Насмотренность — это визуальный опыт, который помогает сформировать собственный вкус. Насмотренность нужна, чтобы:
● найти собственный стиль. Первые романы писателей часто вбирают в себя их читательский опыт: они выбирают жанр и темы, которые интересны им самим. Художники учатся рисовать, в том числе перерисовывая работы известных мастеров;
● иметь под рукой много идей. Чем выше насмотренность, тем проще создавать собственные проекты.
Насмотренность нужна практически в любой IT-профессии. Маркетологи, копирайтеры, веб-дизайнеры просматривают работы коллег, учатся видеть тренды и применяют в собственных проектах.
Например, маркетолог может проанализировать кейс рекламного агентства и сказать, почему именно эта кампания сработала и чем зацепила аудиторию. Копирайтер отметит удачные примеры в статье. А веб-дизайнер — в вёрстке лендинга.
Насмотренность не ведёт к плагиату. Если анализировать понравившиеся референсы, можно научиться видеть и понимать тенденции сферы, в которой работаешь, отличать, что сделано хорошо, а что — нет.
Например, методолог онлайн-курса проходит курс по своей специализации и видит решения, которые были полезны ему самому в процессе учёбы: есть Q&A-сессии в конце недели; после каждого урока ученикам присылают конспект лекции. Эти же инструменты методолог внедряет в курс клиента. Воровство ли это? Нет, это адаптация чужой удачной идеи.
Для графического дизайнера «развивать насмотренность» — софтскил, и вот почему:
1. Появляется больше идей и правил, как стоит делать, а как не стоит.
Каждый аспект коммуникаций бренда — от графики на сайте до сообщений в социальных сетях — часть диалога с аудиторией. Дизайн — это в том числе возможность рассказать историю, которая найдёт отклик: передать идеи, эмоции через визуальный образ.
2. Дизайнер изучает кейсы с конкретными результатами и может аргументировать свою позицию.
Полезно смотреть на то, что делают другие: видеть, как дизайн-решения влияют на показатели бизнеса. Насмотренность как один из креативных навыков помогает находить нестандартные и при этом оптимальные решения с минимальными усилиями.
Например, анимированная прокрутка даёт ощущение динамического движения на сайте.
Портфолио веб-дизайнера, который специализируется на анимации
Разберём, как это работает, на бытовом примере. Если человек всю жизнь готовил макароны, то он даже не подумает, что можно предложить семье лазанью, потому что в его мире есть только макароны. В дизайне без понимания, как ещё можно сделать, дизайнер, скорее всего, будет выдавать только те решения, которые он видел до этого. Это не означает, что решение неудачное, просто более очевидное.
Например, дизайнеров-новичков обычно учат обращаться с буквами более бережно. Когда человек понимает, как нарушать правила и что их вообще можно нарушать, он может придумать неочевидный вариант.
Насмотренность — навык, который можно развивать. Чтобы изучение примеров работ не превращалось в бездумное пролистывание картинок, лучше подойти к этому вопросу системно:
1. Выделять конкретное время в течение дня
Например, час в день просматривать ленту популярных дизайнерских сообществ и сервисов, где создатели таких платформ собирают разные портфолио и примеры реализованных дизайн-проектов.
Dribbble, Behance, Dprofile — «большая тройка» сайтов для дизайнеров, где собраны проекты из разных сфер.
2. Внимательно подходить к анализу работ
Не просто просматривать, а вникать, почему дизайнер выбрал именно такое решение для этого проекта. Что сработало, а что можно улучшить — как это сделать? Выделять конкретные шаги.
3. Систематизировать полученный опыт
Важно внедрять всё в работу и «набивать руку» на практике. Заимствовать удачные решения — графические приёмы, которые сработали или, как минимум, стали новыми или показались интересными.
Чтобы развивать насмотренность в дизайне, не стоит ограничиваться только дизайн-проектами. Важно смотреть фильмы, рекламные ролики, посещать художественные галереи, листать видео в соцсетях, — анализировать визуальное искусство в широком смысле.
Делимся сайтами, благодаря которым графический дизайнер сможет развивать насмотренность: следить за проектами, на которые хочется равняться. В нашей статье «30 полезных ресурсов “в избранное”» ― подборка сайтов, с которых можно начать. Ниже перечислим ещё несколько источников вдохновения, которые в неё не попали.
Designboom
Читать также: