянии человек подвержен когнитивным искажениям. Мозг включает режим энергосбережения всегда, когда это возможно, и в этом режиме пытается всё упростить.

Разобраться в типах когнитивных искажений можно на курсе Практикума «Навыки критического мышления для менеджеров». Студенты учатся анализировать информацию, замечать ошибки мышления, выявлять связи между фактами и принимать аргументированные решения. Для начала можно пройти бесплатный тест — чтобы понять, нужно ли развивать критическое мышление.

Список когнитивных искажений с примерами

Вот несколько распространённых когнитивных искажений. Разберём их на примерах.

Группировка, или обобщение

Это когнитивное искажение, при котором человек объединяет различные объекты или явления в одну группу на основе общих признаков, даже если эти признаки несущественны. К группировке относят:

Эффект ореола. Формирование общего впечатления на основе одной черты. Например, если человек понравился внешне, мозг начинает воспринимать его умным, честным и доброжелательным.

Юлия Аравина
Эффект ореола часто заметен на собеседованиях. Вот, например, рекрутер видит резюме кандидата, который работает в Яндексе, и автоматически приписывает ему качества корпоративной культуры компании. А этот человек, возможно, вообще не принимает культуру Яндекса и поэтому хочет оттуда уволиться.

Эффект контраста. Это оценка объекта относительно других объектов. Например, человек видит два автомобиля. Оба хорошие, качественно сделанные. Но один из них очень дорогой, а другой — подешевле. И на фоне дорогого автомобиля дешёвый ещё больше теряет ценность.

Юлия Аравина
В таком случае, чтобы оценка была объективной, необходимо заранее подготовиться к сравнению. Прописать критерии: что самое важное при выборе, а на что можно закрыть глаза. Это станет опорой в принятии решения.

Эффект привязанности. Человек может привязываться к первоначальной информации или обстановке. Например, он купил акции компании, которые затем стали падать в цене. Из-за эффекта привязанности он будет держаться за эти акции, даже если это неразумно.

Ошибка подтверждения

Человек ищет информацию, которая подтверждает существующее мнение. При этом он игнорирует информацию, которая его опровергает. Если, например, человек верит в гороскопы, он будет воспринимать информацию, которая соответствует предсказанию. Но опровергающие гороскоп данные будет игнорировать.

Ошибка атрибуции

Когнитивное искажение, при котором человек приписывает причины событий себе или другим. Например, если он получает похвалу за работу, соотносит её со своей компетентностью. Но если его критикуют, ищет основание для этого в каких-то внешних факторах — например, в невыносимых условиях труда или в поведении коллег.

Искажение памяти

Изменение воспоминаний под влиянием эмоций или новых данных. Например, если человек испытал сильный стресс во время экзамена, он можем изменить свои воспоминания о нём, чтобы снизить напряжение.

Эффект фрейминга

Когнитивное искажение, при котором формулировка вопроса влияет на принятие решения. Например, если человеку предложат два варианта лечения, один из которых имеет 90% шансов на успех, а другой — 10% шансов на неудачу, он скорее выберет первый. Хотя по сути они одинаковы.

Иллюзия контроля

Переоценка собственного влияния на события. Например, человек, который играет в лотерею, может считать, что он меняет результат игры, хотя это не так.

Искажение доступности

Оценка вероятности события на основе того, насколько легко оно вспоминается. Например, человек склонен переоценивать риск гибели в авиакатастрофах, потому что в новостях он чаще слышал о них, чем о других причинах смерти.

Ошибка планирования

Переоценка своих возможностей и недооценка времени, необходимого для выполнения задачи. Например, человек может неверно устанавливать дедлайны сдачи проектов, что приводит к срывам и переработкам.

Юлия Аравина
Почему большинство стратсессий не дают результата? Люди на таких мероприятиях заряжаются эмоционально и, воодушевлённые, берут на себя много задач, обязательств. Но вдохновение проходит, начинается рутина, и многие коммиты не выполняются. Возвращаться к распределению ответственности нужно не в день стратсессии, когда все на эмоциях и склонны себя переоценивать, а после анализа всех идей и заземления с учётом реальности и планирования.

Когнитивных искажений много, и чаще всего человек не замечает, как они влияют на его решения

Как избавиться от когнитивных искажений

Полностью избавиться от когнитивных искажений не получится. Мозг будет цепляться за них в разных стрессовых ситуациях. Но можно снизить их влияние на принятие решений.

Осознание. В первую очередь необходимо принять, что когнитивные искажения существуют и влияют на мышление и поведение.

Юлия Аравина
Следует подумать о моментах в жизни, когда когнитивные искажения мешают. Например, руководитель чувствует, что принимает решения под влиянием своих сотрудников или других топ-менеджеров. Принимает — а потом сожалеет. И в моменты сожаления нужно задуматься, что к этому привело, отмотать воспоминания, проанализировать ситуацию и понять, где была допущена ошибка мышления.

Анализ эмоций. Эмоции и стресс — причины когнитивных искажений. Чтобы не принимать решение под их влиянием, важно записывать их сразу после события и отделять от фактов.

Юлия Аравина
Если на работе произошёл конфликт с коллегой, лучше не концентрироваться на негативных впечатлениях, а записать, что происходило фактически, отделить факты от интерпретаций. При подготовке к следующим переговорам — выписать свою позицию и интересы, позицию и интересы собеседника. Проанализировать причины конфликта и уже исходя из этого делать вывод.

Медленное принятие решений. Важно давать себе время на анализ информации. Не торопиться с ответом, а структурировать данные, учитывать все важные факторы, чтобы минимизировать влияние эмоций. Поможет, например, SWOT-анализ.

Развитие критического мышления. Критическое мышление — это способность анализировать информацию, оценивать её достоверность и значимость, делать выводы и принимать решения на основе фактов. Для развития критического мышления можно изучать разные источники информации и мнения, методы, которые структурируют мысли и приводят к логическим выводам. К таким, например, относятся техника «Пять почему» и диаграмма Исикавы.

Юлия Аравина
Важно не оставаться один на один с эмоциями или проблемой. Ставить под сомнение свои убеждения, собирать как можно больше информации: не ограничиваться только своим мнением или мнением нескольких ключевых сотрудников. Лучше проводить исследования, опрашивать разных людей, анализировать данные и статистику.

Метод «Пять почему» помогает найти первопричину. Нужно сформулировать проблему и последовательно задавать вопрос «Почему это случилось?» к каждому предыдущему ответу

Совет эксперта

Юлия Аравина

Чтобы лучше разобраться в ошибках мышления и замечать их, можно почитать книги по теме. Например, «Думай медленно, решай быстро» Даниэля Канемана. Это учебник по когнитивным искажениям, который рассказывает, как устроен мозг человека и почему он стремится всё упрощать.

Вторая книга — «Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье» Ричарда Талера и Касса Санстейна. В ней больше практических примеров того, как когнитивные искажения используют в маркетинге и управлении.

Статью подготовили:
Яндекс Практикум
Наставник на курсе «Управление командой», коуч IT-руководителей и команд, психолог, автор канала «Жить наполненно» и научных работ о когнитивных искажениях, которые возникают при работе в команде
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Sep 26 2024 02:23:11 GMT+0300 (Moscow Standard Time)