Рыночная ниша — это часть рынка, которой занимается продавец. В профессиональной среде под нишей чаще всего понимают конкретную категорию товаров — например, «детская одежда», «сухие корма для кошек», «новогодние украшения», «шоколад».
Рыночная ниша — узкое направление для удовлетворения спроса конкретной аудитории. Её можно представить как свободное место в заполненном людьми автобусе. В одной нише, как и на одном свободном сиденьи, может удобно расположиться один селлер.
Селлеры под нишей обычно подразумевают сегмент или общую категорию в целом: «детская одежда», «костюмы для чихуахуа», «зимние костюмы для кошек».
На курсе «Менеджер маркетплейсов» студенты учатся анализировать разные площадки, находить подходящие товарные ниши и создавать продающие карточки. Учёба занимает около 15 часов в неделю — получится совмещать с работой, тренировками и личной жизнью.
На популярных маркетплейсах нишей называют товарные категории, то есть для селлеров ниша — это и есть категория. Вот несколько примеров таких ниш:
● постельное бельё;
● спортивное питание;
● велоодежда;
● смесители;
● детская одежда;
● кресла-качалки;
● корм для кошек.
Количество ниш на маркетплейсах равно количеству категорий. Источник: Ozon
Если селлер продаёт прописи для первоклассников, он не занимается сразу всеми товарами для школы ― только прописи. Иными словами, занял узкую нишу и предлагает свой товар не всем 34 миллионам родителей школьников, а только 4 миллионам тех, у кого есть дети-первоклассники. Родители выпускников 9—11-х классов — не его целевая аудитория, это другой нишевый продукт, например «товары для выпускных», «праздничные ленты».
Счётные палочки, дневники и ручки — разные ниши в сегменте школьных товаров. Источник: Ozon
Рыночная ниша подразумевает узкую специализацию и имеет следующие характеристики:
● Объём денег в нише — чтобы его оценить, смотрят, какой в ней товарооборот, сколько продаж.
● Растущая или падающая — нужно смотреть график от года к году: увеличивается объём продаж или падает.
● Ниша занятая или свободная. Смотрим, насколько переполнена ниша, сколько там других селлеров. Если вернуться к примеру с автобусом — проверяем, есть ли свободные места, и если да, то где.
● Сборы маркетплейса по нише — сколько денег придётся отдать маркетплейсу. Площадки устанавливают разную комиссию в зависимости от направления: например, Ozon берет 9,5% за продажу вещи из категории «Зоокорма», 18% — товаров для спорта, и 19,5% — одежды. Проверить сборы и посмотреть правила конкретной площадки можно на специализированной платформе для селлера — например, у Ozon это Ozon Seller.
● Средний процент выкупа по товару — как часто выкупают конкретные позиции в нише.
● Остаток товара у поставщиков. Ниша может быть интересной по цифрам, но работать с ней не получится, если товара у поставщиков нет, либо недостаточно, либо его продают только очень крупными объёмами. Например, если селлер планирует закупать по 200―300 позиций в месяц, а поставщики предлагают выгодные варианты только при покупке партий товара от 2 000 шт.
● Сезонность товара. Если селлер продаёт портфели для школьников, их чаще покупают летом ближе к сентябрю и реже — в остальное время года. То же самое касается товаров для сада, новогодних украшений, подарков на Восьмое марта.
Оценить метрики по конкретной нише помогают специализированные сервисы аналитики маркетплейсов.
Источник: moneyplace
Собрали преимущества работы с нишевыми товарами.
Чтобы начинающему селлеру, индивидуальному предпринимателю или компании выбрать свою нишу на маркетплейсе, нужно сделать следующее:
1. Проанализировать интересные для себя ниши, чётко определить потребности целевой аудитории и уровень конкуренции. Проще всего это сделать с помощью сервисов аналитики маркетплейсов, например MPSTATS, Mayak (Маяк) или Moneyplace. Они помогут сделать анализ ниши и узнать, какой товар пользуется спросом, какой уровень продаж и сколько потенциальных конкурентов уже работают в нише.
2. Выбрать нишу с низкой или минимальной конкуренцией.
3. Определиться с ценовым сегментом — в зависимости от собственных финансовых возможностей и потребностей целевой аудитории.
4. Удостовериться в возможности обеспечить поставки товара: товар в нужном количестве есть в наличии у поставщиков и есть деньги, чтобы поддерживать необходимый для работы остаток на складах.
5. Учесть сезонность в нише, если она значительно влияет на продажи. Продумать, как можно сыграть на сезонных всплесках интереса к определённым категориям товара. Например, некоторые селлеры работают именно на комбинациях сезонных трендов: к Новому году продают игрушки, украшения и гирлянды, а к лету — пляжные принадлежности, детские бассейны.
Занять узкую рыночную нишу — это стратегия работы в глубину. Если у селлера узкий ассортимент, он сразу занимает либо стремится занять лидирующие позиции в нише, потому что чем выше карточка товара, тем больше трафика, в том числе бесплатного, она получает. Есть и другая стратегия, когда селлер работает в нескольких нишах, продавая широкий ассортимент товаров, но везде занимает средние позиции. Выбор стратегии остается за селлером, главное, быстро реагировать на изменения на рынке.
Вот самые распространённые ошибки, которые могут допустить продавцы при выборе ниши.
Совет эксперта
Читать также: