Мерч — это брендированная продукция с символикой компаний, мероприятий или знаменитостей. Чаще всего это канцелярия, одежда, аксессуары и сувениры, которые продают или дарят клиентам, партнёрам и сотрудникам. От обычных товаров с логотипом её отличает то, что выпуск этих товаров для компании — не профильная деятельность, от которой она получает основную прибыль. В первую очередь, фирменный мерч помогает привлекать клиентов или повышать узнаваемость бренда, при этом его практическая функция является базовой. Мерч — это про принадлежность и полезность.
В зависимости от задачи корпоративный мерч может быть:
● В виде одежды и аксессуаров: например, футболки, толстовки, сумки или брелоки.
● В виде мелких сувениров: ручек, блокнотов или флешек, которые дарят клиентам и партнёрам.
● В виде предметов роскоши или дорогой одежды — часто в коллаборации с известными дизайнерами или художниками.
По тому, в какой ситуации используют фирменный мерч, он делится на:
● Подарки и сувениры: клиентам и партнёрам к определённым датам или просто в качестве проявления заботы.
● Поощрения и призы: сотрудникам за хорошую работу или клиентам, которые выиграли в конкурсе.
● Товары на продажу: всё, что продаётся в корпоративных магазинах или через партнёров и доступно всем желающим.
● Благотворительные проекты: когда часть денег от продажи мерча перечисляют в благотворительные фонды или помогают адресно.
По сфере и тематике, к которой относятся вещи:
● Музыкальный мерч от групп или исполнителей
● Спортивный мерч от команд и брендов.
● Политический — от партий или организаций.
● Социальный мерч для кампаний или от некоммерческих организаций.
● Коллаборации: когда компании объединяются друг с другом или привлекают известных дизайнеров и художников для создания лимитированных коллекций фирменной продукции. Это позволяет совместить две или даже три целевых аудитории и повысить спрос на такие вещи.
В плане дизайна мерч может быть:
● Лаконичным: только корпоративные цвета и логотип (или даже без него).
● Содержательным: есть не только лого, но и слоган или цитата.
● Креативным: когда мерч воплощает оригинальную идею при помощи ассоциаций, предмета, материала и оформления.
Компании выпускают фирменный мерч для клиентов, партнёров и сотрудников. У мерча могут быть разные функции, причём часто одна вещь выполняет сразу несколько:
● Практическая: если это удобная и качественная толстовка, то её будут носить с удовольствием и даже купят за деньги.
● Маркетинговая: хороший мерч — такой же рекламный носитель, как и баннер или листовка. Он не только повышает узнаваемость бренда, но и доносит его ценности, особенно если дизайн мерча воплощает оригинальную идею.
● Коммуникационная: полезный или дорогой подарок с логотипом компании — хороший способ напомнить о себе, проявить заботу и закрепить позитивный образ.
Для сотрудников мерч может выступить способом мотивации, если его подарили за достижения на работе. У клиентов и членов команды могут быть причины пользоваться мерчем:
● Чувство сопричастности.
Мерч с логотипом любимого бренда помогает выразить себя, заявить о своих вкусах и предпочтениях, увидеть единомышленников.
● Демонстрация статуса.
Когда подписываешь контракт на миллион обычной ручкой — это одни ощущения, а когда брендированной ручкой с золотой инкрустацией — совсем другие.
● Сохранение памяти.
Например, о крутом фестивале или знаковом концерте любимого артиста.
Разработка мерча — креативная задача, но у неё есть универсальные шаги и правила:
Определиться с целями. Для чего нужен мерч: чтобы продвинуть бренд, поблагодарить клиентов или создать ажиотаж необычной коллекцией?
Понять, для кого нужен мерч. Если целевая аудитория — молодёжь и подростки, то им понравятся худи в ярких цветах, а для серьёзных профессионалов старше 45 лет нужно что-то другое.
Определиться с бюджетом и сроками. От этого будут зависеть качество, тираж и технология изготовления. Например, задача — выпустить фирменные худи. Если бюджет скромный, а сроки поджимают, лучше всего закупить готовые и нанести рисунок краской. Если ресурсы позволяют, худи можно пошить на заказ в корпоративных цветах и с вышивкой или вообще заказать коллекцию у дизайнера, который придумает концепцию с нуля.
Изучить технические требования. У каждого изделия и материала есть свои ограничения, которые нужно учитывать при разработке дизайна мерча. Например, не получится нанести на кружку принт по всей поверхности — обязательно нужны отступы по краям.
Запустить производство: изготовить партию на фабрике или нанести рисунок в типографии. Начинают обычно с тестового образца, чтобы увидеть, подходит ли мерч по качеству и насколько точно переданы цвета.
Юлия Байчерова
Перед тем как придумать мерч, не бойтесь расспрашивать заказчика о деталях: какие сроки, бюджет и ресурсы у него есть? какие пожелания? А ещё важно убедиться, что ваш дизайн-макет смогут воплотить на практике. Для этого нужно знать, какие материалы и производители есть сейчас на рынке, побывать на производстве и пообщаться с подрядчиками.
Читать также: