Мария пришла в магазин посуды и купила сковороду за 3000 рублей, ей за это подарили скидочный купон в соседний магазин текстиля на 300 рублей. Дмитрий подписан на автоблогера и ездит на автомойку, которую тот посоветовал в сторис. Светлана покупает книги по рекомендациям из телеграм-канала, где много обзоров и промокодов на скидки. Всех этих людей объединяет то, что они попали в сети партнёрского маркетинга.
Партнёрский маркетинг (англ. affiliate marketing) — это продвижение товаров или услуг через посредников или партнёров. Для бизнеса это способ дотянуться до новых аудиторий и получить новых клиентов с помощью ресурсов партнёров. Благодаря партнёрскому маркетингу блогер, трафик-менеджер или целая компания смогут получить дополнительный источник дохода со своих соцсетей, блога и других каналов коммуникации.
Тренд на партнёрский маркетинг растёт, компании нанимают специалистов и создают специальные отделы. В первую очередь такой вид маркетинга стал популярным из-за низких расходов. Всё, на что тратится компания, — это комиссии с продаж, фиксированные выплаты и затраты на производство контента. Если грамотно выбрать партнёра и таргетироваться на нужный сегмент аудитории, конверсия в покупку будет высокой.
Продавец — бренд или бизнес, которые инициируют партнёрскую программу.
Партнёр, аффилиат или веб-мастер — тот, кто продвигает продукт с помощью своих инструментов: блогов или рекламы.
Покупатель — покупает продукт или услугу.
Чтобы этот треугольник правильно работал и все получали свою выгоду, используют партнёрскую сеть — платформу, которая помогает бизнесу находить партнёров, отслеживает конверсию сделок и контролирует выплаты.
Оффер (англ. offer) — предложение, которое компания размещает у партнёров.
DeepLink — ссылка, которая ведёт покупателя на страницу: сайт компании, лендинг или каталог товаров.
UTM-метки — специальные слова в названии ссылки, которые помогают маркетологам отслеживать рекламную кампанию в интернете.
SubID — присвоение меток одной и той же ссылке, чтобы отслеживать конверсию партнёров. Например, веб-мастер сотрудничает с образовательной платформой и хочет разместить в своём блоге партнёрские ссылки на разные курсы. Чтобы понять, какой курс заинтересует подписчиков больше, ему нужно добавить к реферальной ссылке SubID с названием курса о программировании на Python, а потом отсортировать и посмотреть количество кликов по каждой.
Например, в партнёрской сети Admitad, где продавцы находят веб-мастеров для сотрудничества, это будет выглядеть так:
Исходная ссылка:
https://affiliate.admitad.com/ru/site/
Ссылка с SubID:
https://support.admitad.com/hc/ru/articles/360019285478-SubID
Trafficback — трафик, который был перенаправлен на другой товар или услугу, например при снятии с продаж.
Вертикаль — ниша в партнёрском маркетинге.
Лидогенерация — маркетинговые активности, направленные на привлечение клиентов.
Стоимость лида — сумма, которую продавец платит партнёру за каждого привлечённого клиента из партнёрской программы.
Закрепление — вид партнёрского маркетинга, когда веб-мастер приводит клиента и получает процент не только с первой покупки, а и со всех последующих, и клиент закрепляется за определённым партнёром.
Реферал (англ. referral) — человек, привлечённый по партнёрской ссылке.
Холд (англ. hold) — время, которое проходит от момента оплаты покупателем товара до возможности вывода партнёром комиссии за эту покупку.
Трекинг (англ. tracking) — отслеживание партнёром действий покупателя: переход по ссылке, оплату и конверсию.
Многоуровневая партнёрская программа — вид сотрудничества между продавцом и партнёрами, когда выплата происходит не только за непосредственного клиента, но и за тех, кто потом пришёл по его ссылке. Например, у многих были знакомые, которые советовали продукцию фирмы AmWay или Avon. Эти компании работают по принципу многоуровневой партнёрской программы — чем длиннее цепочка клиентов, тем больше получит тот, кто находится на её верхнем уровне.
Наставники курса «Трафик-менеджер» помогут разобраться в работе рекламных инструментов. Студенты на практике учатся запускать рекламные кампании, анализировать и создавать отчёты по ним.
1. Классический партнёрский маркетинг — это модель, при которой компании платят посредникам процент или фиксированную выплату за продвижение своего продукта.
Чаще всего продавцы и партнёры знакомятся на специальных площадках, которые называются партнёрские или CPA-сети (от англ. Cost Per Action, «цена за действие»), такие как Admitad, Leads, MyLead, Adv.Cake.
CPL (от англ. Cost Per Lead, «цена за лид») — вознаграждение за клиента, который оставил заявку на консультацию или подписался на рассылку.
CPS (от англ. Cost Per Sale, «цена за продажу») или CPO (Cost Per Order, «цена за заказ») — вознаграждение за продажу.
CPA (от англ. Cost Per Action, «цена за действие») — вознаграждение за целевое действие, например: подписка, оплата кредитной картой, активация бесплатного пробного периода.
CPI (от англ. Cost Per Install, «цена за установку») — вознаграждение за скачивание и установку приложения.
Коллаборация может быть односторонней, когда партнёр берёт промокод и передаёт его своей аудитории. Двухстороннюю коллаборацию ещё называют кросс-промоушн (англ. cross-promotion, «перекрёстное продвижение»), когда компании продвигают друг друга и работают по системе win-win (англ. «победа без проигравших»).
Для таких интеграций подходит бизнес с программой лояльности или задачей довести клиента до целевого действия. Например, банку нужно повысить транзакционную активность, то есть сделать так, чтобы люди чаще расплачивались картой. Клиент перестал активно что-то покупать, но деньги на карте есть. Банк может начать партнёрство с магазином одежды и предлагать клиентам, которые заинтересованы в этом сегменте, совершить операции по карте на 15 000 рублей в обмен на скидку 10% в магазине.
В случае с классическим партнёрским маркетингом работа строится следующим образом:
Продавец ищет веб-мастера для продвижения на специальных площадках или привлекает через собственную партнёрскую программу. Партнёрские сети просят продавцов заполнить специальный бриф, чтобы сформировать оффер, который веб-мастер сможет легко найти, потому что тот соответствует его нише и пожеланиям по продвижению и оплате.
Когда веб-мастер договорился с продавцом о сотрудничестве, он получает уникальный промокод или реферальную ссылку. Веб-мастер продвигает продукт через свой блог, сайт, запускает рекламу или промоутеров с листовками. Способы продвижения могут быть разными, но иногда продавец может «заказывать» определённые каналы, например, только через YouTube.
Продавец отслеживает продажи через партнёрскую программу с помощью реферальных ссылок и utm-меток и видит, кто сколько клиентов привёл и какую сумму принёс бизнесу.
Веб-мастер получает комиссию — процент или фиксированную ставку за покупку или другое целевое действие, а если сеть поддерживает партнёрскую программу «Закрепление», и за те покупки, которые клиент совершит в дальнейшем.
Когда маркетологи в компании планируют коллаборацию, они придерживаются следующего плана действий:
Продумывают концепцию проекта: что и кому компания хочет говорить. Определяют целевую аудиторию, оффер, коммуникационное сообщение.
Составляют список потенциальных партнёров. Самые беспроигрышные и универсальные партнёры — банки, финтех-решения и телеком-операторы. У них огромная база клиентов, отличные возможности таргетинга, они понимают свою аудиторию и её интересы. Также можно выбрать бренды со смежной и совпадающей целевой аудиторией. Например, если компания продвигает спортивные товары, она пойдёт в сервисы доставки правильного питания или в фитнес-центры. Третий способ — подумать, куда ходит целевая аудитория, какой контент потребляет. Частная школа, если захочет привлечь новых родителей, может предложить коллаборацию «Мелу» или запартнёриться с магазином детской одежды по соседству. Удачным партнёром может стать агрегатор или сайт с отзывами, куда клиенты ходят перед покупкой. К примеру, косметический бренд размещает на сайте отзывов тест: «Какой крем подойдёт вашей коже». Посетитель отвечает на вопросы, а в конце ему предлагают подходящий вариант со скидкой.
Связываются с ними лично или отправляют коммерческое предложение.
Обсуждают детали сотрудничества, прописывают все условия и обязательно устанавливают:
● сроки;
● ответственных за контент и дизайн;
● площадки для распространения;
● плановый охват и конверсию.
5. Проводят акцию и отслеживают показатели конверсии, чтобы понять эффективность такого канала продвижения.
Чтобы партнёрский маркетинг приносил прибыль, нужно придерживаться правил:
● Выбирать подходящих партнёров. Компаниям нужно искать веб-мастеров с опытом в нише, которые при этом не заняты продвижением конкурентов. Веб-мастерам лучше сразу определиться с нишей и прокачивать свои навыки в определённом сегменте. Например, в 2022 году популярны е-commerce, спортивная тематика, БАДы и пищевые добавки, финансы и криптовалюта.
● Выбирать надёжные и удобные платформы. Это избавит от проблем со статистикой и выводом денег через партнёрскую программу.
● Напрямую отправлять правильное коммерческое предложение. Оно должно быть кратким и сразу рассказывать о сути и выгоде для партнёра.
● Сразу отслеживать конверсию от партнёрских акций и веб-мастеров. Делать это можно с помощью разделов «Статистика» в партнёрских программах или сервисов Яндекс Метрика и Google Analytics. Важно смотреть, какие каналы коммуникации самые эффективные. Например, компания размещает баннеры, статьи и делает рассылки по базе партнёра. В ходе анализа оказывается, что 80% результата приносит какой-то один канал коммуникации. Тогда логичнее фокусироваться на его масштабировании и не тратить ресурсы на другие.
● Не переусердствовать с коммуникациями с одним и тем же партнёром. Если это быстрорастущий бренд с сильным притоком аудитории, коллаборации можно делать раз в полгода.
● Работать этично и не пользоваться серыми методами для привлечения трафика.
Читать также: