Что такое маркетинговые коммуникации и зачем они нужны
Что такое маркетинговые коммуникации и зачем они нужны
Если компания говорит: «Мы за спорт», то подразумевает: «Покупайте велосипеды у нас». Разбираемся в сути маркетинговых коммуникаций, их основных видах и инструментах.
Маркетинговые коммуникации в узком значении — это донесение смыслов и сообщений компании до потенциальных клиентов. В широком плане их можно рассматривать как инструмент увеличения продаж.
Основная задача маркетинга в целом и маркетинговых коммуникаций в частности — увеличение продаж. Это конечная цель увеличения охватов, повышения узнаваемости брендов и коммуникации с потенциальными и фактическими клиентами.
Среди второстепенных задач маркетинговых коммуникаций можно выделить:
● привлечение внимания к бренду;
● повышение узнаваемости;
● наработку положительной репутации;
● информирование о продуктах, акциях и распродажах.
Важно понимать, что коммуникации не всегда напрямую влияют на рост продаж. Не стоит ждать прямой корреляции: неким образом пообщались с клиентом — получили плюс 100 к продажам. Скорее их влияние стоит рассматривать в комплексе с другими инструментами: рекламой, продвижением, положительной репутацией и т. д. Маркетинговые коммуникации находятся на стыке этих инструментов.
Освоить тонкости продвижения и создания положительной репутации помогает курс «Бренд-менеджер». Авторы, наставники и ревьюеры на курсе — действующие специалисты, которые знают всё о своей нише и готовы делиться опытом. Программа рассчитана на 6 месяцев, учёба занимает 8–10 часов в неделю.
Маркетинговая коммуникация состоит:
● из целевой аудитории, до которой бренд хочет донести некую информацию;
● из месседжа — сообщения, которое бренд транслирует;
● из канала коммуникации — способа передачи информации;
● из обратной связи — отклика аудитории на сообщение.
Нужно понимать, что в данном случае смысл и сообщение — это разные вещи. Например, можно сказать: «Мы top seller» или «Наша компания входит в топ-10 продавцов на Ozon». Смысл один, но во втором случае компания, скорее всего, будет восприниматься как более надёжная благодаря уместной аргументации в сообщении. Важно через сообщение доносить нужные компании смыслы. В примере компания не говорит прямо, что она признанный эксперт на рынке, но аудитория сама считывает этот смысл.
Вот какие каналы распространения используют в маркетинговых коммуникациях:
● соцсети — быстрорастущий популярный канал, но есть риск потерять часть аудитории из-за перманентных блокировок;
● радио и ТВ — классический вариант со сложившейся аудиторией;
● офлайн- и онлайн-СМИ — от «Коммерсанта» до «Ревдинского рабочего»;
● наружная реклама — билборды, баннеры и т. д.
● раздаточные материалы — печатные буклеты, визитки, листовки и т. д.
Классифицировать маркетинговые коммуникации можно по разным признакам, рассмотрим основные варианты.
В зависимости от того, от чьего лица ведётся общение, выделяют такие виды коммуникаций:
● от лица всего бренда — «Мы, компания Canyon, представляем наш новый велосипед»;
● персонализированные — от лица конкретного сотрудника, например директора компании, амбассадора и т. д.
Основатель ювелирного бренда Extreme Jewelry часто позиционирует себя как амбассадора Уральских гор. Источник: exje
Другая классификация основывается на формате общения:
● формальная коммуникация — например, официальная презентация нового продукта компании;
● неформальная коммуникация — например, между сотрудником и знакомым ему покупателем в офлайн-магазине.
Ещё один вариант предполагает разделение по фокусу направленности коммуникации:
● внешняя — нацеленная на внешний рынок (клиентов и взаимодействующих с брендом поставщиков, производителей, партнёров, контрагентов и т. д.);
● внутренняя — нацеленная на сотрудников компании (например, это может быть hr-коммуникация).
Внутри перечисленных видов коммуникации есть свои подкатегории, которые во многом зависят от выстроенного брендинга и tone of voice.
Разберём подробнее основные инструменты маркетинговых коммуникаций.
● Реклама. Её формат зависит от канала распространения. Это может быть интернет-баннер, объявление в газете «Ирбитский вестник», сообщение на сайте, печатный флаер, видеоролик в метро или аудиосообщение. Часто такая коммуникация обещает выгоду потенциальной аудитории, рассказывает о скидках, акциях, распродажах и т. д.
Бренд прямо называет размер ставки, а не интригует обещаниями больших доходов. Источник: ozon
Лаконичная реклама книжного интернет-магазина. Источник: canva
● Пиар — наработка и поддержание положительной репутации. Например, это могут быть благотворительные акции «Мили милосердия» или «Подари бабушке праздничный ужин», участие бизнеса в экологических, образовательных проектах и других социально значимых инициативах.
«Аэрофлот» помогает своим клиентам сделать доброе дело и улучшить жизнь больных детей. Источник: aeroflot
● Event-маркетинг — действенный способ соприкосновения бренда и аудитории, с помощью которого она получает позитивные эмоции, ощущение принадлежности к «семье» любимого бренда, подарки, в том числе брендированные, возможность увидеть выступления популярных артистов и т. д. Цель этого инструмента коммуникации — охватить максимум потенциальной аудитории. Например, в сообществе VK Fest в социальной сети — больше двух миллионов подписчиков. Фестиваль проходит при поддержке «Альфа-Банка».
● Спонсорство — эффективный вариант запомниться нужной аудитории. Например, Red Bull организует и спонсирует множество экстремальных спортивных соревнований, от даунхила до «Формулы-1».
Сильная коммуникация бренда заставляет поверить, что «Red Bull — вкус приключений». Источник: redbull
● Продакт-плейсмент (от англ. product placement — «размещение продукции») — демонстрация бренда, его товаров или услуг в контенте: фильмах, играх, книгах и т. д. Много таких примеров содержат фильмы «Бондианы»: Джеймс Бонд рекламирует дорогие машины, часы и даже пиво.
Голландская пивоварня заплатила 45 млн долл. США за участие в «Координатах Skyfall». Источник: bbc.com
Шаг 1. Выбрать, к какой целевой аудитории компания будет обращаться. Это может быть месседж для всей ЦА или для одного сегмента потенциальных покупателей продукта или услуги. Важно представлять общий портрет своей ЦА, её интересы и потребности.
Шаг 2. Определить смысл, который нужно донести. Например, «мы про спорт», «мы про здоровье», «мы про умиротворение, «мы про качество и скорость» и т. д. Желательно, чтобы смысловое сообщение было коротким, в два-три слова. Не стоит пытаться уместить в такое сообщение всю бренд-стратегию и обширные смыслы: «Наша цель — добиться мира во всем мире, счастья и благополучия всего человечества за счёт спасения китов Гренландии и исчезающих лесов Сибири». Это можно выразить проще: «Мы за экологию».
Шаг 3. Выбрать формат сообщения. Определить, как наилучшим образом донести до аудитории смысл: через картинку, текст, видеоролик или специальное мероприятие.
Шаг 4. Определить каналы и площадки размещения с фокусом на целевую аудиторию. Важно соотносить релевантность месседжа и аудитории на площадке. Будет странно искать покупателей поясов из собачьей шерсти от радикулита в TikTok и, наоборот, рекламировать премиум-туры на Мальдивы в газете «Ищу работу», издаваемой в райцентре тиражом 5000 экземпляров.
Шаг 5. Определиться с метриками. Решаем, как будем оценивать результаты коммуникации и какие цифры и показатели считать: охват, переходы, клики, лайки или количество запросов в Яндекс Вордстате. Выбранные метрики нужно замерять до старта и после маркетинговой коммуникации. Период — через неделю или через месяц будет результат — зависит от канала: например, в соцсетях обратная связь приходит быстро.
Шаг 6. Получаем и анализируем промежуточные результаты. Сравниваем метрики и делаем выводы об успешности или неуспешности данной маркетинговой коммуникации.
Шаг 7. Корректируем либо масштабируем коммуникацию в зависимости от промежуточных итогов. Продолжаем двигаться в заданном направлении, тестируем другой месседж или запускаем новый канал коммуникации.
Метрики эффективности маркетинговой коммуникации различаются в зависимости от канала. Перечислим некоторые из них:
● ROI (англ. Return On Investment — «возврат инвестиций») — возврат вложенных в разные каналы и форматы средств. Это разница между вложенными и заработанными деньгами. Но важно учитывать, что сложно оценить количество денег, заработанных именно путём маркетинговых коммуникаций, чаще это результат использования нескольких инструментов.
● Охват — количество пользователей из всей аудитории, которые увидели маркетинговое сообщение.
● Различные индексы — например, количество регистраций на мероприятие или в целом количество посетителей фестиваля, праздника, забега и т. д.
● Количество переходов, лайков, просмотров, репостов и пересылок — метрики социальных сетей.
По каждому каналу метрики нужно считать отдельно, в зависимости от того, какой формат сообщения был выбран.
На рынке есть много примеров, когда компании совершали ошибки в маркетинговых коммуникациях или в масштабных рекламных кампаниях: ошибались с аудиторией, выбирали не тот канал, в целом неправильно выстраивали коммуникацию. Это не только не приводит к росту продаж, но и может вызвать обратный эффект: негатив со стороны аудитории, проверки надзорных организаций или даже штрафы.
Например, несколько лет назад Burger King регулярно выпускал провокационные рекламные сообщения, которые превращались в вирусный контент. Они привлекли внимание не только аудитории, но и Федеральной антимонопольной службы, которая провела проверку креативов. По её итогам компанию оштрафовали за использование ненормативной лексики: к нему ФАС приравняла предложение раздать электронные баллы, сокращённо «Е-баллы». Такой результат коммуникации сложно назвать удачным.
Коммуникация с провокацией — узнаваемый стиль маркетинга сети. Источник: nationalinterest
Другой громкий пример неоднозначной маркетинговой коммуникации — рекламная кампания «Чистой линии», посвящённая вкусовым сосочкам. Кому-то мультипликационные персонажи показались милыми, а части зрителей — неприятными и даже пошлыми.
Спорный креатив понравился не всем, но прозвучал громко и хорошо запомнился. Источник: YouTube
Реклама с очеловеченными сосочками из школьного курса по биологии быстро стала вирусной. Источник: icecream-chl
Интересный пример маркетинговой коммуникации с явным положительным результатом — образ морячка Попая из одноимённого мультфильма 1933 года. Свою силу супергерой получал, постоянно питаясь шпинатом. После выхода мультфильма потребление этого растения в Америке выросло на 33%.
Нетрудно догадаться, что спонсировала создание мультфильма компания Spinach Can, производитель консервированного шпината. Источник: kulturologia
В заключение приведём пример неудачной маркетинговой коммуникации, когда бренд не попал в целевую аудиторию и не смог правильно донести смысл и сформулировать свою идею. В начале 2000-х годов компания Danone выпустила йогурт для подростков под названием «Скелетоны». Бренд хотел донести сообщение о пользе молочных продуктов и кальция для укрепления скелета. Но «страшные» йогурты вызвали отторжение у родителей, а позже к негодованию присоединились РПЦ и комиссия по этике социальной рекламы — проект был свёрнут.
Компанию не смог спасти даже невинный лозунг «Позаботьтесь, дети, о своём скелете». Источник: forbes
Совет эксперта
Читать также: