Дизайн  •  18 ноября  2022  •  5 мин чтения

Что такое коммуникационный дизайн и зачем он нужен

Даже качественный продукт может оказаться невостребованным, если его неправильно оформить. Чтобы пользователи и бренд понимали друг друга, на помощь приходит коммуникационный дизайн.
Сергей Максимов
Яндекс Практикум
Коммуникационный дизайнер
Ирина Михайлова
Яндекс Практикум
Редактор

Что такое коммуникационный дизайн

Когда художник пишет картину, он выражает через неё мысли и чувства, не навязывая их зрителям. Поэтому каждый видит на картине то, что хочет видеть. Коммуникационный дизайн работает иначе. Дизайнер должен донести до потребителя то, что было задумано маркетологом или бренд-менеджером. Коммуникационный дизайн передаёт информацию о продукте или услуге так, чтобы вызвать у аудитории конкретную эмоциональную реакцию.

Например, в интерфейсе приложения для расслабления Endel дизайнеры отказались от всего, что может отвлекать или раздражать пользователей.

Интерфейс намеренно сделали чёрно-белым, а вместо иллюстраций оставили только иконки

Коммуникационный и графический дизайн часто путают. Эти направления похожи, но разница есть. Графический дизайнер создаёт образ: работает с цветом, формой, типографикой, иллюстрацией, разрабатывает брендинговые материалы, логотипы или корпоративный стиль.

Дизайн коммуникаций отвечает на вопросы: «Как передаётся информация? Какую реакцию она должна вызвать?». Основная задача коммуникационного дизайнера — не только донести информацию до пользователя, но и вызвать нужный отклик с помощью баннеров, вывесок, интерфейсов или книжных обложек.

Материал по теме:
Графический дизайнер: чем занимается, какие навыки нужны и как им стать

Виды коммуникационного дизайна

Коммуникационный дизайн помогает бизнесу взаимодействовать с клиентами. Вот сферы, в которых не обойтись без дизайна визуальных коммуникаций:

Брендинг
Каждая компания стремится выделиться на фоне конкурентов, завоевать внимание целевой аудитории и превратить её в клиентов. Чтобы этого добиться, начинают работать над брендингом. Задача дизайнера коммуникаций — создать взаимосвязь между брендом и пользователями с помощью цветов, типографики, логотипа и других элементов дизайна. Специалист понимает, как их использовать, чтобы передать нужное настроение или информацию. Например, цель проекта I'm Siberian — сделать так, чтобы о Сибири и сибиряках знали во всём мире.

Чтобы аудитория поняла, что такое Сибирь, создатели используют в дизайне «морозные» элементы: снежно-белый и небесно-голубые цвета, снежинки в качестве логотипа

Реклама
Так же как и брендинг, реклама помогает бизнесу выделяться. Из-за того, что у пользователей появилась «баннерная слепота» — намеренное или неосознанное игнорирование рекламы, дизайнеры визуальных коммуникаций должны создавать кампании, которые будут привлекать внимание и доносить смысл.

Например, в одной из рекламных кампаний Schick — производителя товаров для бритья — дизайнеры превратили мужские бороды в хорьков, цеплявшихся за лица. Так специалисты передали смысл кампании: мужчины должны бриться, чтобы их бороды не вышли из-под контроля

UI и web-дизайн
Это работа над визуальной коммуникацией в интерфейсе сайта или мобильного приложения. Чтобы пользователю было удобно заказывать товары, управлять финансами или общаться с техподдержкой, нужно создать интерфейс, который поможет совершить необходимое действие. В работе коммуникационный дизайнер учитывает пользовательский опыт, целевую аудиторию, технические особенности разных устройств.

Сайт выставки в Сингапуре погружает пользователя в проект с первой секунды: для этого достаточно просто скроллить экран

Примеры коммуникационного дизайна

Цель мебельного бренда No Name, Name — «сделать этот мир более примитивным». Чтобы донести эту идею до покупателей, дизайнер оформил сайт в минималистичном стиле и использовал лаконичные фото, простой шрифт.
Идею бренда о примитивном мире отражает простая вёрстка и минимум цветов
Гид по Formula 1 похож на энциклопедию: здесь есть пронумерованные разделы и структурированные тексты, а фото и других иллюстраций минимум.
Цель гида — рассказать о ключевых моментах одного сезона F1, поэтому на сайте нет ничего лишнего, а информацию легко найти по оглавлению
На сайте ресторана Koomo благодаря анимации можно не вчитываться в текст и быстро понять, что это заведение с азиатской кухней.
В коммуникационном дизайне необязательно использовать сложную графику или 3D-изображения
В коммуникационном дизайне необязательно использовать сложную графику или 3D-изображения: минималистичные «танцующие» палочки на сайте ресторана тоже справляются с задачей

Знания и навыки, необходимые коммуникационному дизайнеру

Чтобы создавать дизайн, который будет привлекать людей и продавать идею, специалисту нужно обладать профессиональными знаниями и гибкими навыками:

Работать с графическими редакторами Figma, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, чтобы создавать и редактировать изображения, видео, анимацию.

Владеть цветом и композицией, чтобы понимать, как использовать цвет в разных ситуациях и с разной целевой аудиторией, сочетать элементы дизайна, чтобы они доносили до пользователей нужную информацию. Например, в оформлении сайта фестиваля «Редкие виды» используются всего два цвета: красный и белый. Так коммуникационный дизайнер транслирует идею об исчезающих книжных магазинах.

Красный цвет в этой коммуникации — это отсылка к «Красной книге» с редкими видами флоры и фауны
Красный цвет в этой коммуникации — это отсылка к «Красной книге» с редкими видами флоры и фауны

Изучать целевую аудиторию, чтобы понимать, какую информацию необходимо передать пользователям, и подобрать максимально релевантный визуальный образ и «материал», в котором он будет реализован. Это может быть графический плакат, анимация, 3D-видео, инсталляция или что-то другое.

Уметь презентовать свои решения, доносить идеи до коллег и клиентов, которые не разбираются в дизайне.

Использовать насмотренность и эмпатию, чтобы понимать пользователей, их потребности и интересы. Например, команда дизайнеров готовила рекламный баннер для Python-тренажёра. Специалисты предлагали разные идеи, но воплотили именно ту, которая привлекает внимание разработчиков.

Баннер сделали в виде ролика и добавили строки кода, в которых «зашифровали» информацию о продукте

Сергей Максимов
Коммуникационному дизайнеру важно помнить, какой смысл хочет донести компания до своей аудитории, и помочь бренду общаться с клиентами максимально просто и понятно.

Зарабатывайте с помощью творчества — уметь рисовать не обязательно
Пройдите бесплатную вводную часть курса «Графический дизайнер», чтобы попробовать
себя в профессии

Где учиться и как стать дизайнером коммуникаций

В дизайн коммуникаций можно прийти из любого направления дизайна или начать учиться с нуля. В первом случае будет легче, так как специалист уже владеет базовыми инструментами, разбирается в композиции и типографике. Новички осваивают азы дизайна параллельно с маркетингом: учатся исследовать целевую аудиторию, работать с заказчиками.

Сергей Максимов
Азам коммуникационного дизайна можно учиться самостоятельно. Например, освоить основные программы: Photoshop, Figma, инструменты по созданию анимации и 3D. Но одних технических навыков будет мало. Нужно понимать, как изучать и анализировать аудиторию, что ей понравится, а что — нет и почему. Это можно освоить только на практике, с наставником, который будет давать обратную связь, научит анализировать, смотреть глубже.

Коммуникационных дизайнеров готовят в вузах, учреждениях дополнительного профессионального образования и на онлайн-курсах. Срок обучения в вузе — минимум 4 года, онлайн новую профессию можно освоить за год с небольшим и совмещать с работой или учёбой в другом заведении. Как правило, на курсах больше времени уделяют практике: студенты создают реальные проекты, которые можно добавить в портфолио.

Совет эксперта

Сергей Максимов
Вне зависимости от объёма проекта — будь то один баннер или масштабная рекламная кампания — коммуникационный дизайнер всегда работает с образом и смыслом. И начинающим, и опытным специалистам рекомендую всегда думать о том, как точно передавать смысл «послания» через образ и при этом использовать максимально подходящий материал: статику, видео, инсталляцию или даже скульптуру. Дерзайте и не бойтесь экспериментировать.

Поделиться
Thu Feb 02 2023 00:26:32 GMT+0300 (Moscow Standard Time)