Контент-маркетинг — продвижение компании, её товаров и услуг через контент: статьи, посты в соцсетях, ролики, рассылки.
Какие задачи компания будет решать с помощью контента, зависит от её маркетинговой стратегии. Вот несколько вариантов:
1. Показать экспертность. Если компания рассказывает о своей работе в СМИ, её сотрудники проводят вебинары, а в блоге публикуются полезные статьи ― это повышает доверие к бренду, создаёт у аудитории представление, что в компании работают профессионалы.
2. Сформировать спрос. Даже качественный продукт трудно продать, если он не знаком пользователям или в нём сложно разобраться. Допустим, компания выпускает платформу для разработки приложений без кода, а бизнесмены привыкли пользоваться готовой CRM. Кейсы, вебинары и демоверсии помогут объяснить преимущества решения.
3. Увеличить продажи. Статьи привлекают трафик на сайт, чем больше посетителей, тем выше шансы на покупку. Кроме того, в материалы добавляют призывы к действию: оставить заявку или оформить заказ. Но чаще влияние косвенное: люди читают статью, уходят, думают, а затем могут вернуться и приобрести товар.
4. Удержать клиентов. Чтобы покупатели и дальше пользовались продуктом, рос их LTV, о бренде напоминают и поддерживают отношения — отправляют полезные гайды, проводят обучающие вебинары, розыгрыши и опросы в соцсетях.
Чтобы решить задачу, недостаточно написать пару текстов. Нужно уметь анализировать продукт и аудиторию, разрабатывать и реализовывать контент-стратегию, оценивать результат работы в цифрах. Эти навыки можно получить на курсе «Контент-маркетолог».
Рассмотрим основные площадки и как они работают на привлечение новых клиентов:
● Блог на собственном сайте. Обычно в блоге публикуют кейсы, полезные статьи и ответы на вопросы пользователей. Так получают дополнительный трафик на сайт и хорошую точку входа для последующих продаж.
● Бренд-медиа — журнал на отдельном домене, привлекает людей, которые не знакомы с компанией, но могут стать её клиентами. Для этого он должен быть полезен читателям: развлекать, обучать и помогать в решении проблем.
В медиа Ак Барс Банка простым языком рассказывают о финансах и бизнесе. Можно почитать свежую подборку законов, узнать, как справиться с долгами или спланировать путешествие
● Соцсети — помогают вырастить сообщество из потенциальных клиентов и удержать тех, кто уже пользуется продуктом. Если у компании несколько площадок, например аккаунты ВКонтакте и в Одноклассниках, желательно создавать оригинальный контент для каждой из них.
● Контент-рассылка — отличается от других видов рассылок своей полезностью. По сути это блог, который приходит на почту.
● Блог на внешних площадках — подходит для быстрого старта, достаточно выбрать ресурс, где есть нужная аудитория, и завести аккаунт компании. Например, в IT-сфере популярны Хабр и Vc.ru. Минус — везде свои правила: надо соблюдать требования к текстам, а где-то и платить за размещение. Сравнивать условия удобнее в таблице.
● Профильные СМИ — статьи публикуют в изданиях, интересных потенциальным клиентам. Они помогают показать экспертность компании и рассказать о продукте. Если размещают ссылку на сайт, есть шанс привести новых клиентов. Находят СМИ через запросы в поисковике, допустим «издания о недвижимости» или «блоги об IT».
В колонки экспертов охотно принимают полезные материалы от руководителей компаний. Источник: rb.ru
Контент — это информация, которую создают и размещают в цифровом формате: текст, изображения, видео, аудио и мультимедиа. В зависимости от задачи его делят на разные типы:
● Статья — как правило, объёмный материал, раскрывающий тему. Это могут быть колонки экспертов, исследования, интервью. Хорошо читают и сохраняют в закладках подборки, например, инструментов для работы или книг.
● Кейс — описание задачи, процесса решения и результата работы. Обычно в нём рассказывают, как решили проблему клиента с помощью своего продукта или услуги. Кейсы популярны в сложных технических нишах и в B2B, там выше чеки и цена ошибки.
В журнале Mindbox более 300 кейсов. Чтобы потенциальным клиентам было проще найти подходящую историю, результаты и метрики вынесены в заголовок
● Гайд — инструкция, которая помогает пользователям получить результат: исправить ошибки в ПО, пройти собеседование или вырастить огурцы на балконе. Информация обычно подается в виде текста и инфографики, реже — в аудио- и видеоформатах.
● Белая книга — электронная брошюра с интересной для читателей информацией. В ней могут быть результаты исследований или практические советы, связанные со сферой работы компании. Книгу обменивают на адрес электронной почты, чтобы потом в рассылке подробнее рассказать о своём продукте.
● Обзор — текст или ролик, где показывают достоинства продукта и делают акцент на его пользе для клиента. Перед покупкой люди ищут информацию о товаре, поэтому формат хорошо работает.
В журнале Ситилинк публикуют обзоры техники, по ссылке легко перейти в магазин и заказать приглянувшийся гаджет
● Вебинары и стримы — онлайн-встречи с сотрудниками компании или приглашёнными экспертами. Спикеры дают полезную информацию и отвечают на вопросы участников.
● Отзывы — это вид контента, который создают сами пользователи. Они делятся впечатлениями от продукта и рассказывают, как он помог решить проблему.
В сообществе Практикума вконтакте выпускники делятся историями, как обучение на курсах помогло им изменить жизнь к лучшему
● Тесты и квизы — по содержанию это опросы. Тесты могут давать полезную информацию, например о характере человека или его умениях. Квизы нацелены на продажи: в конце опроса предлагают купить продукт со скидкой или оставить контакт для получения результата, затем рассылкой подталкивают к покупке.
Рекомендательные системы. Алгоритмы собирают материалы с разных ресурсов в ленту в соответствии с предпочтениями пользователя. Например, так работает Google Discover. Он даёт довольно большое количество трафика, если тема интересна широкой аудитории.
Рассылки. В блоге размещают форму подписки, чтобы собрать контакты читателей, а затем посылают письма с подборками материалов.
Соцсети. В аккаунтах компании можно не только размещать полезный контент, но и продвигать статьи блога или бренд-медиа — писать интересные подводки и давать ссылки на полный текст, делать карточки и ролики.
В сообществе «Тинькофф Журнала» вконтакте предлагают воспользоваться полезным калькулятором на сайте
Внешние площадки. Материалы из блога републикуют на Медиум, VC.ru, Хабре. В тексты вставляют ссылки на другие статьи, по которым пользователи переходят на сайт.
Партнёрский маркетинг. Компании обмениваются ссылками, например в своей рассылке или в соцсетях, и рекомендуют публикации друг друга.
Таргетированная реклама. Выбирают характеристики аудитории и запускают объявления в соцсети. Чаще используют для дистрибуции важного контента. Допустим, компания пишет кейсы или делает спецпроекты и хочет показать их определённым людям.
Контекстная реклама. Запускают в поисковых системах и на сайтах партнеров (РСЯ). Подбирают ключевые фразы, по которым креатив будут показывать в поисковой выдаче. При размещении в РСЯ алгоритмы ориентируются на поведение пользователя в интернете. Контекст — самый дорогой способ продвижения, используют редко.
Контент-план — это график публикаций для площадок компании: блога на сайте, вконтакте и телеграме. Обычно его составляют на месяц в виде таблицы, где указывают темы и форматы контента.
План — важная часть стратегии контент-маркетинга. Он позволяет публиковать контент регулярно, учитывать задачи компании и интересы аудитории. Если в команде несколько человек, он согласовывает действия специалистов: ясно, когда автору писать статью или дизайнеру рисовать обложку.
Чтобы составить контент-план, нужно пройти несколько этапов: выяснить задачи и целевую аудиторию площадки, определить источники контента, затем собрать темы и распределить их по рубрикам и датам.
Вот так может выглядеть часть контент-плана для компании, которая продаёт IT-решения для малого бизнеса. Цветами выделены публикации в блоге и на внешних площадках
Задачи зависят от того, на какую часть маркетинговой воронки работает контент — он должен «закрыть» какое-то взаимодействие с клиентом, чтобы тот перешёл на следующий этап.
Упрощённо любую воронку можно разделить на четыре части: человек узнаёт о бренде, изучает продукт, покупает и становится постоянным клиентом.
Разберёмся, как помогает контент на каждом этапе.
1. Верхняя часть воронки. Задача — привлечь людей, которые не знакомы с компанией. Выбирают контент, который решает проблемы аудитории, косвенно связанные с продуктом: статьи, чек-листы, обзоры.
Сервис психотерапии публикует тематические статьи. Человек ищет в интернете, как справиться с депрессией, находит интересную публикацию и решает узнать об упомянутом сервисе. И попадает на вершину воронки
2. Середина воронки. Когда люди уже «общаются» с брендом, они начинают интересоваться продуктом или услугой, задача — дать о них больше информации.
Тут пригодятся гайды, инструкции по популярным запросам, подборки инструментов.
3. Дно воронки. Пользователи рассматривают похожие варианты в двух-трёх компаниях, их нужно убедить, что именно этот продукт — решение их проблемы. Помогут статьи о преимуществах, кейсы, отзывы покупателей и демоверсии.
Пробные версии продукта помогают проверить, насколько он подходит компании, и сделать выбор.
Источник: mindbox.ru/demo
4. Удержание клиентов. После покупки важно, чтобы человек не прекратил пользоваться продуктом и не ушёл к конкурентам. Цель — выстроить долгосрочные отношения. Проводят опросы, записывают кейсы с клиентами, устраивают конкурсы и розыгрыши в соцсетях. Для сложных продуктов нужна техподдержка.
Обычно на сайте размещают раздел с ответами на частые вопросы пользователей. Источник: help.bnovo.ru
Частая ошибка ― публиковать тексты на паре площадок и смотреть, что из этого выйдет. Чтобы не тратить ресурсы напрасно, для запуска контент-маркетинга нужно пройти четыре этапа:
1. Определиться с целями и аудиторией.
Контент-маркетинг встраивают в маркетинговую воронку компании и ставят задачи, например привлечь в блог 100 000 уникальных пользователей за год. Изучают аудиторию: кто это, какие у них интересы и проблемы, какие сайты и соцсети они посещают. Чтобы собрать информацию, проводят интервью с клиентами и анализируют площадки конкурентов.
2. Разработать контент-стратегию.
Документ составляют на срок от нескольких месяцев до года, а затем корректируют в процессе. Обычно в нём прописывают:
● цели и особенности аудитории;
● площадки для размещения и дистрибуции;
● рубрики и форматы контента;
● бюджет ― для начала и для масштабирования;
● метрики для оценки эффективности.
3. Подготовить ресурсы.
Начинают с технических моментов, на них требуется больше времени. Если в планах запуск онлайн-медиа, нужно как минимум разработать сайт и продумать дизайн. Затем делегировать работу с контентом агентству или собрать команду внутри компании. Если это небольшой блог, для начала хватит пары авторов, SEO-специалиста и редактора.
4. Запуститься и анализировать результаты.
Делать контент-планы, составлять инструкции, в которых описать процесс работы, обязанности членов команды и требования к контенту. Публиковать материалы и отслеживать метрики по задачам, чтобы вовремя корректировать стратегию.
Чтобы понимать, окупается ли контент-маркетинг, какие действия приносят результат, настраивают аналитику — подключают Яндекс Метрику и Google Analytics. Если у компании много площадок и целей, по которым нужно отслеживать данные, удобнее пользоваться платными сервисами сквозной аналитики.
Метрики, по которым оценивают эффективность, делят на коммерческие и некоммерческие.
Конверсии — показатель в процентах, сколько посетителей площадки выполнили целевое действие: оставили заявку, купили продукт или подписались на рассылку.
В блоге можно отслеживать конверсии тремя способами:
1. На странице контента. Например, опубликовали кейс и считают, сколько людей из тех, кто его прочитал, оформили заявку на консультацию.
2. По первому клику: когда пользователь сначала пришёл в блог, а через какое-то время совершил нужное действие на сайте.
3. Конверсии сеансов, в которых человек посещал блог, но пришёл из другого источника. Например, он зашёл на страницу по рекламному объявлению, не купил, перешёл в блог, почитал статьи, а потом совершил целевое действие.
Микроконверсии — шаги пользователей на пути к целевому действию. Например, переходы из статей блога на посадочные страницы, где они могут совершить покупку. Показатель отслеживают, чтобы найти слабые места и доработать контент-воронку.
Стоимость заявки — бюджет на блог делят на количество заявок, которые получили от посетителей блога.
Стоимость клиента — бюджет на блог делят на количество оплат, которые получили от посетителей блога.
Чтобы подсчитать окупаемость блога, учитывают все конверсии — и тех, кто пришёл сразу в блог, а потом совершил покупку, и конверсии из других каналов, связанные с блогом. Для этого настраивают сквозную аналитику.
Трафик — количество посетителей ресурса. Это один из важных показателей, каждый месяц должно увеличиваться число уникальных читателей блога. Отслеживают источники трафика, наиболее популярные публикации и форматы и другие данные.
Качество контента — оценивают по времени просмотра, количеству дочтений и переходов между статьями по ссылкам. Если материалы полезные, у пользователей формируется привычка искать ответы на вопросы в блоге, растёт количество лояльных читателей.
В Яндекс Метрике есть статистика по каждой публикации. Можно проанализировать, какие статьи лучше работают, и не тратить время на непопулярные темы и рубрики. Или выбрать, какой материал «переупаковать»: из топовой статьи сделать серию постов или лид-магнит
Вовлечённость — число репостов, лайков и комментариев. Она зависит от формата и темы материала. Обычно активно комментируют скандальный, цепляющий контент.
Узнаваемость — оценивают косвенно, она растёт вместе с охватом и трафиком. Если в поиске стали чаще набирать название журнала, это тоже говорит о росте узнаваемости. Кроме контента на показатель может влиять реклама.
Охват – это количество уникальных просмотров. Если человек прочитает материал несколько раз, счетчик учтёт только первый просмотр.
Что оценивать в первую очередь, зависит от задач. Например, если нужно привести за месяц 10 000 пользователей в блог, смотрят трафик. Кроме того, для разных площадок будут свои ключевые метрики, собрали их в таблицу.
Читать также: