Лестница Ханта: что это такое и как её использовать в маркетинге
Лестница Ханта: что это такое и как её использовать в маркетинге
В маркетинге есть много способов анализировать поведение клиентов, чтобы затем привести их к покупке. Один из них — лестница Бена Ханта. Рассказываем, что это и как её применять.
Лестница узнавания, осведомлённости, осознанности или лестница Ханта — всё это названия одной модели, которую предложил в 2010 году американский маркетолог Бен Хант. Он описал путь клиента: от полного безразличия к продукту до покупки.
Законы Бена Ханта — это четыре основных принципа, которые описывают отношения потребителя с продуктом:
Понять, как использовать лестницу Ханта и другие маркетинговые инструменты в работе, можно на курсе «Контент-маркетолог». Студенты также изучают особенности поведения клиента, учатся влиять на его решение о покупке на разных этапах, а также управлять созданием и продвижением продающего контента.
Лестница Ханта состоит из пяти этапов:
1. Отсутствие потребности. На этом этапе человек не знает о своей проблеме. Например, менеджер банка звонит предпринимателю и предлагает кредит для бизнеса. Предприниматель отказывает, так как ещё не понимает, для чего ему заёмные деньги.
2. Осознание потребности. Человек понял, что у него есть проблема или потребность. Предприниматель решил расширять штат, для этого нужны дополнительные деньги. Он видит повсюду рекламу о том, как удобно вести бизнес на заёмные средства и не тратить личные.
3. Поиск информации. Человек начинает искать информацию о возможных вариантах решения своей проблемы. Предприниматель думает, где взять займ. Один из вариантов — в долг у партнёров. Другой — оформить кредит. Он спрашивает у коллег совета, читает статьи о ситуации в экономике, следит за тем, как меняются ставки.
4. Выбор решения. Человек выбирает наиболее подходящий вариант решения своей проблемы. Предприниматель решился на банковский кредит. Он изучает условия в разных банках и выбирает подходящую кредитную программу.
5. Покупка товара или услуги. Человек приобретает товар или услугу для решения своей проблемы. Предприниматель подписывает кредитный договор, и банк зачисляет деньги на его счёт.
Хант считает, что клиент не может перескочить через этап. Он обязательно пройдёт все по порядку
Лестница Бена Ханта похожа на CJM — customer journey map, или карту пути пользователя. Разница в том, что в CJM больше этапов. Например, есть шестой этап — потребления, когда человек уже купил товар, пользуется им и делает выводы. После этапа потребления ещё выделяют этап оценки, когда клиент сравнивает ценность товара с его стоимостью и обещанными преимуществами. Он может оставлять отзывы или давать рекомендации своим друзьям и знакомым.
Маркетинг работает на каждой из ступеней лестницы Бена Ханта: от формирования потребности до покупки. Разберём на примере продвижения продукта CRM-систем для бизнеса.
Компания занимается поставкой оборудования для точек питания. У неё есть менеджер по развитию и продажам, все контакты заказчиков он фиксирует в файле Excel. Клиентов у компании немного, повторных обращений практически нет. Нет необходимости фиксировать эти контакты в какой-то программе.
Действия маркетинга: основная задача — сформировать контент, который описывает различные ситуации по интересующим руководителя вопросам. Например, повышение эффективности команды и отдела продаж. В этом контенте нативно встраивается информация о том, как использование CRM влияет на результаты бизнеса. Это может быть статья, интервью с экспертами или предпринимателями.
Менеджер по продажам решил покинуть компанию и все контакты заказчиков унёс с собой. Руководитель компании хочет, чтобы всё хранилось на информационных ресурсах организации, но решение проблемы пока не найдено.
Действия маркетинга: на этапе осознания потребности важно «подсветить проблему» и добавить доказательства в пользу её решения. Это может быть материал с результатами исследований, фактами, статистикой. Также можно использовать тематические запросы по подобную тему, чтобы захватить внимание «тёплых клиентов», которые уже осознали проблему и хотят её решить.
У компании появилась возможность масштабирования на другие регионы. Следовательно, клиентов станет больше, взаимодействие с ними нужно планировать, а действия отдела продаж должны быть прозрачны и управляемы. Возникла потребность в организации системы работы с клиентами. Руководитель компании начал искать варианты решений, среди которых: 1С, различные CRM-системы или дашборды на основании данных из клиентской базы.
Действия маркетинга: на этапе поиска решений можно формировать контент, который позволит взвесить и сравнить предложения. Инструменты маркетинга — видеообзоры, статьи, квизы, тесты и публикации от лидеров мнений.
Руководитель сравнил разные варианты и решил, что CRM-система — самый оптимальный. Он начинает интересоваться предложениями от разных разработчиков, сравнивать их характеристики и тарифы. Инициирует презентации от представителей этих продуктов, чтобы глубже разобраться в их особенностях. На деловых мероприятиях уточняет у коллег и партнёров, кто какими системами пользуется.
Действия маркетинга: в тот момент, когда клиент начинает сужать круг поиска, важно зацепить его. Инструментами будут SEO, контекстная и медийная реклама. Также нужно вести клиента на ресурс компании, на котором будут представлены характеристики и преимущества товара, — лендинг, сайт, социальные сети, интернет-магазин или статья о бренде. Задача маркетинга — убедить, что решение о покупке продукта не оптимально.
Компания определяется с поставщиком. Руководитель изучает варианты подключения и тарифы, которые могут подойти для его команды. Сначала он решает воспользоваться бесплатной версией, чтобы оценить удобство использования программы.
Действия маркетинга: на последнем этапе необходимо дать клиенту возможность бесшовно дойти до покупки. Здесь важны удобство сайта и вариантов оплаты, быстрота обслуживания, качество сервиса отдела продаж или возможность быстро и легко установить саму CRM-систему.
Лестница Ханта — полезный инструмент в маркетинге. Но важно не допускать ошибок в его использовании. Например:
Разберём, как использовать лестницу Ханта, на примере компании, которая продаёт обои.
Совет эксперта
Читать также: