Трёхмерная графика (3D) — это изображения или видео, созданные на основе объектов в трёхмерном пространстве. Прежде чем компьютерная графика визуализируется на экранах, 3D-объекты проходят через специальный конвейер визуализации — пайплайн (от англ. pipeline). Сначала отрисовывается геометрия, затем формируется полигональная сетка — рёбра, грани и вершины, которые задают форму объекта в 3D-графике. Затем на неё накладываются текстуры и различные эффекты. Процесс, который отвечает за то, что необходимо отрисовать, и называется рендером.
Рендеринг (от англ. rendering — «визуализация») — это перевод трёхмерной сцены в двухмерное растровое изображение с помощью компьютерной программы с учётом заданных параметров: освещения, точки наблюдения, материалов. Художник рисует линии, получается силуэт, который можно раскрасить. Потом добавляет текстуры, тени и блики, учитывает условный источник света и в итоге получает объёмное и реалистичное изображение. В компьютерной графике эти действия пошагово выполняет компьютер.
Игры типа «Ведьмак 3» и Atomic Heart, проект дизайнерского интерьера виллы на море, новая часть фильма «Аватар» — во всех этих продуктах применяют технологию рендера, или создания объёмного изображения и сцены на основе загруженных в компьютер данных.
Чтобы рендерить картинку к фильмам масштаба Marvel, компании арендуют специальные рендер-фермы. Это крупные дата-центры, состоящие из кластеров на видеокартах, и в одном компьютере их может быть несколько. Крупные студии вроде Pixar могут позволить себе собственную ферму. Есть и бесплатные сервисы: там пользователи делятся друг с другом вычислительными способностями своих компьютеров. Так они набирают специальные баллы, которые можно обменять на рендеринг на компьютерах других пользователей, которые объединены в одну общую вычислительную сеть.
На реалистичность влияют составляющие, которые нужно проработать в трёхмерном редакторе:
● Форма объекта — это базовая геометрия создаваемого предмета. В зависимости от сюжета и стиля требуется разная детализация. Например, для модели дома понадобится смоделировать не просто кубик, но и окна, двери, черепицу на крыше и другие важные детали.
● Окружение. Для трёхмерной графики важно, в каком окружении размещается модель. Например, шарик у окна будет хорошо освещён, а пол и стены будут слегка отражаться от поверхности модели. Настройка источников освещения, изменение геометрии и цвета предметов вокруг объекта помогут улучшить результат визуализации модели при рендеринге.
● Материалы модели — стекло, металл, пластик и всё, что поможет достичь желаемого эффекта реалистичности. Глянцевый шар для боулинга будет хорошо отражать окружающие предметы, а матовый моток шерстяных ниток — плохо. Важно текстурирование, когда поверх объекта наносится изображение, например древесной коры или футбольного мяча. В зависимости от задач сцены, настройка материалов помогает влиять на сюжет и качество визуализации.
● Настройки камеры. Трёхмерные модели существуют в абстрактном трёхмерном пространстве программы, поэтому, чтобы увидеть их под нужным углом, используется виртуальная камера. Так же как у настоящей камеры, у неё можно настроить глубину резкости, положение, угол обзора и увидеть, какая часть сцены попадёт в кадр.
Рендеринг в режиме реального времени | Финальный рендер |
---|---|
Используют в интерактивной графике и играх, где изображения должны создаваться в быстром темпе, например свыше 30 кадров в секунду. Это лёгкий рендер, который позволяет уже в процессе работы понять, какой получится финальная версия файла. Если к одному и тому же объекту применить цвет, то обновлённая версия сразу же отобразится на экране. | Применяют там, где скорость не имеет значения: здесь на рендеринг отводится неограниченное количество времени. Этот метод в основном используется в кинематографе — анимации и визуальных эффектах, где нужно, чтобы зритель поверил в реалистичность происходящего на экране. Рендеринг одной сцены может занимать от нескольких часов до нескольких дней. |
Виктория Арсентьева
Важно с самого начала понять, чем хочется заниматься: делать заставки для видео, графику для компьютерных игр, создавать 3D-иллюстрации или визуализации интерьеров. Чем раньше придёт это понимание, тем легче будет путь к мечте. Нужно быть готовым к моментам, когда опускаются руки, особенно если весь день уходит на создание нескольких секунд анимации, а рендеринг длится 30 часов. Поэтому рекомендую поддерживать уровень мотивации, изучая чужие работы, постоянно искать вдохновение и помнить, что со временем всё обязательно получится.
Никита Канюков
Любая технология — это просто инструмент реализации идей, поэтому чем больше инструментов освоено, тем больше решений специалист сможет предложить. Глубже понимание и навык владения инструментом — легче реализовывать идеи. Поэтому изучение 3D, живописи или навыки работы с нейронными сетями — это всё вложения в возможность создавать сложные и интересные проекты.
Читать также: