Менеджмент • 13 ноября 2024 • 5 мин чтения

Всё про питчинг: что это такое, какие у него задачи, цели и принципы

В деловом мире питчинг помогает презентовать продукт, услугу, идею инвесторам или руководству. Расскажем, как провести питчинг так, чтобы вас услышали.

Что такое питчинг

Питчинг — это процесс представления идеи, проекта или продукта. Его проводят, чтобы привлечь к проекту интерес руководства или инвесторов и получить финансирование. Обычно он включает краткое изложение ключевых аспектов: проблемы, решения (идеи), концепции, бизнес-модели, потенциальных выгод.

Так выглядит схема питчинга — сначала нужно подсветить проблему, предложить решение, затем детализировать идею и выгоду для слушателя

Питчинги проводят в разных случаях: например, когда компания презентует новый продукт покупателям или проект — инвесторам. Мы поговорим о питчинге в контексте презентации проекта и привлечения финансирования со стороны инвесторов или руководства компании.

Чаще всего питчингом в бизнесе занимаются менеджеры проектов. Они презентуют идеи и продукты аудитории. Научиться этому можно на курсе «Менеджер проектов». Во время обучения студенты получают базовые навыки и знания, которые нужны для управления проектами: изучают языки программирования, рабочие программы и сервисы для аналитики и подготовки презентаций. По окончании обучения студенты получают диплом о профессиональной переподготовке.

Отличие питчинга от рассылки пресс-релизов

Питчинг и рассылка пресс-релизов — это два разных подхода к презентации бизнес-идей. Питчинг направлен на привлечение интереса узкой аудитории — например, инвесторов и потенциальных партнёров. Пресс-релизы, напротив, предназначены для информирования широкой аудитории. Они используются для создания общественного мнения и привлечения внимания СМИ.

Питчинг обычно проводят в формате личных встреч, телефонных звонков или персональных электронных писем. Он предполагает диалог, обсуждение деталей, ответы на вопросы. Рассылка пресс-релизов — это односторонний процесс, когда компания предоставляет информацию, но не ожидает обратной связи и личного контакта.

Цели и задачи питчинга

Основная цель питчинга в менеджменте — получить финансирование. Для этого нужно привлечь внимание инвесторов или партнёров к проекту и убедить их в ценности предложения. Расскажем об этом подробнее.Основная цель питчинга в менеджменте — получить финансирование. Для этого нужно привлечь внимание инвесторов или партнёров к проекту и убедить их в ценности предложения. Расскажем об этом подробнее.

Питчинг нужен, чтобы найти деньги на реализацию идеи. Для этого нужно подобрать аргументы, чтобы инвесторы согласились инвестировать проект

Чтобы инвесторы заинтересовались проектом, питчинг должен показать выгоду. Представьте, что компания хочет запустить новую линейку продуктов. Для этого необходимо финансирование. Нужно привлечь инвесторов, которые поверят в будущее проекта и согласятся его профинансировать.

Инвесторы преследуют одну цель — получить от проекта больше денег, чем будет потрачено на него. Значит, питч должен содержать в первую очередь аналитику рынка, аудитории и конкурентов, прогноз финансовых показателей (бизнес-модель, расходы, будущая прибыль, срок окупаемости, гарантии и риски). Инвестору нужно показать перспективы проекта на реальных цифрах, дать возможность оценить риски такого инвестирования. Как правило, для принятия решения нужно время. Поэтому во время питчинга слушателям часто раздают буклеты с кратким описанием выступления и ключевыми моментами.

Принципы питчинга

Расскажем про шесть основных принципов, которые помогут сделать питч содержательным и убедительным.

1. Ясность и лаконичность. Слушатель должен быстро уловить суть презентации. Для этого важно презентовать идею на языке аудитории, избегать сложных терминов и длинных объяснений.

2. Структурированность. Питч должен содержать проблему, решение и призыв к действию.

3. Эмоциональная вовлечённость. Простые бытовые примеры помогут вызвать у аудитории эмоциональный отклик.

4. Доказательства и факты. Подкрепляйте свои утверждения данными, результатами исследований или примерами успешных кейсов — это поможет завоевать доверие аудитории.

5. Готовность к возражениям. В идеальном случае питч будет отрабатывать возражения внутри презентации. Но чаще всего дополнительные вопросы возникают в ходе обсуждения.

Виды питчинга

Расскажем про три основных вида питчинга.

1. «Презентация в лифте» — короткий питч, который можно провести вне офиса. Название происходит от концепции, что нужно представить идею в течение времени, которое вы могли бы провести в лифте или при случайной встрече. Такой питч обычно длится 30–60 секунд и доносит ключевые особенности продукта: краткое описание проекта, какую проблему он помогает решить, как будет реализован, каковы потенциальные выгоды.

2. Idea pitch (питч-идея) — презентация продукта во время выступления на ивенте. Как правило, длится не больше 3 минут. В питч-идее важно успеть показать проблему, бизнес-модель и то, какие потребности закрывает проект.

3. Funding pitch — «вопрос-ответ». Следующий этап питчинга после презентации, когда аудитория уже узнала о продукте и задаёт уточняющие вопросы. Во время funding pitch менеджер может углубиться в детали проекта и раскрыть его подробнее.

Как подготовиться к питчингу

Есть несколько правил, которые помогут сделать питч эффективнее. 

  • Изучите аудиторию. Проведите исследование аудитории, которой будете презентовать продукт. Узнайте, что инвесторов интересует в первую очередь и по каким критериям они принимают решения. Допустим, инвестор планирует вложить деньги в небольшой стартап с быстрой отдачей в год-два. Нет смысла презентовать ему идею, которая принесёт прибыль через 5 лет. Для таких целей лучше найти консервативного инвестора, предпочитающего низкий уровень риска. 
  • Подумайте, какую проблему может решить продукт здесь и сейчас. Продавить идею проще, когда в ней остро нуждаются. К примеру, бизнес переживает сложные времена, число сильных конкурентов растёт, из-за этого интерес к продуктам компании падает. Менеджер во время питчинга может делать упор на эти трудности и рассказывать о продукте с точки зрения решения проблемы. 
  • Изучите возможности компании или инвесторов, которым будете предлагать проект. Даже перспективная идея не получит отклик, если у слушателей нет ресурсов для её реализации. Поэтому важно адаптировать идею под возможности инвесторов. Например, большой и дорогой проект можно поделить на этапы, каждый из которых будет подразумевать постепенную окупаемость и переход к следующему этапу. 
  • Изучите слабые места в проекте и аргументы, почему их можно не учитывать. Слушатели будут внимательны к презентации и, скорее всего, быстро обнаружат в ней пробелы. Обдумайте ответы на будущие возражения или сделайте упор на плюсы идеи и то, почему плюсы перевешивают минусы. 
  • Подберите подходящее время для презентации. Лучше о презентации договариваться заранее, чтобы инвестор был свободен и был готов вас услышать. 
  • Визуализируйте главные аргументы в пользу идеи. Например, покажите на графике положения до и после. Допустим, у компании отмечается спад продаж — покажите, какими они будут после реализации идеи. 
  • Отрепетируйте выступление. Выучите презентацию и повторите её перед зеркалом. Постарайтесь выделять главные моменты, говорите уверенно, придумайте шутки, чтобы разрядить обстановку и расположить к себе слушателя.
Статью подготовили:
Валентина Бокова
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Nov 13 2024 13:46:11 GMT+0300 (Moscow Standard Time)