Что такое оборотный капитал и по какой формуле рассчитывается
Что такое оборотный капитал и по какой формуле рассчитывается
Рассказываем, как рассчитать оборотный капитал, чтобы избежать кассового разрыва, и какие метрики важно не упустить из вида.
Оборотный капитал — это активы, которые необходимы для финансирования деятельности компании, то есть создание и продажу товаров или услуг. Эти активы включают краткосрочные и долгосрочные обязательства, распределенные на производственный цикл. Оборотный капитал важен для поддержания ликвидности и финансовой стабильности компании.
Иными словами, оборотный капитал — это деньги, которые, как говорят предприниматели, «крутятся» и обеспечивают производство товаров или услуги.
В бизнесе принято классифицировать оборотный капитал, или оборотку, на два вида:
● постоянная — это деньги и другие активы, необходимые для работы;
● временная или переменная — добавленная, выбивающаяся из основной стратегии.
Например, селлер может взять кредит и докупить товар в четвертом квартале года, если продажи дают ощутимую прибыль, а на складах пусто.
Оборотный капитал отражает разницу между текущими активами и пассивами, обеспечивая оперативные потоки денег для выполнения бизнес-операций.
Учиться рассчитывать прибыль и убытки и прогнозировать ликвидность проще на практике и с комментариями экспертов. Такую возможность дает курс «Финансовый менеджмент», который Практикум создал вместе со Школой финансов НИУ ВШЭ. Курс рассчитан на три месяца и помимо теории включает пять онлайн-воркшопов. Начать учиться можно бесплатно.
Основной капитал — более широкое понятие, по сути, это все материальные и нематериальные ресурсы, включая оборотный капитал, а также движимое и недвижимое имущество компании.
Оборотный капитал — это те деньги и ресурсы, которые нужны на создание ценности для клиентов. Они крутятся в бизнесе, то есть тратятся напрямую на производство и реализацию товаров и услуг.
Структура оборотного капитала любой компании или ИП состоит из:
● имеющихся на счетах свободных денег;
● товарных остатков — на собственных складах, складах маркетплейсов и т.д.;
● дебиторских задолженностей — например, от маркетплейса или иных контрагентов.
● кредитных средств, взятых на развитие бизнеса.
Например, основной капитал компании «Удобная мебель» — это склад, товар на складе, оборудованный офис на 20 человек, цех по производству мебели и пять газелей в службе доставки. А оборотный капитал — 800 000 рублей, на которые компания закупила материалы на производство товара и оплату операционных расходов. После продажи готовой мебели и возврата инвестиций компания сможет снова закупить материалы, произвести товар и вновь выставить его на продажу.
Оборотный капитал рассчитывается по следующей формуле:
● Текущие активы — это активы, которые можно превратить в деньги в краткосрочный период. Кроме остатка на счетах, это дебиторская задолженность и запасы товара.
● Текущие обязательства — это обязательства, которые компании необходимо погасить в краткосрочный период. Например, кредиторская задолженность, краткосрочные займы, выплата зарплаты, расходы на производство и т.д.
Приведем пример расчета оборотного капитала. Предположим, что у компании «Уютный дом» имеются следующие текущие активы и обязательства.
Таким образом, оборотный капитал компании равен: 400 000 − 150 000 = 250 000 ₽.
Это означает, что компания имеет достаточно средств для покрытия своих краткосрочных обязательств и может продолжать свою деятельность.
Общая схема анализа результатов подсчета оборотного капитала:
1. Коэффициент равен 0. Результат указывает на потенциальные финансовые проблемы и грядущие сложности для компании. Возможностей для масштабирования нет, наоборот, необходимо анализировать ситуацию и вносить изменения в бизнес-процессы.
2. Отрицательный коэффициент. Если текущие активы меньше обязательств, компания в опасности: если все контрагенты одновременно потребуют расчета, рассчитаться без потерь для бизнеса не получится.
3. Положительный коэффициент. Наиболее благоприятный результат, подтверждающий финансовую стабильность компании и имеющийся потенциал для роста и масштабирования.
Рассмотрим подробнее основные метрики, которые помогают оценить эффективность бизнес-процессов в компании и на которые нужно опираться при анализе показателей оборотного капитала.
● Оборачиваемость оборотного капитала — показывает, насколько эффективно компания использует свои оборотные средства для работы и генерирования прибыли. Метрика отражает скорость, с которой компания «прокручивает» активы цикл за циклом. Оборачиваемость рассчитывается в определенных временных рамках в зависимости от области и специфики бизнеса.
Селлеры на маркетплейсах обычно ориентируются на период в 45-60 дней. На этом отрезке оборотного капитала должно хватить на текущую закупку товара и операционные расходы по его продаже.
Чтобы рассчитать оборачиваемость, нужно сумму чистых продаж разделить на средний оборотный капитал. Высокая оборачиваемость указывает на эффективность компании, качественное управление и стабильные продажи. Низкая — на нестабильность в работе и возможные финансовые трудности в обозримом будущем.
● Доходность на оборотный капитал — показывает, какой доход компания получает на каждый вложенный в оборотный капитал рубль.
Например, вклад в банке можно открыть под 20% годовых. С точки зрения бизнеса, если положишь 1 00 000 ₽ на год в банк, на процентах можно заработать 21 000 ₽, итого через год получится 120 000₽.
Подсчитаем, сколько у предпринимателя получится заработать за год, если он вложит эти 100 000 ₽ в бизнес? Например, закупит товары и продаст их — сам или через маркетплейс. На 100 000 купили товар, выручили за него 200 000, итого заработали 100 000 рублей. Не остановились на этом, а снова купили товар на эти 100 000 и снова заработали еще 100 000. Итого с одного цикла продажи мы зарабатываем чистых 100 000 рублей. Если в году будет 12 таких циклов, то есть мы прокрутим наши 100 000 рублей 12 раз, прибыль будет 1 200 000 рублей. Таким образом, годовая доходность составит 1200%. Напомним, что на вкладе селлер бы заработал 20%.
● Ликвидность оборотного капитала — метрика, которая помогает оценить, как быстро компания может перевести оборотные активы в деньги для покрытия текущих обязательств. Ликвидность оборотного капитала показывает уровень финансовой гибкости компании в краткосрочной перспективе. В среде селлеров эту метрику формулируют просто: «чтобы хватало денег на деятельность»
Чтобы рассчитать коэффициент ликвидности, нужно текущие активы разделить на текущие обязательства. Вернемся к примеру с компанией «Уютный дом» и посчитаем ликвидность:
Текущие активы (400 000 ₽) / Текущие обязательства (150 000 ₽) = 2,66
Значение ликвидности больше единицы означает, что у компании достаточно активов для покрытия обязательств, она устойчива в финансовом плане. Меньше единицы — указывает на финансовую нестабильность и отсутствие в данных условиях возможностей для масштабирования.
Например, компания хочет увеличить выпуск продукции или продажи в два раза. Компания действительно может продать в два раза больше товаров или услуг, но это приведет к увеличению расходов на себестоимость. Нужно будет закупить больше сырья или оплатить работу большего количества специалистов, которые будут разрабатывать редизайн сайта, например.
Если ликвидность отрицательная, появляется кассовый разрыв, то есть нехватка оборотного капитала. Средств не хватит не только для масштабирования, но и на обеспечение текущей деятельности.
Совет эксперта
Читать также: