Термин «непрерывное образование» (англ. lifelong learning) не новый — он появился в 1968 году в материалах конференции ЮНЕСКО. Он до сих пор в тренде и означает необходимость учиться в любом возрасте, чтобы успевать за изменениями в технологиях.
Например, копирайтер учится писать короткие тексты для интерфейсов и становится UX-писателем. Программист изучает язык программирования Swift, чтобы стать iOS-разработчиком. Совсем недавно этих профессий не существовало, а теперь их спешит освоить всё больше людей.
Привычка учиться в течение всей жизни помогает не только продвинуться по карьерной лестнице, но и наладить отношения с близкими, улучшить качество жизни и даже поправить здоровье. Этому способствуют самоорганизация, любопытство и желание идти в ногу со временем.
✅ Полезно для здоровья. Учёба развивает память и когнитивные способности. Непрерывное образование даже считают одним из способов облегчить симптомы болезни Альцгеймера.
✅ Улучшает качество жизни. Освоение новых навыков поможет упорядочить работу, творчество, отдых и даже отношения. Например, в школе и университете не учат, как распоряжаться деньгами. А курс по финансовой грамотности помогает разобраться, как рационально тратить зарплату и приумножать накопления.
✅ Раздвигает карьерные границы. Из-за того, что появляется всё больше новых профессий, человеку предстоит поменять за жизнь до пяти специализаций. Например, эту статью верстает Эдуард, он сменил профессию в 59 лет.
✅ Расширяет кругозор и круг общения. Люди, которые постоянно учатся, обычно много знакомятся и окружают себя единомышленниками. Они вместе учат французский язык, смотрят фильмы в киноклубе, лепят из глины на мастер-классе по керамике. Найти друзей можно и среди коллег — достаточно предложить какую-нибудь инициативу. Например, организовать книжный клуб и раз в неделю обсуждать прочитанное.
Можно учиться самому. Хорошие курсы стоят недёшево, зато там будет структурированная информация, а за тайм-менеджмент можно не переживать: всё распланировано и забронировано в расписании заранее. Опыт других студентов поможет быстрее продвинуться вперёд и избежать ошибок.
Обратная сторона доступности обучающих материалов — эффект FOMO (от англ. Fear of Missing Out), или страх упустить что-то важное. Именно FOMO побуждает бесконечно скроллить ленту и новости, покупать, но не проходить курсы. Чтобы непрерывное обучение не превратилось в потребление информации, полученные знания нужно отрабатывать — делать заметки, делиться знаниями в блоге, внедрять инсайты в жизнь.
Пройдя бесплатный профориентационный тест от Практикума и МГУ, вы сможете подобрать профессию, которая подойдёт вам по опыту, темпераменту, предпочтениям.
Чтобы не превратиться в «вечного студента» в процессе непрерывного обучения, нужно:
1. Уметь формулировать цели, исходя из интереса. Чтобы учиться было в радость, нужно разобраться в мотивации. Например, мотивация «чтобы много зарабатывать» неустойчива. Это связано с тем, что тяга к знаниям формируется в детстве и появляется исключительно из личного интереса. Ребёнку никто не платит за обучение новому, но эта способность помогает стать более самостоятельным и успешным. Вмешательство денег сильно портит внутреннюю мотивацию, потому что подменяется внешней. О том, что по-настоящему мотивирует, можно прочитать в книге «Драйв» Дэниела Пинка.
Например, многие хотят стать разработчиками из-за высоких зарплат, но не всегда чётко понимают, что это монотонная работа, где нужно много времени проводить за компьютером и писать код. Прежде чем соглашаться на нелюбимую работу из-за денег, лучше изучить, какие ещё профессии есть в IT-сфере, и выбрать ту, которая соответствует интересам и темпераменту.
2. Фильтровать информацию. Её обилие требует насмотренности — нужно уметь различать достоверные источники и отказываться от лишнего.
Например, вот один из способов читать нон-фикшен:
● Обозначить цель, прежде чем начать читать очередную книгу по ведению бизнеса. Например, «открыть три способа управления персоналом».
● Изучить краткое содержание книги и оглавление, чтобы проверить, отвечает ли автор на интересующий вопрос. Посмотреть заголовки, прочесть первые и последние предложения каждого абзаца, запомнить их или сохранить.
● Выделить ключевые слова и из них сформулировать ответ на свой вопрос.
3. Творчески преобразовывать знания. Можно написать пост, рассказать о том, что узнал, вслух или даже записать кружочек в телеграме — и это будет лучше, чем просто пролистать статью и через час её забыть.
Например, в IT-компаниях экспертов иногда просят выступить на конференции или написать статью в блог. Специалисты отказываются, аргументируя это тем, что всё уже давно написано и сказано. Немногие готовы отрефлексировать ту или иную ситуацию, поделиться, какие выгоды удалось из неё извлечь. Это важно, потому что именно реальные истории помогают другим людям ориентироваться в новых знаниях и технологиях.
4. Применять теорию на практике. Можно пройти сколько угодно курсов, но, если не начать применять полученные знания в жизни, в них нет смысла. Например, в Практикуме у студентов спрашивают, какого результата им удалось достичь во время прохождения курса. Если они применили в жизни хотя бы один простой инструмент — например, начали ставить задачи по системе SMART, то можно считать, что обучение проходит не зря.
Чтобы сформировалась привычка к постоянному обучению, нужно время. Облегчить и ускорить этот процесс поможет ведение трекера, планирование времени, геймификация обучения и микрошаги.
Пять шагов, которые помогут сформировать полезную привычку:
1. Установить систему поощрений. Это может быть пост в соцсетях или трекер привычек, где каждый закрашенный кружок будет приносить удовлетворение от проделанной работы.
2. Планировать время на обучение заранее. Если этого не сделать, время не появится — всегда найдутся более важные дела. Например, руководитель предложила команде забронировать час на чтение книг и пообещала не претендовать на это время, но с условием делиться, какие знания удалось применить в жизни. В результате сотрудники стали чаще пользоваться офисной библиотекой, обмениваться опытом друг с другом и предлагать улучшения работы отдела.
3. Превратить учёбу в игру. Играя, студент получает не только теоретические знания, но и эмоциональный опыт, практику. Это позволяет не терять мотивацию, переходя от урока к уроку, и увеличивает шансы на успех в процессе непрерывного обучения.
4. Иметь buddy-поддержку. Учиться вместе с кем-то — легче. Поэтому в пандемию стали так популярны онлайн-коворкинги: люди созванивались и работали с включёнными камерами. Это дисциплина и поддержка одновременно. Возможность рассказать другим о том, что узнал, помогает лучше запомнить материал, а похвала и поддержка мотивируют продолжать учиться.
5. Помнить о цели и делать микрошаги. Например, если задача ― научиться регулировать эмоции во время рабочих процессов, то нужно наблюдать за чувствами в разных ситуациях. Каждая встреча и каждый день могут стать мини-тренировкой навыка. Начать можно с наблюдений, как строят диалог другие люди на рабочей встрече, а уже потом перейти к практике — попробовать убеждать, не повышая голоса. Измерить результат помогут ведение дневника, трекер или чек-лист.
Юлия Аравина
Когда человек берётся за что-то новое, есть риск столкнуться с сопротивлением и барьерами. Легко поверить, что задача слишком сложная и на неё нет сил. Ключ к тому, чтобы начать что-то делать и довести до конца, — это интерес. Например, когда говорят «изучай финансовый рынок», это кажется ужасно скучным и сложным. Возможно, интереснее будет углубиться в историю и узнать о том, что приводило к сильным экономическим кризисам, посмотреть YouTube-канал, где эксперт за 20 минут коротко рассказывает об этом. Или скачать приложение, которое подсказывает, какие инвестиции сейчас наиболее прибыльные. Универсального пути нет, но, чем легче и интереснее организовать процесс непрерывного обучения, тем проще новые знания будут встраиваться в опыт и приносить пользу.
Читать также: