Программирование • 30 августа 2023 • 5 мин чтения

Что такое микроразметка и зачем она нужна

Рассказываем, как микроразметка делает поиск в интернете простым и быстрым, какой она бывает, как её настроить и проверить на ошибки.

Что такое микроразметка

Микроразметка — это добавление в существующий HTML-код страницы элементов языка — тегов и атрибутов, которые помогают поисковым ботам распознавать контент и показывать пользователям то, что они ищут. Например, по запросу «рецепт шоколадного печенья», поисковик сразу выдаст список рецептов с фотографиями и необходимой информацией.
Даже бегло просмотрев эти «визитки» сайтов, можно понять, какой рецепт подходит больше

С помощью микроразметки в анонс страницы или сниппет можно добавить полезную информацию для посетителей сайта:

● изображения;
● рейтинг товаров;
● контактные данные;
● уникальное торговое предложение (УТП);
● разделы сайта;
● категории товаров;
● описание услуг.

Микроразметка для парикмахерской подтягивает в сниппет адрес, часы работы, рейтинг, отзывы и цены: так пользователи сразу получают необходимую информацию
Если разработчик выполнит все настройки верно, то поисковые системы считают содержимое веб-страницы и сгенерируют визуально приятный сниппет с понятным предложением. Без разметки в поисковике отобразится минимум информации: обычно это URL-адрес сайта и простое однострочное описание. Сколько данных разместить в выдаче — решает специалист.
Пример поисковой выдачи, где не используется семантическая разметка
На разметку этого сайта потратили больше времени, зато он выгодно выделяется среди прочих

Задачи микроразметки

Семантическая разметка нужна, чтобы сделать поиск в интернете удобнее. Она помогает специальным программам извлекать и обрабатывать информацию и делать читабельной и понятной для человека.

Задачи микроразметки отличаются для пользователей и экспертов, которые занимаются продвижением сайтов.

Для аудитории

Возможность сэкономить время и увидеть необходимую информацию сразу, без перехода на сайт. Чаще всего, когда человек ищет простой рецепт шоколадного печенья, он не готов к долгому сёрфингу в интернете: ему важно как можно быстрее выбрать подходящий вариант и начать готовить. Если микроразметка настроена хорошо, уже на первой странице поиска пользователь увидит анонс с фотографией и сможет оценить: нравится ли ему такое печенье, сколько времени понадобится на готовку, нужны ли дополнительные инструменты вроде миксера или форм для выпекания.

Для разработчиков

Способ выделить сниппет в поисковой выдаче, сделать его заметным и доступным. Чем чаще пользователи заходят на сайт, тем выше он находится в списке выдачи поисковой системы, соответственно, посещаемость ещё растёт. В итоге такое рутинное действие, как разметка сайта, может со временем повысить узнаваемость бренда и тем самым выполнить задачу по продвижению бизнеса.
Если микроразметка настроена, сниппеты кулинарных сайтов могут показывать начало рецепта, вести в тематический раздел, фотогалерею и так далее
Научиться настраивать и проверять микроразметку можно на курсе «Фронтенд-разработчик». На каждом этапе пути студентов поддерживает команда профессиональных ревьюеров, кураторов и наставников — это помогает лучше усвоить материал и подготовиться к работе по новой специальности.

Виды микроразметки

Существует несколько вариантов микроразметки. Чтобы не было путаницы, разработчики разделили их на словари и синтаксис

Словарь

Словарь — набор классов и их свойств, с помощью которых описывают контент страницы. Это язык, доступный для понимания алгоритмов поисковых систем.

Словарь содержит подробные списки свойств для каждого класса: расписание спектаклей в театре, цены на продукты, рейтинги фильмов.

Синтаксис

Синтаксис — это набор правил для использования словаря. Например, он задает инструкцию, как именно специалист может использовать и комбинировать слова в «языке».

Синтаксис микроразметки регулирует, как и с помощью каких тегов будут указываться сущности — части текста, и их свойства, например, на страницах сайта. Самые распространенные стандарты синтаксиса: JSON-LD, RDFa, микроданные и микроформаты.

Основные словари микроразметки

Существует множество словарей метаданных. Вот три самых востребованных:

1. Schema.org — популярный ресурс для разметки веб-страниц и сообщений электронной почты: такие сервисы, как Яндекс, Microsoft, Pinterest и другие, используют его для улучшения пользовательского опыта. Schema.org содержит несколько сотен типов микроразметки, и все они подходят для размещения почти любой информации: о компании, эксперте, товаре или услуге. Чаще всего используются:

● статья (Article),
● отзыв (Review),
● шапка сайта (WPHeader),
● хлебные крошки (Breadcrumbs),
● меню (SiteNavigationElement),
● список товаров (Products list),
● карточка товара (Product → Offer),
● адреса и организации (Organization и LocalBusiness).

Часто микроразметка отзывов и рейтингов помогает решить, какой фильм посмотреть

2. Open Graph. Разработан специально для соцсетей компанией Facebook*. С его помощью можно настроить превью, которое формируется во время репоста ссылки на сайт и передачи информации другим интернет-сервисам. Словарём Open Graph для микроразметки пользуются ВКонтакте, WhatsApp, Telegram, Viber, LinkedIn, Pinterest, Slack.

Благодаря микроразметке пользователи видят на превью красивую картинку, а не скучный серый квадрат

3. Микроформаты. Это объединённый стандарт синтаксиса и словаря. Менее популярен из-за ограничений: вместе с ним нельзя использовать другие словари. С помощью микроформатов можно пересылать сообщения, комментарии, лайки и репосты с одного сайта на другой, а также отображать рейтинги на странице результатов поиска. Если нужно больше функций, разработчики используют OpenGraph и Schema.org.

Виды синтаксиса и их особенности

Существует четыре вида синтаксиса, которые помогают «обучить» поисковую систему: RDFa, микроформаты, JSON-LD и микроданные. Разберём каждый из них:

RDFa описывает любую сущность — человека, объект, событие. Для этого используют триплеты вида «субъект–предикат–объект», или «подлежащее, сказуемое, дополнение».

❌ <www.example.com/products/apples> <www.example.com/products/apples/price> «2.99»
✅ www.example.com/products/apples имеет свойство price, значение которого «2.99»

Так можно определить, например, цену конкретного продукта на сайте. Аналогичным образом может быть задан, например, вес, размер, описание или другие характеристики продукта. Также в микроразметке можно задать сам ресурс, дату его создания или автора конкретной статьи.

Микроформаты в контексте синтаксиса вносят сведения о товарах, событиях, персоналиях и так далее. Для этого используются стандартные HTML-элементы. Микроформаты помогают явно указать смысловое значение блоков и сделать их доступными для обработки роботами.

Например, поисковая система Яндекса поддерживает микроформаты hCard — для описания контактной информации и hRecipe — чтобы сделать разметку кулинарных рецептов.

В этом коде использовали микроформаты: у тегов появился атрибут class и элементы, которые дают подсказку, какая информация представлена на странице (помечены красным)

JSON-LD — метод передачи информации, реализованный с использованием текстового формата JSON в JavaScript. JSON-LD используется, когда необходимо указать объекты и подробно раскрыть их свойства. Обычно синтаксис применяют для разметки в рамках словаря Schema.org, а за счет JavaScript эта информация становится читаемой для компьютера.

Появление этого метода было настоящим прорывом: у разработчиков появился синтаксис, который, в отличие от других, позволил помещать элементы не в код HTML-страницы, а сразу в скриптовый тег — <script>. Он быстро стал одним из самых распространенных форматов синтаксиса для разметки контента.

Данные JSON-LD помещают в HTML-тег <script>, чтобы их можно было автоматически обрабатывать на странице

JSON-LD облегчает структурирование данных поисковыми роботами и распознавание понятий, а также позволяет размещать сразу несколько элементов на одной странице. Например, если речь идёт о том же рецепте печенья, то метод JSON-LD позволит разложить информацию «по полочкам». Так пользователь найдёт нужную страницу, ориентируясь не только на точечный запрос, но и на дополнительные параметры разметки: какой у печенья будет состав, сколько понадобится времени, чтобы его приготовить, какие продукты потребуются.

Микроданные (англ. HTML microdata) — общепризнанный стандарт разметки страниц HTML с помощью атрибутов и описательных тегов, которые позволяют поисковым системам читать содержимое сайта и автоматически «забирать» необходимые данные. Когда сайт собираются рекламировать, микроданные используют для более полной индексации — добавления информации о сайте в базы данных поисковых систем.

Чаще всего этот синтаксис используют в работе со словарем Schema.org

Главное неудобство в использовании микроданных — здесь нельзя добавить фрагмент кода в раздел , придётся помечать каждый HTML-элемент отдельно. Поэтому в основном микроданные используют в тех поисковых системах, которые только частично поддерживают JSON-LD.

Как добавить микроразметку на сайт

Попробуем добавить микроразметку на сайт вымышленной компании «ООО МикроМаркап». Чтобы разметить контакты, используем Schema.org.
Так блок с контактами выглядит до того, как разработчик настроил микроразметку

Дальше действуем по алгоритму:

1. Подбираем подходящий словарь на сайте схемы https://schema.org/. Для описания секции выбираем словарь Organization.

2. Указываем атрибуты, чтобы поисковый робот смог увидеть, что данные в секции используют разметку словарем.

Добавляем атрибут itemscope, который задает область связанных метаданных. Здесь же включаем связанный атрибут itemtype, где в качестве значения указываем URL-адрес используемого словаря Organization. В результате получается запись вида «ключ-значение»: itemtype="<http://schema.org/Organization>"

3. Размечаем адрес организации. Schema.org предоставляет довольно широкий выбор вариантов, как можно разметить адрес. В этом случае нужно использовать атрибут itemprop, который задает свойство объекта для его описания. Используем itemprop со значением address, чтобы выделить в разметке адрес организации: itemprop="address"

Важный момент — itemprop заведомо оборачивает данные об адресе: Само описание данных «Адрес:» сюда включать не нужно

Аналогичным образом используем itemprop для разметки контактных данных: телефона и адреса электронной почты. В качестве значения используем telephone и email.

В итоге получаем запись вида itemprop="telephone" и itemprop="email"

Микроразметка для секции с данными об организации готова. Теперь нужно проверить её корректность с помощью одного из валидаторов: Google, Yandex или Schema.org. Даже если кажется, что ошибок нет, полезно специально «сломать» микроразметку и посмотреть, что посоветует исправить валидатор.

Проверка микроразметки на наличие ошибок

С помощью валидатора можно проверить, выполняет ли разметка свою функцию: помогает ли поисковым системам распознавать данные без ошибок. Например, в Яндексе микроразметку проверяют в Вебмастере: туда копируют фрагмент кода или ссылку на ресурс. Если есть ошибки, программа автоматически подсветит их красным цветом и выдаст комментарий, где будут указаны возможные причины. Тестирование занимает несколько секунд.
В Яндекс Вебмастере на странице «Микроразметка» нужно ввести ссылку на страницу или фрагмент кода и запустить проверку
Опираясь на подсказки, можно быстро починить микроразметку

Со всей необходимой документацией о текущих стандартах микроразметки можно ознакомиться на отдельной help-странице от Яндекса: там много полезной информации для начинающих вебмастеров.

Совет эксперта

Руслан Посевкин
Не стоит пытаться разметить всю страницу сразу: лучше начать с небольшого блока и постепенно переходить к более крупным элементам. Важно всегда проверять готовую микроразметку на ошибки с помощью валидатора. Разметка должна быть не только правильной, но и информативной: в неё нужно включить все данные, которые помогут поисковым системам правильно интерпретировать содержимое страницы.

* сервис предоставляется организацией, признанной экстремистской на территории РФ

Статью подготовили:
Руслан Посевкин
Яндекс Практикум
Frontend Engineer
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Sep 27 2024 12:19:46 GMT+0300 (Moscow Standard Time)