Иллюстратору меньше приходится работать с предпечатной подготовкой, чем графическому дизайнеру или верстальщику. В основном иллюстраторы создают изображения, которые потом отдают дизайнерам для встраивания в общий макет. Когда иллюстратор работает самостоятельно и другие специалисты к работе не подключаются, приходится разбираться в процессах допечатной подготовки, понимать способы печати и их различия между собой. Это поможет быстрее сдавать работу и избегать дополнительных правок от типографии.
Например, для сувенирной продукции используют шелкографию. Для печати в этой технике изображения должны быть с минимальным количеством цветов и разбивкой на слои, желательно векторные. Если иллюстратор не знает правил допечатной подготовки и отрисовывает картинку в Procreate со множеством эффектов и градиентов, то иллюстрацию с обилием цветов и полутонами напечатать нельзя и придётся перерисовывать.
Заказчикам не подойдёт иллюстратор, который не разбирается в допечатных требованиях: ведь клиенту придётся нанимать отдельного специалиста, который подготовит макет к печати, или платить типографии с учётом дополнительных услуг. Но даже типография может подкорректировать не все макеты, потому что изображение нужно создавать заново и просто поменять технические настройки недостаточно.
Ещё один важный пункт, о котором стоит помнить иллюстратору, — это масштаб 1:1. То есть для открытки 10х15 размер иллюстрации должен быть 100 мм на 150 мм, для флаера А5 формата — 148 мм на 210 мм. Размер для изображения прописывается в метрической системе. Это нужно для работы с растровыми и векторными изображениями. Размер помогает определиться со степенью детализации и толщиной обводки. Если физический формат большой, то макет готовят в масштабе относительно пропорций носителя — например, для плаката или рекламного баннера 1:10.
Зона безопасности — рамка, за пределы которой нельзя выносить элементы дизайна. Если текст или иллюстрации будут размещены выше, то есть вероятность, что при обрезке они будут неполными или будут располагаться слишком близко к краю. Это нужно учитывать для открыток, визиток, блокнотов на спирали.
Чтобы создать зону безопасности в Adobe Illustrator, можно нарисовать прямоугольник с необходимыми параметрами. В окне Align надо выбрать Align to Artboard, настроить выравнивание по вертикали и горизонтали, кликнуть правой клавишей мышки и выбрать Make Guides.
Выпуски под обрез — рамка, которая создаётся на случай, если при печати изображение случайно сдвинется. В Adobe Illustrator настраивается на моменте создания файла (окно Bleed). Фон для изображения нужно растянуть по этим границам.
Если сначала нарисовать картинку, а потом её подстраивать под требования типографии, то на это уйдёт больше времени, а «отредактированная» иллюстрация может получиться совсем не такой, какой её задумывал иллюстратор. Для некоторых видов печати есть чёткие требования, например, для шелкографии нужна векторная иллюстрация с минимальной детализацией, а для сублимационной печати — растровая.
Основные этапы допечатной подготовки выглядят следующим образом:
1. Составить с заказчиком подробное ТЗ.
Узнать, как будут напечатаны иллюстрации, на каких материалах, какой способ печати выбрали и есть ли у клиента типография, которая будет выполнять итоговую работу. Если заказчик уже определился с этим, то иллюстратору следует изучить требования типографии. Если клиент ещё не решил, где будет печатать иллюстрации, то нужно его проконсультировать насчёт технических ограничений и стоимости печати.
2. Выбрать способ печати и уточнить требования типографии.
Способ печати влияет на то, будет изображение растровым или векторным, нужно ли его отдельно разбивать на цветовые слои, какую цветовую палитру выбрать и так далее. Требования типографий можно найти на их сайтах.
3. Создать иллюстративный материал.
Работа коммерческого иллюстратора начинается с поиска референсов — визуальных идей для проекта, затем идёт отрисовка эскизов и готовой картинки.
4. Свериться с требованиями типографии.
Обязательно нужно проверить финальный макет перед тем, как отправлять его в типографию. Некоторые параметры настраиваются, когда работа уже выполнена — например, перевод шрифта в кривые или выбор формата для сохранения файла (pdf, tiff).
Алевтина Гринмирис
Иногда с сотрудниками типографий бывает нелегко общаться, но важно помнить, что у печатника и иллюстратора одна цель — получить качественную печать. Типографии заинтересованы в том, чтобы продукция вышла без брака — так формируется их репутация. Если общаться с печатниками вежливо, как и с любыми другими профессионалами, то они всегда помогут и проконсультируют по специфике печати для любой задачи.
Читать также: