MVP: как и зачем создавать минимально жизнеспособный продукт
MVP: как и зачем создавать минимально жизнеспособный продукт
Прежде чем выпускать продукт на рынок, необходимо протестировать его на первых пользователях. Рассказываем, как в этом помогает MVP.
MVP (от англ. — Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это ранняя версия продукта с небольшим набором функций, которых достаточно для демонстрации и тестирования на первых потребителях.
Например, MVP онлайн-школы может быть лендинг, где пользователи выбирают преподавателей и договариваются с ними об онлайн-уроках. А MVP мессенджера — приложение с одной функцией отправки текстовых сообщений. Остальные возможности — трансляция геопозиции, создание стикеров, запись голосовых сообщений — можно добавить позже.
Тест MVP нужен, чтобы проверить, насколько продукт востребован и как его улучшить
Тестирование MVP помогает бизнесу недорого и быстро проверить гипотезу о жизнеспособности продукта, а также ответить на вопросы:
● Готовы ли люди покупать и использовать продукт?
● Как улучшить продукт?
● Какая у продукта может быть юнит-экономика — расчёт разницы или соотношения выручки и расходов на продукт, клиента или пользователя?
● Как продукт может расти?
Если разработка MVP не показывает положительный результат, это ещё не повод закрывать проект. Например, компания запустила MVP приложения по доставке еды. Люди хорошо скачивали приложение благодаря рекламе, но не доходили до целевого действия — оформления заказа. Продуктовые аналитики исследовали проблему и предложили сократить онбординг и поменять названия кнопок. В итоге коэффициент конверсии (CR — Conversion Rate) — то есть процент людей, которые совершили целевое действие — вырос.
Бывает, что тест MVP сразу показывает отрицательный результат, и становится ясно — продолжать не стоит. Например, компания тратит много денег на рекламу, а пользователи на неё даже не кликают. Скорее всего, это значит, что продукт им не нужен. Тогда стоит отказаться от проекта.
Разобраться во всех этапах создания и развития IT-продукта можно с помощью онлайн-курса по проджект-менеджменту. Студентов учат анализировать рынок, работать с продуктовыми метриками, разрабатывать стратегию и рассчитывать юнит-экономику.
Существует три типа MVP, которые различаются подходом к разработке продукта:
1. MVP с одним параметром. Запуск продукта с одной-двумя функциями, которые нужно проверить на узкой аудитории и собрать обратную связь. Например, WhatsApp изначально создавался как мобильная телефонная книга с функцией просмотра статуса контакта: «занят», «доступен», «на встрече» и так далее.
2. «Волшебник страны Оз» и консьерж-MVP. Оба варианта подразумевают отказ от долгой и дорогой разработки в пользу ручного труда: задачи аудитории решают люди.
В одноимённой книге волшебник исполнял трюки, чтобы создать впечатление магических превращений. В этом суть одноименного MVP — он только выглядит как полностью функциональный. На самом деле работа выполняется вручную — а пользователи об этом не знают. Суть консьерж-MVP также в том, что клиентам предоставляет услугу живой человек — как настоящий консьерж, который помогает жителям дома. Но в отличие от «волшебника страны Оз», клиенты об этом знают.
Пример MVP с использованием ручного труда — стартап калифорнийца Ника Свинмерна. Он запустил простой интернет-магазин кроссовок и, когда появлялись заказы, сам шёл в торговый центр, покупал товар и доставлял клиенту. С этого начался онлайн-магазин обуви Zappos.
3. MVP из разрозненных частей — piecemeal MVP. Идею продукта реализуют без разработки уникальных программных решений при помощи готовых сервисов. Например, многие онлайн-школы используют Skype для проведения уроков.
Разработка MVP и PoC нужны для тестирования гипотез, экономии времени и ресурсов на создание продукта. PoC (от англ. Proof of Concept — доказательство концепции) — прототип, который создаётся до полноценной разработки. Его цель — проверить функцию или идею, когда нет уверенности, что она сработает. Например, компания может показать новую дизайн-концепцию приложения ограниченной группе пользователей, сотрудникам компании или тестировщикам — и собрать обратную связь, а в результате решить — менять что-то или нет.
Подготовка и разработка MVP происходит в несколько этапов:
1. Определение метрик, по которым будет оцениваться эффективность. Например, маркетплейсу важна стоимость привлечения одного пользователя — Customer Acquisition Cost (CAC). Если с помощью ранней версии продукта получится дёшево привлекать аудиторию и на ней зарабатывать, значит, проект можно развивать дальше.
2. Исследование рынка. Важно понять, насколько частотна и масштабна проблема, которую решает продукт.
3. Изучение конкурентов. Анализ их преимуществ, недостатков, способов привлечения и удержания аудитории.
4. Анализ собственного продукта. В этом поможет SWOT-анализ — исследование сильных и слабых сторон продукта, а также возможностей и угроз.
5. Определение целевой аудитории. MVP создают в первую очередь для А-сегмента — основной аудитории, которая больше всех хочет, чтобы продукт решил её проблему.
6. Проведение CustDev. Это интервью с первыми пользователями, с помощью которых можно узнать мнение клиентов о продукте, проблемы, с которыми они столкнулись, и пожелания по развитию.
7. Выбор функций, которые будут значимы для А-сегмента. Можно использовать методологию Jobs To Be Done. Она помогает определить главную проблему пользователя, которую нужно решать в первую очередь. Так можно приоритизировать задачи и сосредоточиться на важном.
8. Выбор подходящего типа MVP. Тип — с одним параметром, из разрозненных частей, консьерж-MVP или «волшебник страны Оз» — зависит от специфики продукта и наличия финансирования.
9. Проведение тестирования и запуск. MVP можно сначала протестировать на небольшой группе людей — например, на сотрудниках, друзьях. А затем запустить на целевую аудиторию.
10. Сбор результатов и обратной связи. Важно учесть замечания, проанализировать проблемы и придумать, как их устранить.
Совет эксперта
Читать также: