Управлять проектами можно по-разному, а выбор методологии зависит от продукта и сферы деятельности компании. Например, в IT и digital используют для этого методики Waterfall и Agile. В Waterfall строго соблюдают очерёдность этапов и их сроки. В Agile процессы можно вести параллельно. Scrum — это фреймворк, одна из разновидностей методологии Agile.
В команде, которая работает по Scrum, у каждого участника своя роль, а работа над продуктом идёт итерациями. Например, дизайнеры делают первый вариант сайта и представляют его заказчику, затем вносят правки и создают следующую версию — и так до тех пор, пока результат не устроит все заинтересованные стороны. Но это не значит, что работа над продуктом длится вечно, в Scrum есть ограничения по времени. Например, на каждый этап, или спринт, отводится от одной до четырёх недель. Спринт начинается с планирования и заканчивается обсуждением результатов. Во время спринта команда работает только над одной задачей.
Светлана Болсуновская
Scrum будет хорошо работать в проектах, где на старте по объективным причинам сложно сформулировать, какой результат или ценность важно получить заказчику или пользователю. Это значит, что при создании продукта придётся двигаться постепенно: короткими итерациями, с помощью экспериментов и гипотез прояснять цели и понимание продукта или ожидаемого результата. В Scrum результатом каждого этапа работы должен быть продукт, например прототип лендинга или черновик статьи. После обратной связи от владельца продукта или заказчика команда понимает, что было сделано верно, а что нужно доработать.
Бывает, что заказчик не готов обсуждать итерации, давать частую обратную связь и хочет увидеть весь продукт позже, но целиком. Если в таких случаях внедрять Scrum, получится искусственный и бесполезный процесс.
Главная цель работы по Scrum — нечто ценное, готовое в самом продукте. Например, при разработке новой функции в мобильном приложении это возможность зарегистрироваться через аккаунт электронной почты. Если ценность есть после каждой итерации, значит, всё работает в соответствии с принципами Scrum.
Светлана Болсуновская
На самом деле в Scrum гораздо важнее ценности, на которых базируется фреймворк. Бесполезно внедрять практики, если команда не понимает, зачем они были придуманы и какие ценности за ними стоят. Их всего пять, и от того, насколько члены команды их разделяют, зависит результат работы по Scrum.
Прозрачность означает, что члены команды готовы делиться процессами, проблемами и достижениями, то есть люди не заметают проблемы под ковёр, а анализируют их с помощью практик Scrum: что не получается и почему, что надо сделать, чтобы добиться нужного результата.
На этапе инспекции команда анализирует, действительно ли есть проблема, нужно ли что-то изменять или улучшать. Если проблема всё-таки есть, то члены команды переходят на этап адаптации и думают, как можно изменить ситуацию: например, какие изменения внести в бэклог продукта или какие новые договорённости с заказчиком нужны.
Светлана Болсуновская
Три «столпа» тесно связаны друг с другом и с практиками Scrum. Например, если на ретроспективах команда регулярно проводит инспекцию, но дальше ничего не меняет, то есть не подключает адаптацию, в этом нет смысла. Ведь конечная цель работы по Scrum — сделать лучше, создать новую ценность. И практики предлагают конкретные варианты, как это сделать.
Чтобы работа над продуктом была результативной, важны не только ценности, но и основные принципы метода Scrum:
● Работа короткими циклами — спринтами. Все действия планируются только в пределах одного спринта, а его результатом должна быть значимая, ценная часть продукта.
● Гибкость. После каждого спринта продукт тестируют. Возникшие ошибки или проблемы учитывают при планировании следующего цикла.
● Участие заказчика и пользователей в работе над продуктом. Их обратная связь помогает оперативно вносить изменения в продукт.
● Тесное взаимодействие команды. Все участники работают и достигают поставленных целей вместе.
Владелец продукта (Product Owner)
Работает с бэклогом продукта, определяет приоритетность задач, контактирует с заказчиками и пользователями. Владелец продукта регулярно работает с Scrum-командой и объясняет, что именно нужно делать, почему так и в такой последовательности.
Светлана Болсуновская
Самое главное, что Product Owner отлично понимает, какой продукт создаёт команда и как заказчик будет на этом продукте зарабатывать. Я работала в разных командах и поняла, что от владельца продукта во многом зависит организация работы и построение фреймворка. Если Product Owner не верит в продукт, то и у всех остальных это не получится. Когда владелец продукта горит идеей, хочет добиться результата, это передаётся и команде.
Разработчики (Developers)
Это специалисты, которые создают продукт. Название «разработчики» — условное, и в Scrum-команде могут быть любые специалисты: программисты, маркетологи, дизайнеры, UX-редакторы — это зависит от продукта, над которым они работают.
Команда разработчиков в Scrum — не просто группа людей, где каждый решает свои задачи. Scrum — это постоянная совместная работа, благодаря которой получается магия «1 + 1 = 3». То есть семь человек, которые выпускают продукт в команде и работают в тесном контакте, получат совсем другой результат, чем просто семь специалистов, которым поставили по задаче.
Светлана Болсуновская
Если для владельца продукта главный вопрос — «что и зачем мы делаем», то для разработчиков — «как мы это делаем». В Scrum есть такое «предусловие»: специалисты, которые работают в команде и выпускают продукт, — профессионалы, поэтому по умолчанию делают всё качественно.
Scrum-мастер
Бывает, что обязанности Scrum-мастера путают с обязанностями проджект-менеджера и считают, что он должен настраивать программы, планировать работу команды или заносить в календарь встречи. На самом деле Scrum-мастер отвечает за эффективность команды, причём не отдельных участников, а именно команды как целого.
Специалист, который выполняет роль Scrum-мастера, должен хорошо знать фреймворк, разделять все ценности Scrum, понимать, какие практики в каких ситуациях работают. Чтобы команда работала продуктивно, Scrum-мастер обучает участников, например объясняет, что ежедневные встречи помогают быстро выявить проблемы, которые мешают работать над продуктом. Задачи команды обычно фиксируются на scrum-доске, которая похоха на многоколоночный список элементов.
Scrum-мастер взаимодействует с владельцем продукта и другими командами, даже если они не работают по Scrum. В этом случае задача скрам-мастера — объяснять им ценность подхода.
Если Scrum необходим, компания или команда приглашает Scrum-мастера, который выстраивает работу.
Светлана Болсуновская
Основная задача Scrum-мастера на старте запуска Scrum — убедиться, что фреймворк действительно поможет в конкретном бизнесе, понять ожидания заказчиков от формата и результатов работы, рассказать им, что можно ожидать от фреймворка и как он работает.
Когда команда собрана, Scrum-мастер проводит запуск. Он длится несколько дней, в это время участники знакомятся друг с другом и продуктом, который будут создавать, обучаются основам Scrum, договариваются о ролях и встречах в команде, договариваются о том, как будут работать вместе, и фиксируют задачи на скрам-доске.
Если у компании или команды нет потребности в быстрой адаптации к рынку, регулярной обратной связи от заказчика и пользователей, значит, Scrum не нужен. Способов управления проектами из классического менеджмента будет достаточно. Когда команде приходится быстро перестраиваться под новые требования рынка, стоит попробовать Scrum.
Светлана Болсуновская
Всем, кто интересуется Scrum, я бы рекомендовала почитать кейсы его внедрения в разных компаниях. Через практику других и живой контекст можно почерпнуть много интересного о том, как именно работает эта система, какие подводные камни здесь есть и как их обойти.
Читать также: