Дизайн  •  21 сентября  2022  •  5 мин чтения

Мерч как стиль жизни: для чего создают брендированную продукцию

Если представить стадион на 20 тыс. зрителей, то легко отличить фанатов одной команды от другой. Создание мерча так же помогает брендам объединять людей и продвигать свои ценности.

Что такое мерч

Мерч — это брендированная продукция с символикой компаний, мероприятий или знаменитостей. Чаще всего это канцелярия, одежда, аксессуары и сувениры, которые продают или дарят клиентам, партнёрам и сотрудникам. От обычных товаров с логотипом её отличает то, что выпуск этих товаров для компании — не профильная деятельность, от которой она получает основную прибыль. В первую очередь, фирменный мерч помогает привлекать клиентов или повышать узнаваемость бренда, при этом его практическая функция является базовой. Мерч — это про принадлежность и полезность.

Мерч от Яндекса — удобный и красивый. Но сотрудники и клиенты носят его в первую очередь из-за лояльности к бренду и компании. Источник: market.yandex.ru
Материал по теме:
Графический дизайнер: чем занимается, какие навыки нужны и как им стать

Типы мерча

В зависимости от задачи корпоративный мерч может быть:

● В виде одежды и аксессуаров: например, футболки, толстовки, сумки или брелоки.

Худи от Ozon в корпоративных цветах

● В виде мелких сувениров: ручек, блокнотов или флешек, которые дарят клиентам и партнёрам.

Комплект новогодних сувениров от телеканала «2х2»

● В виде предметов роскоши или дорогой одежды — часто в коллаборации с известными дизайнерами или художниками.

Футболка с логотипом DHL, выпущенная дизайнером Демной Гвасалией под брендом Vetements, продавалась наравне с изделиями от-кутюр и стоила больше 50 тыс. рублей

По тому, в какой ситуации используют фирменный мерч, он делится на:

● Подарки и сувениры: клиентам и партнёрам к определённым датам или просто в качестве проявления заботы.

Приветственный набор для таксистов от компании «Ситимобил»

● Поощрения и призы: сотрудникам за хорошую работу или клиентам, которые выиграли в конкурсе.

Резиновые уточки в подарок сотрудникам от FunCorp

● Товары на продажу: всё, что продаётся в корпоративных магазинах или через партнёров и доступно всем желающим.

● Благотворительные проекты: когда часть денег от продажи мерча перечисляют в благотворительные фонды или помогают адресно.

Худи, дизайн которого для «Альфа-Банка» разработал Валентин Щанович с ДЦП и параличом пальцев рук

По сфере и тематике, к которой относятся вещи:

● Музыкальный мерч от групп или исполнителей

Фирменные серёжки от певицы Билли Айлиш

● Спортивный мерч от команд и брендов.

Мерч от ФК «Барселона»

● Политический — от партий или организаций.

Запонки с символикой избирательной кампании Барака Обамы

● Социальный мерч для кампаний или от некоммерческих организаций.

Мерч проекта «Доброшрифт», посвящённого проблемам детей с ДЦП, к которому подключились многие компании и знаменитости

● Коллаборации: когда компании объединяются друг с другом или привлекают известных дизайнеров и художников для создания лимитированных коллекций фирменной продукции. Это позволяет совместить две или даже три целевых аудитории и повысить спрос на такие вещи.

Кроссовки от спортивного бренда Asics с дизайном от «Студии Артемия Лебедева» в цветах линий московского метрополитена

В плане дизайна мерч может быть:

● Лаконичным: только корпоративные цвета и логотип (или даже без него).

Магнитная подставка-кардхолдер от «Сбера»

● Содержательным: есть не только лого, но и слоган или цитата.

Худи от бренда Zasport для Усачёвского рынка с видами зелени, в которой больше всего витаминов

● Креативным: когда мерч воплощает оригинальную идею при помощи ассоциаций, предмета, материала и оформления.

Мерч от Levi’s в рамках проекта «Моя изнанка». Его дарили девушкам, которые выкладывали в соцсетях фото в одежде наизнанку и писали о гендерных стереотипах, с которыми сталкиваются

Зачем бренду мерч

Компании выпускают фирменный мерч для клиентов, партнёров и сотрудников. У мерча могут быть разные функции, причём часто одна вещь выполняет сразу несколько:

● Практическая: если это удобная и качественная толстовка, то её будут носить с удовольствием и даже купят за деньги.

Худи с принтами от художника-каллиграфа Покраса Лампаса продаются в фирменном интернет-магазине за 8 тыс. рублей

● Маркетинговая: хороший мерч — такой же рекламный носитель, как и баннер или листовка. Он не только повышает узнаваемость бренда, но и доносит его ценности, особенно если дизайн мерча воплощает оригинальную идею.

Аллегория прозрачности сервисов «Альфа-Банка» в формате мерча. Источник: store.alfabank.ru

● Коммуникационная: полезный или дорогой подарок с логотипом компании — хороший способ напомнить о себе, проявить заботу и закрепить позитивный образ.

Гантели с логотипом разработчика игр Wargaming, которые компания рассылала в подарок журналистам и блогерам, пишушим игровые обзоры. Главный посыл был в том, чтобы геймеры оторвались от компьютеров и позаботились о своей физической форме

Для сотрудников мерч может выступить способом мотивации, если его подарили за достижения на работе. У клиентов и членов команды могут быть причины пользоваться мерчем:

Чувство сопричастности.
Мерч с логотипом любимого бренда помогает выразить себя, заявить о своих вкусах и предпочтениях, увидеть единомышленников.

Мерч YouTube-канала «вДудь» покупают поклонники Юрия Дудя, которые любят его за интервью и острые вопросы

Демонстрация статуса.
Когда подписываешь контракт на миллион обычной ручкой — это одни ощущения, а когда брендированной ручкой с золотой инкрустацией — совсем другие.

Поясная сумка с логотипом Lamborghini — $144. Почувствовать себя владельцем дорогого спорткара — бесценно

Сохранение памяти.
Например, о крутом фестивале или знаковом концерте любимого артиста.

Стальная термокружка с логотипом фестиваля Glastonbury как память о долгих часах под открытым небом

Как создать крутой мерч для бренда

Разработка мерча — креативная задача, но у неё есть универсальные шаги и правила:

  1. Определиться с целями. Для чего нужен мерч: чтобы продвинуть бренд, поблагодарить клиентов или создать ажиотаж необычной коллекцией?

  2. Понять, для кого нужен мерч. Если целевая аудитория — молодёжь и подростки, то им понравятся худи в ярких цветах, а для серьёзных профессионалов старше 45 лет нужно что-то другое.

Фирменный рюкзак Kaspersky Lab для IT-специалистов старше 35: вместительный и лаконичный в плане дизайна
  1. Сформулировать идею, которую должен донести мерч. Это может быть слоган компании или что-то абстрактное, например стабильность, свобода, дружелюбие.
На премьере сериала «Бесит» 2021 года гостям раздавали видеокассеты в фирменной упаковке. Так авторы иронично обыграли название: ведь посмотреть кассеты уже не на чем
  1. Подумать, как лучше всего воплотить идею, в каких предметах, цветах, формах и материалах для фирменной продукции. Если идея в том, чтобы заботиться о себе чаще, то для неё подойдут удобная пижама или тёплые тапочки.
В передней двери автомобилей Rolls-Royce есть встроенный зонт с фирменной символикой, чтобы водитель был готов к любой погоде
  1. Определиться с бюджетом и сроками. От этого будут зависеть качество, тираж и технология изготовления. Например, задача — выпустить фирменные худи. Если бюджет скромный, а сроки поджимают, лучше всего закупить готовые и нанести рисунок краской. Если ресурсы позволяют, худи можно пошить на заказ в корпоративных цветах и с вышивкой или вообще заказать коллекцию у дизайнера, который придумает концепцию с нуля.

  2. Изучить технические требования. У каждого изделия и материала есть свои ограничения, которые нужно учитывать при разработке дизайна мерча. Например, не получится нанести на кружку принт по всей поверхности — обязательно нужны отступы по краям.

  3. Запустить производство: изготовить партию на фабрике или нанести рисунок в типографии. Начинают обычно с тестового образца, чтобы увидеть, подходит ли мерч по качеству и насколько точно переданы цвета.

Примеры удачного мерча

Удачный или неудачный мерч — вещь субъективная. Бывает, что задумка интересная, воплощение тоже на высоте, а итог вызывает очень неоднозначную реакцию. Так было, например, с серией мерча лондонской галереи Курто, посвящённой творчеству Ван Гога.
Ластик в форме уха, с одной стороны, сразу вызывает ассоциации с Ван Гогом. С другой — делает акцент на теме безумия художника вместо особенностей его творчества
Но иногда мерч на грани фола может идеально «выстрелить» в нужном контексте. Как это было, к примеру, с мерчем от губернатора Флориды Рона Десантиса, который выступил против политики Джо Байдена в отношении массовой вакцинации.
Десантис выпустил фирменные мячи для гольфа со своей фамилией и надписью на упаковке «У губернатора Флориды есть парочка». Так он обыграл английское слово balls, которое переводится и как «мячи», и как «тестикулы»
Хороший мерч воплощает не только идею, но и дух компании или её клиентов.
Фирменные шоперы от «СберМаркета» с элементом в виде авоськи, с одной стороны, выглядят стильно и соответствуют серьёзной репутации «Сбера». С другой — отсылают к доставке продуктов: именно с авоськой ходят по магазинам. С третьей — выражает заботу об экологии: авоська здесь — альтернатива одноразовым пакетам
Аромат «Дух предпринимательства» от банка «Точка» воплощает дух компании — банка для смелых и предприимчивых
Удачный мерч не обязательно должен быть креативным. Иногда для успеха достаточно вовремя выпустить коллекцию на пике тренда — например, к выходу популярного сериала или челленджа в соцсетях.
Мерч от Netflix, выпущенный после выхода сериала «Игра в кальмара», побил рекорды популярности в качестве костюмов для Хеллоуина
Всегда привлекает внимание мерч, который поднимает важные социальные темы в простой и выразительной форме. Такие проекты — верный способ улучшить репутацию, а также попасть в тематические СМИ и Telegram-каналы и собрать сотни упоминаний бренда без дополнительных затрат.
Лимитированная серия карты «Тройка» совместно с «ЛизаАлерт» с принтом от Покраса Лампаса, где перечислены имена пропавших детей
Компания Heinz выпустила серию Vintage Drip с «пятнами от кетчупа», чтобы привлечь внимание к проблеме бережного обращения с одеждой и ответственного потребления. Все вырученные деньги компания направляет в фонды помощи голодающим

Совет эксперта

Юлия Байчерова
Перед тем как придумать мерч, не бойтесь расспрашивать заказчика о деталях: какие сроки, бюджет и ресурсы у него есть? какие пожелания? А ещё важно убедиться, что ваш дизайн-макет смогут воплотить на практике. Для этого нужно знать, какие материалы и производители есть сейчас на рынке, побывать на производстве и пообщаться с подрядчиками.

Статью подготовили:

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Oct 02 2024 10:50:02 GMT+0300 (Moscow Standard Time)