Дизайн  •  17 августа 2022  •  5 мин чтения

Неживое превратить в живое: чем занимается моушн-дизайнер

Рассказываем, как устроена профессия моушн-дизайнера и какие навыки нужны, чтобы освоить её с нуля.
Евгений Ситников
Студия SayGo
СЕО, коммуникационный и моушн-дизайнер
Ася Зуйкова
Яндекс Практикум
Редактор

Что такое моушн-дизайн

Почувствовать себя моушн-дизайнерами многие могли ещё в детстве: для этого было достаточно взять блокнот, нарисовать на каждой странице человечка в чуть различающихся позах, а затем быстро перелистывать. В результате казалось, что фигурка движется.

Моушн-дизайнер — это профессия, которая позволяет оживлять графику более продвинутыми средствами, с помощью видеоредакторов. По специфике задач моушн-дизайнер ближе всего к аниматору и часто работает в паре с графическим или веб-дизайнером. Моушн-дизайнер добавляет детали или эффект в кадр, чтобы «зацепить» внимание пользователя на веб-странице или воссоздать на экране то, что не получается снять вживую с реальными объектами.

Краткая история

Моушн-дизайн развивался вместе с кино и анимацией. Всё началось в 1825 году, когда в Викторианской Англии стала популярна игрушка тауматроп с оптической иллюзией.
Так выглядел тауматроп: кружок с двумя наконечниками и изображениями с каждой из сторон. Если быстро вращать наконечники, изображения сменяют друг друга и кажется, что картинка оживает
Чуть позже появились фенакистископ, стробоскоп и зоотроп — диски и цилиндры с прорезями, где изображений было гораздо больше, а эффект движения возникал при вращении и благодаря особенностям человеческого зрения.
Пример зоотропа, при вращении которого в прорези можно было увидеть скачущую лошадь
В 1876 году Эмиль Рейно изобрёл «волшебный фонарь» — первый прототип кинопроектора, который позволял соединять отдельные изображения в подвижную сценку и проецировать её на стену.
Картина Пола Сэндби «Волшебный фонарь». Рейно показал своё изобретение публике 28 октября 1892 года, и с тех пор это Международный день анимации
В 1895-м состоялись первые киносеансы братьев Люмьер, которые положили начало современному кинематографу. В 1927 году в кино появился звук, а в 1935-м — цвет.

Моушн-дизайн как инструмент зародился в кинематографе в 1950-х. Первыми представителями этой профессии считают Мориса Биндера, Сола Басса и Пабло Ферро, которые оживляли титры и логотипы в голливудских фильмах. Примерно в это же время моушн-дизайн стал самостоятельным направлением, отдельным от анимации, которая развивалась как вид искусства и развлечения. Современный моушн-дизайн в основном решает прикладные задачи.

Области применения моушн-дизайна

Вот примеры того, где используют motion design сегодня:
Кино
Моушн-дизайнер заставляет титры появляться и исчезать с особыми эффектами: мерцать, вспыхивать, растворяться или расплываться.
На сайте artofthetitle.com собрана база лучших титров для кино и сериалов. Те, кто хочет работать моушн-дизайнером именно в этих областях, могут искать там идеи
И конечно же создаёт визуальные эффекты, которые не получается сделать другими способами: например, экран смартфона или компьютера с футуристичным интерфейсом и нужным изображением.
Пример моушн-дизайна из кинофильма "Человек-паук". Смотреть видео
Примеры моушн-дизайна из кинофильма "Стражи Галактики". Смотреть видео
Тем, кто решил начать свой путь в моушн-дизайне, подойдёт курс «Графический дизайнер». Здесь учат основам графики, цвета и композиции, развивают навыки презентации и работы над проектами, помогают собрать первое портфолио и найти клиентов. Всё это — под руководством опытных дизайнеров, при поддержке наставников и сокурсников, которые помогут разобраться в сложных задачах.
Реклама и видеоклипы
Моушн-дизайнер отвечает за титры, оживляет объекты и персонажей: например продукты, которые рекламируют в ролике, или надписи на стенах и в книгах.
Примеры моушн-дизайна в рекламе
Сайты и презентации
С помощью моушн-дизайна можно оживить графики и диаграммы, баннеры и логотипы. Всё это привлекает и удерживает внимание гораздо лучше, чем обычный текст и графика.
Примеры моушн-дизайна в презентациях
Лазерные шоу
3D-mapping — особое направление в моушн-дизайне, с помощью которого создают лазерные 3D-проекции на фасадах зданий.
Фестиваль Круг Света в Москве. 3D-mapping на здании Большого театра

Как выглядит работа моушн-дизайнера

Базовый уровень

Моушн-дизайнер создаёт простейшую анимацию, превращая обычную графику в подвижное изображение.

Начальный уровень

Дизайнер начинает использовать больше эффектов, работать с ключами и графиками анимации: изменять настройки позиции объектов так, чтобы перемещение было более естественным, с плавным набором скорости и торможением.

Продвинутый уровень

3D-моделирование — моушн-дизайнер делает так, чтобы объекты не только перемещались влево-вправо или вверх-вниз, но и вращались вокруг своей оси.
Создание трёхмерного изображения в специальном редакторе

На выходе получается ролик — законченная сцена, видеоклип или рекламное видео.

Поэтапно создание моушн-ролика выглядит так:

  1. Моушн-дизайнер или команда проекта получают ТЗ на создание ролика.
  2. Сценаристы пишут сценарий с завязкой, кульминацией и развязкой, диалогами и действиями.
  3. Графический или моушн-дизайнер, если они работают в паре, рисует раскадровку — схематичные рисунки того, что будет происходить в каждом кадре.
Пример раскадровки, нарисованной от руки на бумаге или планшете
4. После того как сценарий и раскадровку утвердил заказчик, графический или моушн-дизайнер отрисовывает каждую сцену в векторном редакторе или собирает их с помощью шаблонов.
Пример раскадровки в векторном редакторе
5. Затем сцены загружают в видеоредактор After Effects и оживляют с помощью анимации, чтобы герои и предметы двигались в кадре, а графика и титры появлялись и исчезали. На этом этапе добавляют разные эффекты: например вращение, плавное появление и исчезновение, перетекание одного объекта в другой.
Один из этапов работы над роликом в видеоредакторе
6. Готовый ролик выгружают из видеоредактора в нужном формате, чтобы его посмотрели команда и заказчик. При этом полная версия проекта остаётся у дизайнера в исходном формате, чтобы можно было внести исправления.

Что полезно знать и уметь моушн-дизайнеру

Программы для motion design

Фото-, графические и видеоредакторы Adobe Illustrator, Photoshop, программы для монтажа Adobe Premiere Pro, After Effects. На продвинутом уровне понадобятся программы для 3D-моделирования: Blender, Cinema 4D, Autodesk Maya.

Принципы анимации

Чтобы корректно воссоздать движение объекта или человека, скорость и замедление, изменение пропорций и положение в пространстве.

В этом помогут 12 принципов анимации, которые сформулировал Уолт Дисней. Они охватывают изменение поз во время различных действий, переход из одного положения в другое, время и траекторию движения.

Основы графики и композиции

Чтобы правильно изображать объекты на разном расстоянии, передавать тени и объём, анатомию человека.

Тренды моушн-дизайна

Чтобы знать, какие эффекты актуальны, как работают с 3D и VR и какого уровня ожидают от моушн-дизайнеров ведущие кино- и видеостудии. За трендами удобно следить на YouTube, в соцсетях, а также популярных сервисах для дизайнеров Dribbble или Behance.

Основы кинопроизводства

Чтобы знать, как устроена работа оператора, режиссёра, монтажёра и продюсера. Эти знания полезны, потому что иногда моушн-дизайнеру приходится брать на себя сразу несколько функций или работать в команде.

Преимущества работы в motion design

Моушн-дизайнеры сейчас нужны многим: видеоконтент для продвижения используют практически все, и его нужно не только отснять, но и оформить. На hh.ru более 100 вакансий для моушн-дизайнеров разного уровня, с зарплатой от 50 до 200 тыс. рублей.
Востребованные направления моушн-дизайна
● 3D-дизайнеры, которые умеют делать объёмную анимацию и визуальные эффекты. Для этого нужно не только знание 3D-графики и программ, но и компьютер с мощным процессором и видеокартой, чтобы рендерить видео, то есть выгружать из видеоредактора готовый ролик в нужном формате.

● Дизайнеры с хорошей графической базой: навыками рисования, композиции и цветокоррекции. Бывает, что графический или веб-дизайнер присылают исходные изображения недоработанными, с упущенными деталями и плохо проработанным фоном. Тогда моушн-дизайнеру приходится доделывать их самому и только потом анимировать.

● Дизайнеры с универсальными навыками — те, кто может создавать полноценные ролики, а не только оживлять статические изображения.

Пока это не такая массовая профессия, но и конкуренция здесь в десятки раз ниже, чем в IT. Опытные моушн-дизайнеры с навыками 3D-анимации и монтажа имеют все шансы сделать карьеру в кино или компаниях, которые разрабатывают видеоигры, в том числе в AR и VR. Правда, для этого потребуется освоить новейшие технологии и обзавестись мощным компьютером с большим монитором и высокой производительностью.

С чего начать

Многие моушн-дизайнеры начинают свой путь с графического дизайна или цветокоррекции, а некоторые приходят из монтажа.

Евгений Ситников
«Я пришёл в моушн-дизайн из видеосъёмки: сам снимал и монтировал видео и на каком-то этапе начал пробовать простейшие эффекты. Изучал инструменты самостоятельно и пробовал экспериментировать.
Новичкам я советую следить за трендами и искать вдохновение на YouTube или в соцсетях, где блогеры выкладывают короткие ролики с различными визуальными эффектами. Там же можно публиковать свои работы, чтобы набрать просмотры и получить первые заказы».

На YouTube можно изучать, как работают самые популярные графические и видеоредакторы. На следующем уровне можно пройти онлайн-курс по работе с определёнными инструментами или же моушн-дизайну в целом. Это поможет получить цельный взгляд на профессию и важные навыки, которые пригодятся при работе со сложными проектами. На изучение программ на базовом уровне с помощью видеоуроков и текстовых гайдов уйдёт примерно неделя. Для более продвинутого — минимум месяц.

Советы начинающим моушн-дизайнерам

● Не забывать просмотреть материал целиком в режиме реального времени, то есть так, как его будут смотреть зрители. В итоге может оказаться, что где-то объекты движутся слишком быстро, а где-то — наоборот, и ролик выглядит неоднородным по скорости.

● Экспортировать файлы в нужный формат и объём: нет смысла выгружать ролик весом 12 Гб, если его будут размещать ВКонтакте или Телеграме и смотреть со смартфонов.

● Правильно организовывать материалы проекта на компьютере. Не стоит вываливать все файлы кучей на рабочем столе: очень быстро это приведёт к хаосу, в котором никто не сможет разобраться. Лучше создавать для каждого проекта отдельную папку и складывать туда файлы, подписывая их по порядку: отдельно — звук, отдельно — видео. Аналогично стоит поступать с файлами и слоями в After Effects.

Организация файлов в рамках одного проекта в After Effects
● Уделять достаточно внимания препродакшену, то есть подготовке: делать раскадровку, собирать референсы и ассеты — то есть все изображения, вспомогательные видео и шаблоны, которые пригодятся для анимирования.

● В процессе работы над роликом не делать всё в строгой последовательности, углубляясь в детали, а сперва анимировать самые простые объекты, очень схематично. Этот черновой вариант уже можно показать заказчику и только после утверждения прорабатывать всё более детально, добавляя более сложные эффекты.

● Запастись жёсткими дисками и картами памяти как можно большего объёма. Всё это пригодится, чтобы хранить временные файлы и готовые проекты, которые со временем будут занимать терабайты памяти.

● Выставить в программе автосохранение каждые 5–10 минут, чтобы не потерять результаты своей работы.

Поделиться 
Fri Sep 09 2022 22:44:41 GMT+0300 (Moscow Standard Time)