Дарья Лихач
Яндекс и Google — по-прежнему одни из основных источников поиска информации. Если сравнивать с контекстной и таргетированной рекламой, SEO гораздо мягче воздействует на пользователей. Это объясняется тем, что SEO — условно бесплатный канал. Когда пользователь открывает в выдаче сайт без пометки «реклама», у него складывается мнение: поисковая система говорит, что этот сайт «крутой», и ему можно доверять.
На курсах по маркетингу в Яндекс Практикуме в особенностях рекламных каналов помогают разобраться наставники-практики. Они объясняют, как выбирать способы продвижения для разных кампаний, проверяют стратегии студентов и дают обратную связь по каждой работе. А если вы еще не определись с направлением, тогда бесплатный курс «Какую профессию в маркетинге выбрать» поможет разобраться, какие профессии сейчас востребованы, чем занимаются разные специалисты и как построить успешную карьеру.
У каждого сайта могут быть разные этапы продвижения, всё зависит от исходного состояния ресурса. Логика работы состоит из таких действий:
1. Провести аудит сайта.
Посетителям, которые находят сайт через поисковики, важно, чтобы он быстро загружался, открывался на ноутбуке и смартфоне, а дизайн не мешал навигации. SEO-специалист анализирует эти показатели и оценивает другие параметры: какую позицию в выдаче занимает сайт, сколько пользователей приходит из поиска, как он наполнен с технической точки зрения, есть ли критические ошибки, которые мешают хорошей индексации. После аудита сайта составляют дальнейший план действий по SEO-оптимизации.
2. Собрать семантическое ядро.
Если пользователь ищет, что такое SEO, а из поиска попадает на страницу о контекстной рекламе, он закроет её и уйдёт на другой сайт. Чтобы не терять посетителей, важно правильно собрать семантическое ядро — подобрать запросы, которые точно соответствуют тематике сайта. Этот этап продвижения актуален для всех сайтов, вне зависимости от их начального состояния.
3. Провести работы по оптимизации.
Если человеку неудобно пользоваться сайтом, он уйдёт к конкуренту, а компания потеряет потенциального клиента. Чтобы этого не произошло, SEO-специалист проводит работы по оптимизации. Например, бывает, что с сайта удаляют часть разделов, а ссылки на них остаются. Когда пользователь переходит по такой ссылке, он видит сообщение об ошибке 404. Чтобы не терять посетителей, ссылки на несуществующие страницы удаляют. Также на этом этапе специалисты по SEO проверяют структуру, тексты, изображения, пиктограммы и другие элементы юзабилити сайта.
4. Проиндексировать сайт.
Чтобы пользователи могли найти сайт компании, его страницы и весь контент индексируют: поисковые роботы «знакомятся» с контентом и заносят его в базу данных. SEO-специалист открывает страницу для индексации, когда на ней есть подробная информация о товаре или услуге, работают все кнопки, она открывается на любых устройствах и соответствует ключевым запросам. Бывает, что покупатель переходит на страницу товара в интернет-магазине по запросу из поиска. Кнопка заказа активна и покупатель добавляет его в корзину. А во время оформления заказа выясняется, что товар закончился. Человек нервничает и уходит к конкурентам.
5. Тестировать разные элементы сниппета.
После оптимизации SEO-специалист анализирует результаты и работает над тем, чтобы ресурс был удобным не только внутри, но и в выдаче. Например, тестирует разные варианты описаний сайта, метатеги и другие элементы, которые отображаются в сниппете — кратком описании того, что есть на странице.
6. Анализировать поведение пользователей, чтобы узнать, сколько времени посетители проводят на сайте, насколько довольны его удобством и качеством информации. Чаще всего действуют так:
● Чтобы понять, насколько сайт эффективен, SEO-оптимизатор может оценивать показатель конверсии или косвенные характеристики, например, показатель отказов или продолжительность сессии.
● Затем специалист выделяет один сегмент, например, переходы из поиска или конкретный тип страниц, и в рамках этого сегмента сравнивает посадочные страницы по конверсии или косвенным характеристикам.
● Результаты сравнения помогают понять, где сайт хорошо выполнил свою задачу, а где, наоборот, не помог пользователю. На их основе оптимизатор генерирует гипотезы о причинах неудач и способы исправить проблемы.
Важно оценивать все эти параметры, для того чтобы понять, насколько сайт нравится людям, как они взаимодействуют с ресурсом. Также метрики помогают SEO-специалисту увидеть, как ещё можно улучшить сайт при проведении его оптимизации.
Дарья Лихач
SEO-специалисту нужно думать об удобстве для пользователей, а не о количестве ключей, накрутках или о том, как обмануть поисковик. Быстрая загрузка страницы, понятная структура, читаемый шрифт, мобильная версия — вот то, что действительно важно.
На практике определить точные сроки оптимизации и продвижения сайта сложно. Они зависят от изначального состояния ресурса, его объёма, бюджета, подрядчика. Например, на начальный этап продвижения в топ сайта небольшого интернет-магазина может уйти от одного до трёх месяцев. За это время получится провести аудит, проанализировать целевую аудиторию бизнеса, собрать семантическое ядро, подготовить контент, выполнить работы по оптимизации.
Если остановить SEO-продвижение после первых результатов, какое-то время сайт ещё будет занимать высокие позиции в выдаче. Но у компании появляются конкуренты, совершенствуются инструменты для управления сайтами, поэтому важно отслеживать тенденции развития поисковых систем и поддерживать ресурс в актуальном техническом состоянии.
На стоимость продвижения сайта влияют разные причины:
● Сфера бизнеса.
Если компания работает в высококонкурентной сфере, на SEO-оптимизацию сайта требуется больше времени и ресурсов, а значит, стоимость продвижения будет выше. Например, оптимизация сайта медицинской клиники в Москве будет стоить дороже, чем продвижение страницы врача-реабилитолога, который ведёт частную практику в Тамбове.
● Состояние сайта на старте.
На позиции в выдаче влияет скорость загрузки, дизайн, удобство сайта для пользователя. Если какие-то показатели хромают, сначала нужно устранить проблемы: расходы косвенно влияют на стоимость SEO-продвижения.
● Квалификация подрядчика.
Компания может заказать продвижение сайта специалисту-фрилансеру, обратиться в агентство или нанять оптимизатора в штат. Если компания решила сотрудничать с фрилансером или агентством, стоит обязательно посмотреть портфолио или кейсы и результаты продвижения в похожей нише.
Как у любого способа продвижения, у SEO-оптимизации есть свои плюсы и минусы. К главным преимуществам метода относятся:
● Низкая стоимость.
SEO — условно бесплатный канал продвижения. Обычно компания вкладывается только в услуги SEO-специалиста и разработчиков. Когда пользователи открывают сайты в органической выдаче, компания не платит поисковику за клики. В маркетинге есть понятие CAC (customer acquisition cost) — сумма, потраченная на привлечение одного клиента. В SEO этот показатель, как правило, будет ниже, чем в других каналах.
● «Горячий» трафик.
В отличие от рекламных баннеров органическая выдача формируется по точечному запросу пользователя в поиске. Это значит, что она наиболее точно соответствует намерению посетителей, поэтому на продвигаемый сайт переходят «горячие» клиенты, заинтересованные в покупке.
● Рост узнаваемости бренда.
Если сайт занимает высокие позиции в выдаче, пользователи чаще видят его и запоминают. К тому же поисковые алгоритмы работают так, что первые места занимают заслуживающие доверия страницы: сайты с удобной навигацией, понятной структурой, полезным контентом и функциональностью.
● Улучшение технического состояния сайта.
Поисковики не выводят в топ неудобные сайты, страницы, которые медленно открываются или содержат нерелевантную информацию. Чтобы клиенты чаще заходили на сайт, интернет-маркетологу компании нужно постоянно работать над тем, чтобы он был привлекательным для пользователей.
● Долгосрочный эффект
Первые результаты SEO-оптимизации заметны через 3–6 месяцев работы специалиста. Обычно в самом начале выполняют самые важные и ресурсоёмкие работы: собирают семантическое ядро, готовят страницы, проверяют сайт на критические ошибки. После этого включают «режим поддержания»: следят за ассортиментом товаров или актуальностью статей, анализируют поведение пользователей, если необходимо — дорабатывают юзабилити, создают новые страницы.
Это преимущество одновременно является и минусом: чтобы SEO заработало, нужно время. Получить результаты за неделю-две, как в контекстной рекламе, здесь не получится.
Чтобы пользователи взаимодействовали с интересным и полезным контентом, поисковые системы периодически меняют алгоритмы ранжирования. Методы продвижения сайтов, которые работали 20 лет назад, сегодня могут привести к блокировке ресурсов:
● Злоупотребление ключевыми словами.
Когда поисковые системы ранжируют сайты, они используют семантический анализ, понимают синонимы и формы слов. Это значит, что в текстах не стоит использовать ключевые фразы типа «мужские джинсы цена» или «в Москве холодильник купить»: Яндекс и Google распознают живой русский язык.
Дарья Лихач
Сегодня поисковики распознают не только синонимы и разные формы одного слова, но и понимают запросы по смыслу. Например, алгоритм Яндекса «Палех» работает на основе нейросетей и помогает находить ответы даже на необычные запросы.
● Закупка внешних ссылок.
Несколько лет назад большое количество ссылок на сайт помогало его продвижению. Чтобы быстро продвинуть сайт, недобросовестные SEO-специалисты закупали ссылки на «мусорных» ресурсах, то есть на сомнительных, не заслуживающих доверия сайтах. Сегодня этот метод не работает. Удобный сайт с полезным контентом всё равно будет находиться в топе выдачи, несмотря на небольшое число ссылок.
● Накрутка поведенческих метрик.
Чтобы продвинуть сайт в топ, некоторые SEO-оптимизаторы имитируют поведение пользователей с помощью сервисов или реальных посетителей, которых находят на специальных биржах. Такой метод считается «чёрным» продвижением и может привести к блокировке сайта.
Дарья Лихач
Чтобы грамотно заниматься SEO, нужно понимать физический смысл работы поисковых систем: от технической части никуда не деться, даже если SEO-оптимизатор — гуманитарий. При этом не стоит забывать, что сейчас SEO делается именно «для людей». Не нужно стремиться понравиться роботам, лучше продумать наполнение сайта так, чтобы он нравился пользователям. SEO — сфера, где всё постоянно меняется. Чтобы быть «в теме», нужно не только освежать знания о поисковой оптимизации, но и повышать знания в смежных отраслях маркетинга, других каналах продвижения, продуктовой аналитике.
Читать также: