Дизайн  •  21 февраля  2023  •  5 мин чтения

Как иллюстратору подготовить макет к печати

Работа коммерческого иллюстратора начинается с изучения требований типографии. Разбираемся с цветовыми моделями, разрешением файлов, растровыми и векторными изображениями.

Что такое допечатная подготовка

Допечатная подготовка, или препресс — ряд действий, которые нужно выполнить, чтобы подготовить макет к реализации на физическом носителе.
Допечатная подготовка касается графического дизайна — визиток, открыток, книг, флаеров, брошюр, карточек. Проект: Cachete Jack
Баннерам, плакатам, билбордам и любой широкоформатной рекламе тоже нужна допечатная подготовка. Проект: Marie Alessandri
Чтобы получился качественный мерч, работающий с ним дизайнер должен знать правила препресса. Проект: Martina Camilla Bevilacqua

Иллюстратору меньше приходится работать с предпечатной подготовкой, чем графическому дизайнеру или верстальщику. В основном иллюстраторы создают изображения, которые потом отдают дизайнерам для встраивания в общий макет. Когда иллюстратор работает самостоятельно и другие специалисты к работе не подключаются, приходится разбираться в процессах допечатной подготовки, понимать способы печати и их различия между собой. Это поможет быстрее сдавать работу и избегать дополнительных правок от типографии.

Например, для сувенирной продукции используют шелкографию. Для печати в этой технике изображения должны быть с минимальным количеством цветов и разбивкой на слои, желательно векторные. Если иллюстратор не знает правил допечатной подготовки и отрисовывает картинку в Procreate со множеством эффектов и градиентов, то иллюстрацию с обилием цветов и полутонами напечатать нельзя и придётся перерисовывать.

Правильный вариант подготовки макета для шелкографии. В дизайне ограниченное количество цветов и чёткие контуры, нет градиентов, выраженных текстур свечений и растушёвок. Проект: Ibane Cerezo

Заказчикам не подойдёт иллюстратор, который не разбирается в допечатных требованиях: ведь клиенту придётся нанимать отдельного специалиста, который подготовит макет к печати, или платить типографии с учётом дополнительных услуг. Но даже типография может подкорректировать не все макеты, потому что изображение нужно создавать заново и просто поменять технические настройки недостаточно.

Процесс допечатной подготовки

Способ печати влияет на то, будет иллюстрация растровая или векторная. Для некоторых технологий печати это принципиально, поэтому коммерческий иллюстратор должен разбираться в основных видах печати.
Пример шелкографии. Такой способ часто выбирают для печати сувенирной продукции, например футболок. Проект: l'Atelier de Mel

Требования к готовому макету

У каждой типографии есть документ с требованиями по допечатной подготовке макетов, где подробно описываются способы печати и технические параметры.
Цвет и цветовая палитра
В типографиях работают с двумя цветовыми моделями — CMYK и Pantone. Практически для любой печати нужно создавать иллюстрацию в CMYK, а не в RGB, причём отрегулировать это на этапе создания файла. Модель CMYK — это печать в четыре краски: Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (жёлтый) и black (чёрный). При детальном рассмотрении изображения в CMYK будет заметно, что точки разных цветов стоят рядом под разным углом. Цвет иллюстрации передаётся за счёт оптического смешения красок.
В CMYK другая цветопередача, на экране иллюстрации будут казаться бледными, но на печати всё будет в порядке, без кислотных и ярких красок. Проект: Shiv Graphic Official
Pantone — цветовая модель, отличающаяся от CMYK способом формирования цвета. Если в CMYK задействованы четыре цвета, то каждый «пантон» — один цвет. Это заранее смешанная краска.
Конкретный цвет Pantone можно сразу указать в программе, но обычно достаточно выбрать примерные цвета и отдельно прописать для типографии, где и как покрасить объекты. Проект: Makistse mock-up
У векторных изображений не должно быть градиентных переходов и полутонов, цвета лучше минимизировать. Это связано с особенностями способов печати, для которых используется именно вектор, а не растр, например шелкографии.
Размер и разрешение
Растровые изображения должны иметь разрешение 300 dpi, его надо задавать на этапе создания рабочего файла. При таком разрешении печать будет чёткой и качественной. Для печати крупномасштабных форматов как у билбордов или плакатов разрешение лучше задавать низкое — 56 dpi и ниже. При высоком разрешении файл будет тяжёлым, есть вероятность, что компьютер его не откроет. Чтобы считать информацию с билборда, высокая степень детализации не нужна.
Dpi — количество точек на дюйм. 72 dpi — экранное разрешение, при близком рассмотрении видны пиксели. Картинки в 72 dpi загружают на сайты, если нужна быстрая загрузка страницы. 300 dpi — фотографическое качество, пиксели видно только под лупой, используют для печати
Для векторных изображений требований к разрешению нет.

Ещё один важный пункт, о котором стоит помнить иллюстратору, — это масштаб 1:1. То есть для открытки 10х15 размер иллюстрации должен быть 100 мм на 150 мм, для флаера А5 формата — 148 мм на 210 мм. Размер для изображения прописывается в метрической системе. Это нужно для работы с растровыми и векторными изображениями. Размер помогает определиться со степенью детализации и толщиной обводки. Если физический формат большой, то макет готовят в масштабе относительно пропорций носителя — например, для плаката или рекламного баннера 1:10.

Выпуск под обрез и зона безопасности

Зона безопасности — рамка, за пределы которой нельзя выносить элементы дизайна. Если текст или иллюстрации будут размещены выше, то есть вероятность, что при обрезке они будут неполными или будут располагаться слишком близко к краю. Это нужно учитывать для открыток, визиток, блокнотов на спирали.

Чтобы создать зону безопасности в Adobe Illustrator, можно нарисовать прямоугольник с необходимыми параметрами. В окне Align надо выбрать Align to Artboard, настроить выравнивание по вертикали и горизонтали, кликнуть правой клавишей мышки и выбрать Make Guides.

Выпуски под обрез — рамка, которая создаётся на случай, если при печати изображение случайно сдвинется. В Adobe Illustrator настраивается на моменте создания файла (окно Bleed). Фон для изображения нужно растянуть по этим границам.

Для зоны безопасности нужно внутри отступить по 2 мм с каждой стороны, для выпуска под обрез — по 2 мм снаружи
Перед созданием файла обязательно нужно настроить окна Bleed (2 мм), Color Mode (CMYK), Raster Effects (300 dpi) — это основы допечатной подготовки
Шрифты
Если в иллюстрации используется готовый шрифт, то его необходимо перевести в кривые, чтобы он стал векторным объектом. Если иллюстратор рисует текст от руки, то переводить шрифт в вектор не нужно.
Чтобы в Adobe Illustrator перевести шрифты в кривые, нужно зайти в окно Type, потом Create Outlines. Или использовать горячие клавиши Shift+Ctrl+O
Тиснение
Изображения, которые будут напечатаны высокой печатью или сделаны тиснением, должны быть векторными. Каждый цвет располагается на отдельном слое. Нужно учитывать толщину линий иллюстрации, в среднем она варьируется от 0,2 мм до 1,5 мм.
Типографии прописывают требования к толщине линий относительно вида тиснения — конгревное, слепое, фольгой. Проект: Office Milano
Особенности Procreate
В Procreate художники создают небольшие иллюстрации для цифровых проектов — лендингов, рекламных баннеров в интернете, постов в соцсетях. В программе есть физическое ограничение по формату. Например, нет форматов для билбордов или витрин магазинов. Чтобы отрисовать иллюстрации, нужно работать в масштабе и ставить высокое разрешение. Только так при подгоне изображения под реальный формат не снизится качество. Отрисовать в Procreate крупноформатные макеты можно, но лучше выбирать программы для векторных изображений типа Adobe Illustrator.
В Procreate важно указать размер холста и разрешение на этапе создания файла, позже его нельзя будет изменить. Оно настраивается в окне Canvas, затем Canvas Information

Этапы предпечатной подготовки

Если сначала нарисовать картинку, а потом её подстраивать под требования типографии, то на это уйдёт больше времени, а «отредактированная» иллюстрация может получиться совсем не такой, какой её задумывал иллюстратор. Для некоторых видов печати есть чёткие требования, например, для шелкографии нужна векторная иллюстрация с минимальной детализацией, а для сублимационной печати — растровая.

Основные этапы допечатной подготовки выглядят следующим образом:

1. Составить с заказчиком подробное ТЗ.
Узнать, как будут напечатаны иллюстрации, на каких материалах, какой способ печати выбрали и есть ли у клиента типография, которая будет выполнять итоговую работу. Если заказчик уже определился с этим, то иллюстратору следует изучить требования типографии. Если клиент ещё не решил, где будет печатать иллюстрации, то нужно его проконсультировать насчёт технических ограничений и стоимости печати.

2. Выбрать способ печати и уточнить требования типографии.
Способ печати влияет на то, будет изображение растровым или векторным, нужно ли его отдельно разбивать на цветовые слои, какую цветовую палитру выбрать и так далее. Требования типографий можно найти на их сайтах.

3. Создать иллюстративный материал.
Работа коммерческого иллюстратора начинается с поиска референсов — визуальных идей для проекта, затем идёт отрисовка эскизов и готовой картинки.

4. Свериться с требованиями типографии.
Обязательно нужно проверить финальный макет перед тем, как отправлять его в типографию. Некоторые параметры настраиваются, когда работа уже выполнена — например, перевод шрифта в кривые или выбор формата для сохранения файла (pdf, tiff).

Этапы допечатной подготовки кажутся простыми и понятными, но часто дизайнеры и иллюстраторы пренебрегают первыми двумя пунктами

Совет эксперта

Алевтина Гринмирис
Иногда с сотрудниками типографий бывает нелегко общаться, но важно помнить, что у печатника и иллюстратора одна цель — получить качественную печать. Типографии заинтересованы в том, чтобы продукция вышла без брака — так формируется их репутация. Если общаться с печатниками вежливо, как и с любыми другими профессионалами, то они всегда помогут и проконсультируют по специфике печати для любой задачи.

Статью подготовили:

Алевтина Гринмирис
Яндекс Практикум
Ревьюер на курсах «Графический дизайнер», «Коммуникационный дизайнер», «Коммерческий иллюстратор», графический дизайнер
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Mon Oct 07 2024 15:44:40 GMT+0300 (Moscow Standard Time)