Когда маркетолог получает задачу «приведи нам лиды», это значит «сформируй группу людей, которые заинтересованы в продукте». Обычно он занимается лидогенерацией для отдела продаж, а все заинтересованные клиенты передаются менеджерам по продажам для сделок. Но есть исключение: напрямую на лидогенерацию работают performance-маркетологи, для которых ключевая метрика — продажи.
● Горячие — сильно заинтересованные в покупке люди. У них не осталось возражений, которые нужно отработать менеджеру по продажам. Они готовы оплатить товар, понимают его ценность.
● Тёплые — заинтересованы в покупке, но не так сильно, как горячие. У таких людей ещё есть возражения и сомнения, с которыми нужно поработать. В этом случае покупка вероятна.
● Холодные — мало заинтересованные или почти не заинтересованные в покупке люди. Они пока не знают, что продукт может решить их проблему, поэтому не мотивированы покупать его.
По эффективности лидов можно разделить на три вида:
● Нецелевые. Люди, которые оставили заявку, но не нуждаются в товаре или услуге или не входят в целевую аудиторию. Так часто получается, если человек видит рекламу в соцсетях и на эмоциях оставляет заявку, а в разговоре с менеджером не может вспомнить о ней.
● Целевые. Входят в целевую аудиторию и заинтересованы предложением.
● Пустые. Оставляют заявку с неправильными контактами: неработающей почтой или некорректным номером телефона. Часто такие заявки десятками приходят из других стран, и сложно объяснить, зачем люди или боты это делают.
Видеть разницу между целевыми и нецелевыми лидами и формировать офферы для лидогенерации интересно, но сложно. На курсе «Интернет-маркетолог» студенты учатся определять целевую аудиторию, ставить планы на лидогенерацию и квалифицировать лиды.
Можно выделить шесть основных каналов лидогенерации:
Два часа собирали плейлист вконтакте, и теперь объявление о концерте этой группы «догоняет» вас в ленте? Это не знак свыше, что нужно обязательно купить билеты, а всего лишь таргетированная реклама.
Маркетологи сегментируют пользователей соцсети по поведению: интересам, лайкам, членству в сообществах и, конечно же, тому, как они реагируют на рекламные объявления: жалуются и требуют скрыть запись из ленты или, например, досматривают видео до середины, совершают целевое действие, переходя по ссылке, и становятся лидами.
6. Биржи лидов или CPA-сети
Например, сайт-партнёр собрал лиды на установку пластиковых окон. Затем эти лиды может купить компания, которая занимается установкой таких окон.
Успех лидогенерации зависит от нескольких факторов, в том числе от количества лидов и их стоимости. Например, заказчик может прийти к маркетологу и попросить увеличить количество лидов на 20%. При этом предельная стоимость привлечения одного лида — 2000 рублей. Если по результатам лидогенерации стоимость заявки будет выше, лидогенерация не уложилась в KPI. Но кампания в целом может быть успешной, если лиды были высокого качества и сделали продажи.
Если лидов будет меньше (например, в прошлом месяце было 100, увеличить на 20% — привести 120 лидов, а привели 80), это тоже неудачная лидогенерация. Потому что расходы на отдел продаж будут, а загрузки и эффективности — нет. Но и в этом случае на кампанию нужно смотреть в целом и анализировать по всем KPI. Не всегда можно сделать выводы только по результатам лидогенерации.
Стоимость лида = затраты на привлечение ÷ количество лидов
(100 000 + 150 000) ÷ (112 − 28) = 2976 рублей
Предельную стоимость лида превысили на 976 рублей за каждого, но в данном случае это может быть некритично, потому что рекламную кампанию нужно оценивать по совокупности показателей: например, объёму продаж и CPS (англ. cost per sale — «цена продажи»), которые входили в KPI. Если по ним нет превышения или оно незначительное, кампанию можно считать успешной.
Выделяют пять «чистых» инструментов привлечения лидов:
1. Лид-формы
2. Чат-боты
3. Лид-магниты
4. Сбор заявок, lead ads
5. Чаты на сайте
1. Оффер. Если оффер (англ. offer — «предложение») сильный и интересный, это напрямую влияет на количество и качество лидов. После него должны приходить не боты, а настоящие люди, заинтересованные в покупке.
Например, «вебинар про контекстную рекламу» — не вовлекающий и неинтересный оффер. «Как вкладывать в контекст 10 000 рублей и зарабатывать 50 000: вебинар» — уже лучше.
2. Конверсионность рекламного объявления. Если форма оффера непривлекательна для пользователей, лидогенерация может не сработать.
4. Скорость загрузки сайта. Чем ниже скорость, тем меньше терпения и мотивации у пользователя оставлять заявку.
5. Удобство интерфейса. Людям должно быть легко заполнять заявку. Если до формы заявки нужно долго скроллить или в ней много лишних полей, есть риск потерять лида. Хорошо, если заявка на первом экране, а форма состоит из 3–4 полей: имени, почты, телефона и города.
6. Релевантность аудитории. Если показывать предложение нерелевантной аудитории, лидогенерация не случится. Или случится, но лиды в ней будут пустыми или нецелевыми.
Основных способов три:
1. Заявки на покупку. С людьми, которые заинтересовались в покупке, нужно связываться быстро: в течение часа, максимум — в течение суток. Чем больше у человека времени до звонка менеджера по продажам, тем выше шанс, что он обратится к конкурентам, передумает или забудет.
2. Подписки на рассылку. Рассылку нужно автоматизировать, чтобы приветственное письмо приходило сразу после подписки. В приветственном письме важно обозначить, с какой частотой будет приходить рассылка и чего от неё ждать.
Все лиды нужно собирать в базу подписчиков рассылки и регулярно поддерживать связь, подогревая интерес к товару или услуге.
Читать также: