Технику мозгового штурма разработал Алекс Осборн, совладелец американского рекламного агентства BBDO. В 1940-х годах у компании были непростые времена, и Осборн искал способы, которые могли бы побудить его сотрудников придумывать новые идеи. Он исходил из того, что в каждом человеке есть внутренний критик и внутренний ребёнок, творец. Из-за правил и ограничений критик всегда «задвигает» ребёнка. Идея Осборна состояла в том, чтобы разделить процессы творчества, то есть генерации идей, и критики.
Чтобы подобрать подходящих участников и не разочароваться в результате, нужно соблюдать базовые правила мозгового штурма, которые сформулировал Осборн:
1. Количество важнее качества.
Суть этого правила в том, что большое количество идей в конечном счёте породит качество, потому что идеи уточняются, объединяются и развиваются.
2. Критике — нет.
Во время мозгового штурма все участники должны «отключить» внутреннего критика. Каждый член команды может озвучивать любую идею. Все комментарии о качестве, разумности или целесообразности идеи допустимы, только когда мозговой штурм закончится.
3. Невероятным идеям — да.
Во время мозгового штурма нужно поощрять участников мыслить нестандартно и высказывать любые мысли, даже если на первый взгляд они кажутся странными.
4. Идеи модернизируются.
Чтобы мозговой штурм был успешным, идеи нужно «докручивать»: объединять, уточнять, улучшать. Так из нескольких разных, на первый взгляд, мыслей, можно получить идею, которая будет работать.
Как и любая креативная методика, мозговой штурм — это хаотичная техника. Чтобы она принесла результаты, нужно её упорядочить. Для этого мозговой штурм проводят по этапам:
1. Подготовка
Участников мозгового штурма стоит предупредить о собрании за 2—3 дня и обозначить тему обсуждения. От собрания не будет толку, если организатор предложит: «Давайте „поштормим“ сегодня в 18:00, после работы». Перед участниками мозговой атаки нужно поставить цель: например, сгенерировать не меньше 100 идей за 30 минут.
2. Сбор участников
Осборн считал, что использование мозгового штурма эффективно, если в собрании участвует 5–12 человек. Хорошо, если это будут специалисты из разных сфер и с разным профессиональным опытом. Например, на собрание разработчиков можно пригласить маркетологов или дизайнеров. Кроме участников, у мозгового штурма должны быть ведущий-модератор и человек, который фиксирует все идеи.
3. Постановка задачи
Каждый участник мозгового штурма должен понимать, над чем предстоит работать. Для этого нужно чётко сформулировать задачу. Например, вопрос «Почему у нас так мало лидов по этому продукту?» — расплывчатый. Вариант «Как мы можем увеличить количество клиентов по этому направлению» — конкретный, направлен на поиск решения.
4. Разминка
Этот этап мозговой атаки часто пропускают, но он помогает участникам настроиться и раскрепоститься. Для разминки можно использовать разные техники, например метод персонажей.
Допустим, перед командой стоит задача: найти способы мотивации сотрудников. Модератор выбирает вымышленного или исторического персонажа, например Наполеона, и участники пытаются представить, как бы он решил эту задачу. При этом команда старается учитывать особенности характера и мировоззрения персонажа. Например, Наполеон окружал себя высококлассными специалистами, генералами, не боялся делегировать полномочия. Члены команды «превращаются» в Наполеона, смотрят на проблему его глазами и предлагают свои решения. Можно посмотреть на ситуацию глазами Шерлока Холмса или Джека Воробья.
5. Генерация идей
Основной этап, во время которого каждый участник делится своими идеями. Здесь важно следовать правилам, о которых говорилось выше: не критиковать, принимать любые идеи, предлагать как можно больше вариантов. Модератор встречи следит за временем, пресекает критику, если она появляется, и контролирует, чтобы каждая идея была зафиксирована. Если мозговой штурм зашёл в тупик, модератор задаёт вопросы и предлагает новые темы для обсуждения.
6. Систематизация и оценка идей
Все идеи, которые появились в результате мозгового штурма, нужно записать и оценить. Это могут делать участники встречи или эксперты. Чтобы из большого количества идей выбрать действительно стоящие, нужно разбить их на группы. Например, при поиске решения о дизайне сайта все идеи можно разделить на группы по стилям, а потом уже из каждой выбирать те, которые можно доработать и реализовать.
На курсе «Критическое мышление» учат искать и оценивать решения с использованием разных методик, в том числе с помощью мозгового штурма.
Белая шляпа: факты, объективность и прояснение информации. Например, команда разработчиков озвучивает факт о том, как идёт процесс написания кода: «За три дня мы сделали 20% работы, а планировали выполнить задачу на треть».
Красная шляпа: чувства и эмоции. Тот, кто «носит» эту шляпу, может сказать о любых чувствах, которые вызывают у него факты, например: «В самом начале мы переживали, так как думали, что не справимся», «Мы молодцы, потому что смогли собраться и сделать максимум в сложившейся ситуации».
Чёрная шляпа: критика. Участник в этой шляпе может оценивать факты и объективно их критиковать, например: «Если бы у всей команды был примерно одинаковый опыт, мы бы сделали запланированное. А так нам пришлось потратить время на разбор задачи».
Жёлтая шляпа: достоинства и позитивные моменты. На этом этапе мозгового штурма нужно найти и озвучить положительные моменты, даже если их немного: «Борис работал на других проектах, но у него получилось быстро переключиться на наши задачи».
Зелёная шляпа: творчество и креатив. После того как участники озвучили плюсы и минусы ситуации и поделились эмоциями, нужно решить, как улучшить работу команды на следующем этапе, например: «Сразу выясняем, какими навыками обладают новые участники», «Распределяем задачи в зависимости от опыта специалистов».
Синяя шляпа: подведение итогов. Это заключительный этап мозговой атаки, на котором нужно систематизировать идеи и сформулировать результат встречи, например: «Мы не выполнили план по задаче, потому что в начале возникли сложности с менее опытными членами команды. Чтобы на следующем этапе такого не было, решили сразу выяснять уровень опыта новых участников и в зависимости от этого распределять задачи».
Чтобы мозговой штурм оправдал ожидания участников, нужно помнить о правилах и учитывать ошибки, которые допускают чаще всего:
● Размытая тема. Все участники должны чётко понимать цель встречи и «штормить» только по ней, не отклоняясь в стороны.
● Слишком много/мало участников. Если в собрании участвует 3–4 человека, есть риск, что «банк идей» быстро иссякнет и цель мозгового штурма не будет достигнута. Слишком много людей — тоже плохо. Тогда генерировать идеи будут самые активные члены команды, а остальные — отмалчиваться.
● Очерёдность выступлений. Если в команде участники с разным профессиональным бэкграундом, стоит начинать с «младших», например, сначала свои идеи высказывают младшие специалисты, затем более опытные и только в конце — руководитель коллектива. Так старшие не будут давить своим авторитетом, а подчинённые не будут испытывать эффекта согласия с руководством.
● «Одинаковость» участников. Чтобы после мозгового штурма получить много разных идей, в собрании должны участвовать люди разных профессий, опыта, взглядов на жизнь. Так получится дополнять идеи друг друга, а шансы найти подходящее решение вырастут.
● Не все идеи зафиксированы. Когда предложений слишком много, а правила и принципы мозгового штурма не соблюдаются, можно упустить действительно важные и необычные решения.
Мозговой штурм считается подходящим методом генерации идей для дизайнеров, копирайтеров и сценаристов, но эту технику можно применять везде, где есть проблема, к которой нужен нестандартный подход. К основным плюсам мозгового штурма относятся:
● оперативность,
● коллективное мышление,
● разносторонний взгляд на проблему,
● возможность нестандартного мышления,
● простота применения методики.
Среди минусов:
● отсутствие алгоритма и хаотичность — за это мозговой штурм критиковал создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер;
● непредсказуемость результатов.
Читать также: