Критическое мышление — это набор софтскилов, которые дают человеку возможность анализировать и оценивать полученную информацию, логично рассуждать и подбирать аргументы для принятия рациональных решений. Такая система мышления позволяет нам принимать лучшие решения во множестве ситуаций. Это важнейший набор навыков для различных профессий: менеджеров, руководителей, аналитиков, разработчиков, журналистов, PR-специалистов, политологов, историков, докторов и многих других.
У истоков критического мышления стояли ещё Сократ и Платон. В «Диалогах» Платона Сократ выглядит как эталонный критический мыслитель: не боится задавать неудобные вопросы, сомневается в общепринятых идеях, отлично рассуждает и аргументирует свою точку зрения и, конечно же, стремится к истине. Долгое время критическое мышление считалось базовым скилом философов и учёных, но в начале XX века с подачи американского педагога и мыслителя Джона Дьюи оно прочно вошло в дискуссии о школьном образовании, а потом и в повседневность.
Джон Дьюи
В современном образовании критическое мышление рассматривают как универсальную компетентность — способность решать различные задачи в различных контекстах. Компетентность включает три ключевых компонента: знания, навыки и диспозиции.
Чтобы мыслить критически, нужно иметь представление о когнитивных искажениях, критериях надёжности источников, законах логики, способах правильно рассуждать и принципах аргументации.
Среди основных навыков: способность верно интерпретировать события, выделять и оценивать аргументы и убеждения, находить альтернативные решения, выстраивать аргументацию, распознавать софизмы и когнитивные искажения.
К основным диспозициям критического мышления относят поиск оснований и доказательной базы для собственных убеждений, любознательность, готовность противостоять авторитетам и аргументированно защищать свою позицию.
Человек с развитым критическим мышлением:
• понимает, как взаимосвязаны его тело и психика, умеет распознавать и расшифровывать сигналы организма;
• распознаёт собственные эмоции, понимает, что их вызвало и какие могут быть последствия;
• адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны;
• адекватно воспринимает свои неудачи, анализирует их причины и извлекает для себя уроки;
• адекватно оценивает свои ресурсы и умеет их распределять;
• соотносит собственные действия и ожидаемый результат;
• определяет причинно-следственные связи, прогнозирует последствия своих решений и поступков;
• объективно анализирует и оценивает чужие высказывания вне зависимости от собственных эмоций;
• выстраивает аргументацию и умеет доносить свою позицию до окружающих;
• замечает несоответствия и ошибки в логике высказываний;
• верно оценивает собственные мнения и убеждения;
• быстро адаптируется к новым условиям, может пересматривать собственные решения, если ситуация меняется;
• мыслит системно, последовательно;
• понимает свои уникальные способности и особенности и умеет извлекать из них пользу;
• готов выходить из зоны комфорта и менять своё отношение к ситуации;
• стремится узнавать и осваивать новое;
• умеет рефлексировать и достойно проигрывать;
• планирует собственное профессиональное развитие, легко выстраивает и придерживается карьерной дорожной карты;
• берёт на себя ответственность за собственное благополучие, а не перекладывает её на других людей, обстоятельства, внешние факторы;
• не объясняет все действия окружающих злым умыслом, а определяет их потребности и мотивацию. Относится с доверием к миру.
Это настолько важные умения, что работодатели отмечают критическое мышление как одну из самых важных групп софтскилов.
Навыки критического мышления позволяют принимать верные решения даже в условиях неопределённости, замечать, где в логике закрались ошибки, выявлять манипулятивные приёмы как в общении, так и в текстовой информации, а ещё эффективно доносить свои идеи до собеседников.
Умение критически мыслить может пригодиться во всех сферах людям любого возраста и специальности. Владение навыками критического мышления позволяет принимать более логичные и рациональные решения в трудных ситуациях. А ведь выбор мы делаем множество раз в течение дня в самых разных ситуациях - в работе, учёбе, повседневной жизни:
В учебе критическое мышление помогает выбирать правильные источники информации и отслеживать, как информация связана между собой. Вы сможете структурировать информацию, делать выводы, аргументировать своё мнение.
В работе критическое мышление позволяет принимать взвешенные и мотивированные решения, смотреть на проблемы нестандартно и нетривиально их решать. А еще правильно оценивать и планировать задачи, а значит не допускать срыва сроков. Применение критического мышления особенно пригодится в работе с данными и информацией, для управления людьми. Это очень важный навык для менеджеров, аналитиков, журналистов. Но этот навык будет крайне полезен и для любой другой профессии.
Критическому мышлению и восприятию можно учиться, это не то, с чем мы рождаемся. В семидесятых годах психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски доказали, что у людей бывают две принципиально разные системы мышления.
Система 1 — быстрая. Она собирает информацию из окружающего мира и оценивает, нужно ли на неё реагировать. Её прерогатива — скорость, поэтому она подменяет сложные вопросы простыми, подсовывает готовые решения вместо обдумывания и поиска, достраивает смыслы, если их недостаточно.
Система 2 отвечает за принятие решений и требует больших умственных усилий. Например, анализ ресурсов, необходимых, чтобы реализовать новый рабочий проект. Чтобы сэкономить силы, часть задач она перебрасывает системе мышления 1. Например, предлагает назвать сроки реализации проекта, ориентируясь на предыдущий опыт, вместо того чтобы с нуля оценивать, сколько займёт новый проект.
Если у человека доминирует система мышления 1, он может допускать систематические ошибки в мышлении. Например, неверно оценивать сроки выполнения задач и ресурсы, которые для них нужны. Из-за этого человек может не только не расти профессионально, но и терять существующих клиентов.
Часто система 1 активизируется самостоятельно, когда человек находится в ситуации высокой мыслительной нагрузки. На этом принципе построены рекламные кампании, направленные на узнавание бренда. Когда после тяжёлого рабочего дня вы приходите в магазин и выбираете молоко, мозг хочет сэкономить свой ресурс и подсовывает вам готовое решение — заставляет взять бренд, о котором вы слышали в рекламном ролике, вместо долгого вдумчивого чтения этикеток и составов. Когда это переключение касается только выбора молока или майонеза, это не страшно. Важно, чтобы этот принцип мышления не срабатывал с более важными решениями.
Основатель Amazon Джефф Безос считает, что существует два типа решений: обратимые и необратимые. Необратимые решения имеют серьёзные последствия, и их принятие нельзя отдавать на откуп системе 1.
Отличать важное от неважного, оценивать возможные последствия решений, взвешивать за и против, рассматривать ситуации с разных сторон нам помогает именно критическое мышление.
Формирования критического мышления можно добиться самостоятельно, если поставить себе такую цель.
Для развития критического мышления нужно:
Чтобы выучить приёмы критического мышления, попробуйте пропускать через внутреннего критика новости и посты в соцсетях.
Используйте приём 5W+H.
Вопросы звучат так:
Попробуйте найти ответ на каждый из этих вопросов. Так вы сможете проверить подлинность фактов и убедиться, что они правдивы. Если автор сообщения намеренно умалчивает об ответах на эти вопросы, скорее всего, с сообщением что-то не так.
Например, вы посмотрели видео о том, что под видом вакцинации людям вживляют чипы. Давайте попробуем проанализировать это сообщение по принципу 5W+H:
Ответы на эти шесть вопросов заставляют серьёзно сомневаться в правдивости видео. А более глубокий фактчекинг позволит найти информацию, что в видео изображён шприц для внедрения RFID-чипов — их вводят животным, чтобы идентифицировать потерявшегося любимца и вернуть хозяевам. Ни эти шприцы, ни чипы не используют для вакцинации.
К примеру, если станок сломался в смену конкретного сотрудника, это не обязательно означает, что он его и сломал. Прибор мог выйти из строя из-за скачка напряжения, или из-за того, что исчерпался запас прочности его деталей, или потому, что сотрудник прошлой смены некорректно завершил его работу.
Примерами критического мышления тут будут такие действия руководителя: проанализировать, кто и в каком состоянии сдал станок накануне поломки, как давно проводился техосмотр, сколько лет станку, какая наиболее частая причина поломок у этого оборудования. Если у руководителя не будет навыков критического мышления, он просто обвинит работника, в чью смену произошёл инцидент. Это не только демотивирует работника, которого несправедливо обвинили, но и не позволит предотвратить подобные инциденты в будущем.
Дивергентное мышление — это свободная, ничем не ограниченная генерация идей, полёт мысли. Так вы придумываете любые идеи, в том числе сложно реализуемые, странные и невозможные. Попробуйте принцип мозгового штурма: записывайте всё, что придёт в голову, не ограничивайте свою фантазию.
Конвергентное мышление — это попытка оценить придуманные идеи, критически рассмотреть их со всех сторон и выбрать наиболее адекватные, эффективные, подходящие для решения задачи.
Важно давать себе возможность использовать оба типа мышления. Работая последовательно в связке друг с другом, дивергентное и конвергентное мышление позволяет придумать действительно интересные и нетривиальные решения. При этом оба этих типа мышления должны включаться запланированно в ситуации, когда вы в них нуждаетесь. В противном случае они могут помешать вам критически мыслить.
Есть специальная литература, которая помогает глубже погрузиться в особенности и натренировать критическое мышление. Из нее можно узнать, из чего состоит критическое мышление, почерпнуть основные идеи, проверить свой уровень навыков и научиться рационально мыслить, быстро принимать решения, распознавать манипуляции и ложь и аргументированно защищать свою позицию.