Давайте посмотрим, как это работает, на примере «Даниссимо».
Бренд вышел на рынок в 2004 году и успешно продавался два года. За это время у него появилось множество конкурентов, и в какой-то момент «Даниссимо» «потерялся» на полке. Это плохо сказалось на прибыли, и бренд решил кардинально измениться.
В рамках редизайна агентство Imadesign полностью пересмотрело эту концепцию:
Заменили рациональное на эмоциональное: теперь «Даниссимо» «помогает отвлечься от дел и доставить себе минутку радости и удовольствия».
Изменили упаковку: сделали дизайн воздушнее, с намёком на нежность и лёгкость.
Оставили преемственность в логотипе: его шрифт и форма остались прежними, пропал только образ часов.
По словам представителей Danone, это позволило заметно увеличить продажи и прибыль с товаров бренда. В этом и суть ребрендинга.
Изучая тему «перезагрузки» бренда, вы встретите ещё несколько похожих терминов: редизайн, репозиционирование и релонч. Люди часто путаются в этих процессах, принимая одно за другое. Но их важно различать: каждый из них стоит несколько сотен тысяч рублей и более, можно впустую потратить деньги на то, что вашему бренду не было нужно.
Редизайн — это изменение визуальных элементов бренда: логотипа, упаковки, сайта, рекламных баннеров. Редизайн входит в ребрендинг, но может проводиться и отдельно от него.
Репозиционирование — это значимое изменение ценностей бренда. Оно меняет представление о нём у целевой аудитории, но не затрагивает сам продукт. Репозиционирование также входит в ребрендинг.
Например, так агентство Wellhead изменило позиционирование торгового центра в Самаре, основываясь на инсайте о том, что шопинг для людей — стресс:
Релонч — это перезапуск, практически создание нового бренда. В его основе — смена коммуникации с аудиторией, но он также может включать смену дизайна и позиционирования. Ключевое отличие релонча от ребрендинга в том, что изменения проводятся более глобальные. Например, как у Сбера. Хоть он и сохранил преемственность, на деле бренд практически стал новым: из консервативного государственного банка с историей он превратился в современную IT-компанию.
Ребрендинг проводят, когда:
Если у бренда только часть проблем из списка, их можно «полечить» точечно. Например, чтобы выделить продукцию на полках, достаточно провести редизайн, а чтобы актуализировать потребности аудитории — репозиционирование.
Задачами ребрендинга являются этапы достижения цели. Например, они могут быть такими:
Задачи обычно определяются на этапе аудита и построения стратегии.
Что продаём | На что смотрим |
---|---|
Простой товар: сметана, шампуни, ароматические свечи и другие FMCG | Количество продаж товаров, средний чек |
Сложный товар: квартиры, дорогостоящее оборудование | Скорость принятия решения, объём привлечённой аудитории, удовлетворённость покупкой, готовность рекомендовать товар и компанию друзьям |
Услуги: бьюти-процедуры, медицинские центры, химчистка | Средний чек, скорость принятия решения о покупке, объём продаж и объём привлечённой аудитории |
Чтобы её исключить, сравнивать нужно аналогичные периоды: май с маем, второе полугодие — со вторым полугодием и так далее.
Процесс ребрендинга состоит из пяти этапов:
В реальной жизни о ребрендинге обычно задумываются, когда в компании начинают ухудшаться разные показатели: падают продажи, товар выходит из ассортимента, разрываются контракты, снижаются объёмы разовых закупок. Это повод задуматься о том, что происходит, и провести первый этап работ — аудит, который покажет, над чем нужно работать.
Аудит текущей ситуации
Кто участвует: бренд-менеджер компании или брендинговое агентство.
Что нужно сделать:
Результат: подробный маркетинговый анализ, который объясняет, почему бизнес-показатели ухудшились.
Бренд-менеджер — незаменимый человек для компании, которая собирается провести ребрендинг. Он максимально погружён в бизнес-процессы, хорошо знает рынок и аудиторию, может объективно валидировать работу подрядчиков, и это экономит бренду десятки часов и сотни тысяч рублей.
Всему этому можно научиться с нуля на курсе «Бренд-менеджер».
Аудит может провести и агентство, но это будет дольше и дороже: кто-то должен погрузить специалистов в продукт и рынок, дать доступ к цифрам и ответить на все вопросы. То есть всё равно нужен человек, который будет вести проект ребрендинга внутри компании, а сроки работ могут увеличиваться из-за других клиентов и сложностей детального погружения в бизнес клиента.
Репозиционирование
Кто участвует: брендинговое агентство.
Что нужно сделать:
Результат: концепция нового позиционирования, основанная на глубинных исследованиях из первого этапа.
Здесь компании всё же понадобится брендинговое агентство: за счёт большой команды креаторов оно может предложить 5–7 вариантов нового позиционирования. Это гораздо больше, чем может придумать один человек. Задача бренд-менеджера — провалидировать идеи ребрендинга и выбрать ту, что больше всего подойдёт бренду и аудитории.
Например, такое позиционирование предложило агентство Nimax Brand сервису для доставки продуктов Smekalka:
Кто участвует: брендинговое агентство.
Что нужно сделать: обновить внешний вид бренда под новое позиционирование или сделать его более современным и актуальным для увеличения привлекательности.
Результат: брендбук с обновлённой системой дизайна бренда и его ключевыми элементами (цветовой палитрой, логотипом, принципами разнесения дизайна и т. п.).
Кто участвует: бренд-менеджер и маркетолог внутри компании или рекламное агентство.
Что нужно сделать: продумать, как компания будет рассказывать о «новом» бренде аудитории.
Результат: коммуникационная стратегия, готовая к запуску. В ней должна быть определена тональность коммуникаций, ключевая идея коммуникаций (Big Idea), сообщения для разных каналов коммуникаций, ключевой визуальный образ, стратегия и порядок задействования разных каналов коммуникаций, включая digital и промомероприятия при необходимости.
А вот и пример: коммуникационная стратегия для средства профилактики вирусных заболеваний «Барьерный риф» от агентства Wellhead.
Кто участвует: маркетолог или рекламное агентство, специалист по торговому маркетингу, бренд-менеджер.
Что нужно сделать: запустить всё, что определили в коммуникационной стратегии, отследить результат ребрендинга.
Результат: аудитория знает о новом бренде, целевые показатели растут.
В качестве хорошего примера мы уже рассматривали кейс «Даниссимо». Давайте разберём антипример: ребрендинг соков Tropicana.
В 2009 году компания изменила упаковку, но вместо того, чтобы расти, продажи упали на 20%. Бренд не сохранил преемственность, и покупатели не узнали соки Tropicana на полке, это стоило компании 27 миллионов долларов.
В результате логотип и внешний вид бренда пришлось вернуть обратно.
Подведём итог: