Что такое когнитивные искажения и как они влияют на принятие решений
Что такое когнитивные искажения и как они влияют на принятие решений
Человек видит реальность не такой, какая она есть на самом деле. Причина этого — когнитивные искажения. Рассказываем, какими они бывают и можно ли от них избавиться.
Когнитивные искажения — это ошибки мышления, которые мешают человеку адекватно воспринимать окружающий мир и принимать решения. Они могут проявляться в различных формах: например, в предвзятости, чрезмерной уверенности, поспешных выводах.
У каждого человека могут возникать когнитивные искажения — независимо от возраста, пола, образования или социального статуса. Важно вовремя замечать и анализировать их: это поможет стать более объективным и рациональным в своих суждениях и действиях.
Когнитивные искажения возникают из-за стремления мозга к упрощению информации.
Разберём подробнее причины когнитивных искажений.
Разобраться в типах когнитивных искажений можно на курсе Практикума «Навыки критического мышления для менеджеров». Студенты учатся анализировать информацию, замечать ошибки мышления, выявлять связи между фактами и принимать аргументированные решения. Для начала можно пройти бесплатный тест — чтобы понять, нужно ли развивать критическое мышление.
Вот несколько распространённых когнитивных искажений. Разберём их на примерах.
Это когнитивное искажение, при котором человек объединяет различные объекты или явления в одну группу на основе общих признаков, даже если эти признаки несущественны. К группировке относят:
● Эффект ореола. Формирование общего впечатления на основе одной черты. Например, если человек понравился внешне, мозг начинает воспринимать его умным, честным и доброжелательным.
● Эффект контраста. Это оценка объекта относительно других объектов. Например, человек видит два автомобиля. Оба хорошие, качественно сделанные. Но один из них очень дорогой, а другой — подешевле. И на фоне дорогого автомобиля дешёвый ещё больше теряет ценность.
● Эффект привязанности. Человек может привязываться к первоначальной информации или обстановке. Например, он купил акции компании, которые затем стали падать в цене. Из-за эффекта привязанности он будет держаться за эти акции, даже если это неразумно.
Человек ищет информацию, которая подтверждает существующее мнение. При этом он игнорирует информацию, которая его опровергает. Если, например, человек верит в гороскопы, он будет воспринимать информацию, которая соответствует предсказанию. Но опровергающие гороскоп данные будет игнорировать.
Когнитивное искажение, при котором человек приписывает причины событий себе или другим. Например, если он получает похвалу за работу, соотносит её со своей компетентностью. Но если его критикуют, ищет основание для этого в каких-то внешних факторах — например, в невыносимых условиях труда или в поведении коллег.
Изменение воспоминаний под влиянием эмоций или новых данных. Например, если человек испытал сильный стресс во время экзамена, он можем изменить свои воспоминания о нём, чтобы снизить напряжение.
Когнитивное искажение, при котором формулировка вопроса влияет на принятие решения. Например, если человеку предложат два варианта лечения, один из которых имеет 90% шансов на успех, а другой — 10% шансов на неудачу, он скорее выберет первый. Хотя по сути они одинаковы.
Переоценка собственного влияния на события. Например, человек, который играет в лотерею, может считать, что он меняет результат игры, хотя это не так.
Оценка вероятности события на основе того, насколько легко оно вспоминается. Например, человек склонен переоценивать риск гибели в авиакатастрофах, потому что в новостях он чаще слышал о них, чем о других причинах смерти.
Переоценка своих возможностей и недооценка времени, необходимого для выполнения задачи. Например, человек может неверно устанавливать дедлайны сдачи проектов, что приводит к срывам и переработкам.
Когнитивных искажений много, и чаще всего человек не замечает, как они влияют на его решения
Полностью избавиться от когнитивных искажений не получится. Мозг будет цепляться за них в разных стрессовых ситуациях. Но можно снизить их влияние на принятие решений.
● Осознание. В первую очередь необходимо принять, что когнитивные искажения существуют и влияют на мышление и поведение.
● Анализ эмоций. Эмоции и стресс — причины когнитивных искажений. Чтобы не принимать решение под их влиянием, важно записывать их сразу после события и отделять от фактов.
● Медленное принятие решений. Важно давать себе время на анализ информации. Не торопиться с ответом, а структурировать данные, учитывать все важные факторы, чтобы минимизировать влияние эмоций. Поможет, например, SWOT-анализ.
● Развитие критического мышления. Критическое мышление — это способность анализировать информацию, оценивать её достоверность и значимость, делать выводы и принимать решения на основе фактов. Для развития критического мышления можно изучать разные источники информации и мнения, методы, которые структурируют мысли и приводят к логическим выводам. К таким, например, относятся техника «Пять почему» и диаграмма Исикавы.
Метод «Пять почему» помогает найти первопричину. Нужно сформулировать проблему и последовательно задавать вопрос «Почему это случилось?» к каждому предыдущему ответу
Совет эксперта
Читать также: