Менеджмент • 06 октября 2023 • 5 мин чтения

Пирамида управления в менеджменте — что это и чем она полезна компании

Многие владельцы бизнеса мечтают создать большую компанию. Для этого важно понимать, какой будет её управленческая структура. Разберём один из вариантов — «пирамида управления».

Что такое пирамида управления

Пирамида управления в менеджменте — это иерархическая структура,в которой каждый уровень управления подчиняется вышестоящему уровню. Она обеспечивает структуру и порядок в организации, а также распределение ответственности и полномочий между менеджерами. Во главе пирамиды стоит тот, кто управляет компанией. Обычно это CEO, который может быть собственником компании или наёмным генеральным директором. Ему подчиняются другие управленческие команды, например заместители. Они, в свою очередь, контролируют следующий уровень руководителей, допустим, начальников отдела.
Графически в пирамиде отображаются только управленческие уровни, но не рядовые сотрудники
Суть пирамиды управления в чёткой иерархии, при которой CEO взаимодействует только с руководителями второго уровня и контролирует только их. Допустим, если руководитель компании принял решение об изменениях, он доносит его только до топ-менеджмента. А они уже придумывают, как внедрить решение в работу и построить бизнес-процесс. Ставят конкретные задачи руководителям отделов и получают от них отчёт о выполнении.

В этом случае руководителю компании не нужно вникать во все нюансы бизнес-процессов и самостоятельно контролировать всех сотрудников. Используя управленческую пирамиду, он снимает с себя операционные задачи, чтобы освободить время для стратегического планирования.

Примером компании, работающей по пирамиде управления, может быть любая крупная корпорация, например Apple, Google, Microsoft или Amazon. В этих компаниях есть чёткая иерархия управления, где каждый уровень имеет свои задачи и ответственность. В России в чистом виде пирамида управления чаще всего встречается, например, в государственных структурах и системе образования.

Как устроена пирамида управления в менеджменте

Рассмотрим на примере небольшой типографии. Помимо собственника, он же генеральный директор, в штате есть менеджер, принимающий заказы, специалист, отвечающий за производство, маркетолог и бухгалтер. При этом руководитель компании в курсе деталей каждого заказа.
Это минимальная пирамида управления, которая свойственна небольшим стартапам, где все между собой равны и единственный начальник — основатель компании
Когда команда небольшая — до семи человек, руководителю довольно легко всех контролировать. Но когда компания растёт, это становится сложнее. Пирамида управления нужна для того, чтобы упростить эту задачу.

Дела у типографии идут хорошо, заказов много, и руководитель компании решает расширить команду. Он нанимает дополнительных людей на производство, менеджеров по работе с клиентами, маркетологов, и назначает руководителей отделов. Таким образом, формируется следующий уровень управленческой пирамиды. Теперь собственнику не нужно контролировать печать каждого заказа и согласовывать каждое рекламное объявление — эти задачи решают начальники отделов.

CEO ставит задачи руководителям отделов, а они уже передают их своим сотрудникам и контролируют их выполнение

СЕО понимает: чтобы масштабироваться, ему нужно тратить меньше времени на управление типографией и операционкой. Он нанимает управляющего, который занимается этой компанией, а сам выстраивает бизнес-процессы для масштабирования. Делегирование задач управленцу первой типографией позволило СЕО открыть вторую. Следом запускается ещё несколько типографий в разных городах, и руководитель нанимает COO — операционного директора, который будет контролировать управляющих точек.

В такой пирамиде CEO ставит задачи операционному директору, а он контролирует выполнение этих задач управляющими точек
Как формировать новые уровни пирамиды управления и в какой момент это нужно делать, зависит от специфики компании и темпов её роста. Научиться этому, а также узнать о других управленческих структурах поможет курс по управлению командой.

Преимущества и недостатки пирамидальной структуры для менеджмента

Как у любого инструмента в менеджменте, у модели пирамиды управления есть свои плюсы и минусы.

Преимущества

Чётко определённое лидерство.
Такой тип управления позволяет распределить ответственность между менеджерами. Это упрощает взаимодействие в команде, каждый понимает, кто ставит задачи и кому нужно отчитываться.

Прозрачное развитие карьеры.
Любой сотрудник понимает структуру компании и знает, куда ему расти.

Дружная команда внутри отделов. Поскольку сотрудники обсуждают рабочие вопросы только внутри своего отдела, они налаживают контакт с непосредственным руководителем и становятся сплочённым коллективом.

Недостатки

● Отсутствие горизонтальных связей.
В системе пирамиды управления есть чёткая иерархия: рядовые сотрудники из разных отделов минимально общаются между собой, а все вопросы решаются через руководителей. Это приводит к тому, что цепочка коммуникаций внутри компании становится слишком длинной.

Минимальная коммуникация между рядовым персоналом и топ-менеджментом.
Поскольку сотрудники общаются только со своим непосредственным начальником, у них нет доступа к руководству компании. Это минимизирует их участие в развитии компании и напрямую влияет на рабочую мотивацию.

Сложное внедрение изменений.
В модели пирамиды управления топ-менеджмент вынужден доносить свои идеи до рядовых сотрудников через несколько уровней руководителей. Это удлиняет срок внедрения изменений. И увеличивает риск того, что до специалистов дойдёт неполная или изменённая информация, что осложнит реализацию идеи.

3 основные группы уровней пирамиды управления

В зависимости от масштаба компании в структуре пирамиды управления может быть разное количество уровней, но в целом они делятся на три категории. Разберём базовые уровни пирамиды управления в менеджменте на примере ресторанного бизнеса.
Чем выше уровень руководителя в пирамиде управления, тем меньше у него операционных задач и больше стратегических
Топ-менеджмент ― высший уровень

Руководители этого уровня отвечают за развитие компании и стратегическое планирование. Он может включать несколько подуровней, например не только CEO, но и его заместителей.

Допустим, в крупной сети ресторанов это:
● CEO ― генеральный директор,
● COO ― операционный директор,
● CFO ― финансовый директор,
● CHO или HRD ― директор по людям,
● CMO ― маркетинговый директор,
● CTO ― технический директор.

Мидл-менеджмент ― средний уровень
Руководители этого уровня отвечают за конкретные области деятельности компании и координацию работы подчинённых. К примеру, в ресторанном бизнесе в мидл-менеджмент может входить два уровня руководителей: территориальные управляющие, которые отвечают за рестораны в определённом регионе, и директора ресторанов, которые следят за тем, чтобы заведения эффективно работали и приносили достаточно выручки.
Даун-менеджмент ― низший уровень
Руководители этого уровня отвечают за операционное управление. Здесь находятся линейные менеджеры: начальники отделов, менеджеры проектов, которые непосредственно управляют работой сотрудников. В ресторане это управляющие, которые подчиняются директорам ресторанов и следят за тем, чтобы официанты приходили вовремя, а в зале был порядок.

В целом управленческая пирамида — это базовая модель. Часто с ростом бизнеса компания начинает использовать другие типы управления, созданные на её основе. Например, сеть ресторанов может перейти на дивизиональную систему управления, которая часто используется в компаниях, присутствующих в нескольких регионах. В этом случае руководителю компании подчиняются дивизионные управляющие, которые контролируют работу в отдельных регионах.

Совет эксперта

Лев Мареев

Многие компании испытывают большое количество проблем в период роста. Поэтому лучше заранее продумывать варианты масштабирования компании, выделяя время на стратегию, чтобы выбрать лучшее решение для бизнеса, департамента или отдела.
Статью подготовили:
Лев Мареев
Учебный центр Яндекс Практикума
Руководитель команды обучений ролей сопровождения
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Сочините нейробалладу или смешной гороскоп: идеи необычных подарков своими руками + бонусы от партнёров
Mon Jul 15 2024 22:09:45 GMT+0300 (Moscow Standard Time)