Менеджмент • 05 декабря 2023 • 5 мин чтения

Маржа и маржинальность: чем отличаются и как рассчитать

Рассказываем, как эти показатели помогают оценить эффективность работы компании и чем отличаются от наценки.

Что такое маржа

Маржа — это разница между затратами на производство и выручкой от продажи товаров и услуг. Она считается в абсолютных значениях, например в рублях. Часто в компаниях под маржой понимают прибыль.

Затраты на производство меняются, зависят от объёмов выпуска и продажи товаров, поэтому их называют переменными. Чем больше продаётся бургеров, тем больше мяса и булочек нужно, чтобы их приготовить. К переменным расходам при расчёте показателя маржи можно отнести:

● покупку материалов и сырья для производства;
● сдельные зарплаты сотрудников и вознаграждения — например, процент от продаж, который выплачивают менеджерам;
● оплату доставки продукции или сырья.

Постоянные расходы — это то, на что компания тратит деньги независимо от объёмов производства:

● аренда помещения;
● оплата коммунальных услуг;
● ремонт оборудования;
● зарплаты сотрудников, которые работают не сдельно.

На постоянные расходы у компании всегда должны быть деньги, иначе случится кассовый разрыв — ситуация, когда средств на оплату счетов и других обязательных трат временно не хватает.

Материал по теме:

Кто такой финансовый менеджер, чем он отличается от бухгалтера и сколько зарабатывает

Формула расчёта маржи

Представим, что кафе за месяц получило 1 500 000 ₽ выручки. Около 700 000 ₽ ушло на переменные расходы бизнеса: покупку продуктов, зарплату официантам и барменам, если часть её состоит из процента с продаж. Расчёт маржи здесь: 1 500 000 ₽ - 700 000 ₽ = 800 000 ₽.

Формула расчёта показателя маржи выглядит так.

Маржу можно рассчитать только с учётом переменных затрат бизнеса — то есть тех, которые зависят от объёмов производства

Зачем рассчитывать маржу

Маржа помогает отследить прибыль от месяца к месяцу, а также закономерности, влияющие на эффективность бизнеса.

Например, в апреле прибыль кафе составила 800 000 ₽, в мае и июне — по 500 000 ₽, в июле — 400 000 ₽, а в августе — 350 000 ₽. Владельцу бизнеса стоит задуматься: если маржа снижается, возможно, ухудшилось качество обслуживания и клиенты больше не хотят здесь есть. Или слишком много денег стало уходить на импортные продукты, а выручка не растёт.

Павел Львутин, финансовый консультант

С учётом этих данных бизнесмен определяет, в каком направлении двигаться дальше, что изменить, что добавить в работу и от чего отказаться. То есть расчёт маржи помогает выявить точки роста и, наоборот, проблемы. Но оценить эффективность работы компании только по марже сложно. Высокая маржа может говорить о большом объёме продаж товара. Но при том же уровне продаж другой товар может давать больше маржи. Поэтому необходимо оценивать, сколько прибыли в расчёте на каждую единицу продаж даёт определённая продукция или клиент. Для этого есть маржинальность.

Разобраться, что такое маржа и маржинальность, улучшить навыки управления финансами компании можно за три месяца на курсе «Финансовый менеджмент». Студенты посетят шесть онлайн-воркшопов с опытными экспертами, смогут создать финансовую модель проекта и проанализировать реальную отчётность действующих компаний.

Различие маржи и маржинальности

Маржинальность отражает отношение маржи к выручке. Если маржа указывает на конкретную сумму прибыли, которую компания получает с каждой единицы продажи, то маржинальность ― более относительный показатель. Он показывает, какая доля этой прибыли относится к выручке от продаж.

Посчитать маржинальность товара или услуги можно по формуле.

Маржинальность рассчитывается в процентах или долях

Например, выручка кафе в июне — 1 500 000 ₽, маржа — 800 000 ₽. Значит, маржинальность бизнеса — 53%.

Павел Львутин

Маржинальность показывает эффективность работы бизнеса, но её лучше оценивать за определённый период. Например, за полгода. В лучшем случае маржинальность может приближаться к 80―100%. При 100% компания несёт только постоянные расходы, а вся выручка будет прибылью. В худшем случае — может уходить в минус в зависимости от скачков цен на сырьё. При планировании компания должна смотреть на маржинальную себестоимость, то есть на то, сколько денег будет затрачено на производство и продажу дополнительного объёма продукции. Если выручка не покроет эти расходы, нет смысла производить. В хорошо управляемом бизнесе маржинальность не будет отрицательной, так как при ухудшении ситуации компания сразу же снизит объёмы производства.

Бывает, что маржа компании растёт от месяца к месяцу, а маржинальность — снижается. Это значит, затраты на производство увеличиваются сильнее, чем выручка от товаров или услуг. Причинами могут быть рост цен на сырьё или неэффективное расходование ресурсов.

Вернёмся к нашему примеру с кафе. В июле выручка выросла до 1 600 000 ₽, а маржа составила 820 000 ₽. Маржинальность — 51,2%. По сравнению с июнем она снизилась на 1,8%, значит, расходы растут быстрее выручки. В августе выручка снова выросла — до 1 700 000 ₽, а маржа составила 850 000 ₽. Маржинальность бизнеса достигла уровня 50%. Необходимо разобраться, почему она падает второй месяц подряд.

Материал по теме:

Как избежать банкротства и увеличить прибыль компании с помощью анализа финансового цикла

Различие маржинальности и наценки

Наценка — процент, на который увеличивается себестоимость продукции или затраты на её производство. А маржинальность показывает, какую долю составляет маржа, то есть переменная прибыль в выручке компании.

Например, себестоимость бургера в кафе — 200 ₽, а продают его за 400 ₽. Значит, наценка — 100%, а маржинальность — 50%.

Павел Львутин

Я сталкивался с тем, что люди не до конца понимают эту разницу и даже допускают ошибки в бюджете. В итоге получаются разные суммы, и они сразу не могут понять, где несоответствие. А оказывается, разные сотрудники разный смысл вкладывали в понятия наценки, маржи и маржинальности.

Наценку считают по формуле.

Наценка показывает, на какой процент увеличивается себестоимость товара

Какие есть виды маржи

Понятие маржи используют в разных сферах, связанных с финансами: в инвестициях, на рынке кредитов и сбережений, в страховании. В бизнесе тоже разделяют маржу на несколько видов. Разберём её основные значения:

Валовая маржа. Это разница между выручкой компании и её переменными расходами.

Маржа операционной прибыли. Вид маржи, который показывает соотношение операционной прибыли (ОП) к выручке. ОП — это прибыль, которую компания получит после вычета всех операционных расходов — и постоянных, и переменных.

Банковская маржа. Показывает соотношение денег, которые получал банк от вложений, к деньгам, которые он привлёк. Она может быть чистой процентной — разница между ставками по вкладам и ставками по кредитам, то есть между процентным доходом и процентным расходом банка. Или гарантийной — разница между суммой кредита и стоимостью имущества, которое банк получил в качестве залога.

Маржа EBITDA. EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) отражает объём прибыли, которую компания получила до вычета процентов, налогов на прибыль, износа и амортизации. Маржинальность EBITDA — это отношение EBITDA к выручке. А выручка — это право на получение денег, которое компания получила в результате отгрузки продукции или оказания услуг.

Маржа платёжеспособности. Этот показатель позволяет оценить соотношение активов страховой компании к её обязательствам — то есть ко всем уже оформленным договорам страхования.

Вариационная маржа. Сумма, которую зарабатывает или теряет трейдер в результате изменения цены актива или фьючерса.

Совет эксперта

Павел Львутин

Маржинальность — главный барометр бизнеса. С её помощью измеряют эффективность действий компании с точки зрения главной цели — создания богатства для владельцев этого бизнеса. Маржинальность нужна, чтобы понимать, какую прибыль дает компания, насколько она успешна. Это ключевой показатель, на который смотрят инвесторы и за который отвечают менеджеры. Маржинальность позволяет, с одной стороны, оценивать бизнес, с другой — разрабатывать методики повышения эффективности. Помогает понять, какие продукты стоит производить, какую цену назначить и как оптимизировать затраты.
Статью подготовили:
Павел Львутин
Яндекс Практикум
Финансовый консультант
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Сочините нейробалладу или смешной гороскоп: идеи необычных подарков своими руками + бонусы от партнёров
Thu Oct 10 2024 13:45:53 GMT+0300 (Moscow Standard Time)