Pet-проект (от англ. pet — домашний питомец) — это тренировочный проект, который специалист создаёт в свободное время и по собственному желанию. Он сам придумывает и воплощает идею. Пет-проекты могут создавать программисты, дизайнеры, маркетологи, аналитики данных и т. д.
Например, программист после основной работы может создать мобильное приложение для сети кофеен своего друга. Аналитик данных — сделать систему анализа своих беговых тренировок, чтобы повысить их эффективность. Тестировщик — протестировать функционал интернет-магазина, которым регулярно пользуется. А дизайнер — создать брендинг для воображаемого проекта.
Пет-проекты можно делать для самых разных целей. С их помощью начинающие и продвинутые специалисты отрабатывают профессиональные навыки, экспериментируют с новыми технологиями и инструментами. Из пет-проектов также можно составить портфолио для потенциального работодателя.
У тренировочных проектов есть свои преимущества и недостатки.
Pet-проекты можно разделить по количеству задействованных специалистов и по целям:
● Командный. Над ним работает несколько человек. Например, группа студентов на обучающих курсах или компания друзей-разработчиков, которые заряжены одной идеей.
● Личный. Автор — один человек, он сам выбирает тему и технологии, устанавливает сроки и ищет необходимые ресурсы.
● Тренировочный или учебный. На таких проектах начинающий специалист может набираться опыта. Например, студенты Практикума в течение курса создают до 10 проектов, которые максимально приближены к реальным задачам бизнеса. Отрабатывать навыки на pet-проектах могут и продвинутые специалисты, когда осваивают новые технологии или разрабатывают функции для повышения качества IT-продукта.
● Для решения личной задачи. Например, разработчик, который увлекается инвестициями, может создать для себя чат-агрегатор новостей об экономике и бизнесе. Многие популярные сервисы начинались как личные проекты. Когда-то пет-проектом была даже операционная система Linux: программист Линус Торвальдс разработал её, чтобы использовать в коммерческих целях.
● Для трудоустройства. Многие работодатели ждут от специалиста не только резюме, но и портфолио с примерами проектов. По ним работодатель оценивает навыки соискателя и решает, стоит ли с ним сотрудничать. Если соискатель — начинающий специалист, который не может похвастаться реальными кейсами, на помощь приходят пет-проекты.
Автором пет-проекта не обязательно должен быть один человек. Его можно создать и в команде с другими специалистами
При создании тренировочных проектов специалисты могут вдохновляться идеями стартапов из разных стран. Или, например, найти проблему, с которой много людей сталкиваются ежедневно, — и попытаться решить её с помощью пет-проекта.
Вот какие пет-проекты можно сделать в дизайне:
● Интерфейс IT-продукта: сайта, мобильного приложения или, например, бортового компьютера, который встраивается в автомобиль.
● Анимированный логотип или ролик-заставка Youtube-канала.
● Лендинг: например, для анонса туров по России.
● Фирменный стиль с разработкой логотипа, шрифтов, цветов, сувенирной продукции.
В анализе данных тоже можно делать пет-проекты, например:
● Визуализировать информацию из общедоступных баз данных: Росреестра, например.
● Настроить парсинг данных, то есть автоматизированный сбор и структурирование информации: например, подходящих вакансий с сайта по поиску работы или новостей о бизнесе.
● Исследовать открытые данные. Например, объявления о продаже недвижимости.
А вот ещё несколько универсальных идей для пет-проектов для начинающих IT-специалистов:
● Калькулятор. Один из самых распространённых вариантов проекта, на котором можно отработать навыки. Например, создать приложение, которое рассчитывает платёж по ипотеке с учётом разных параметров. Или калькулятор для расчёта доходов и расходов или калорий.
● Календарь. Можно сделать обычный — с рабочими, выходными и праздничными днями. Или, например, календарь распродаж, который напоминает о сезонных скидках и акциях.
● Бот. Ещё одна распространённая идея для pet-проекта — чат-бот, который отвечает на запросы пользователей: например, помогает составить меню на день или найти и забронировать отель.
● Трекер. Это приложение, которое отслеживает изменения в состоянии чего-либо. Например, трекер валют показывает, как меняется курс евро, доллара или юаня. Трекер физической активности отслеживает количество шагов, пульс и пройденное расстояние. Трекер сна записывает данные о времени засыпания и пробуждения.
Приложение-трекер InCoin, который создали студенты Практикума. Позволяет следить за семейными расходами и формировать бюджет
● Мини-игра. Если специалист хочет в будущем перейти в геймдев-индустрию, он может попробовать создать игру. Например, змейку, покер или даже стратегию с собственным сюжетом.
● Веб-сайт или мобильное приложение. Например, платформу, которая предлагает подборку фильмов на вечер или макет интернет-магазина с подборкой и описанием товаров.
● Мессенджер. Программа для мгновенного обмена сообщениями тоже подходит для пет-проекта. Кто знает — может, однажды она составит конкуренцию Telegram или Slack.
● Социальная сеть. Например, корпоративная — для общения сотрудников одной компании.
Тренировочный создают в три этапа:
1. Гипотеза. Пет-проект начинается с идеи. Нужно определиться с концепцией и подумать, какую проблему пользователей — пусть и потенциальных — можно решить с помощью этой работы.
2. Исследование. Гипотезу необходимо проверить. Для этого можно изучить похожие продукты и отзывы о них, поговорить с потенциальными пользователями, почитать исследования рынка.
3. MVP (Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт). Это этап, на котором создаётся тестовая версия продукта. Её нужно показать реальным пользователям, получить от них фидбек, затем исправить ошибки или доработать функционал.
Совет эксперта
Читать также: